Вспомогательные программы.

Программированное (программное) обучение

Программированное обучение-это совокупность учебных материалов, которые студенты могут использовать, изучая какую-нибудь определённую тему.

Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер

Более того, это совокупность материала, разработанного в соответствии с некоторыми ведущими принципами, многие из которых поведенческие по происхождению. По мнению O’Day, Kilhavy, Andegon and Malcaynski (1971), это следующие принципы:

1. Детализация цели (задачи), которую ученик должен достичь.

2. Внимательная проверка материала.

3. Разрешение ученикам овладеть материалом в соответствии с их способностями.

4. Необходимость в определённых реакциях со стороны ученика.

5. Мгновенная обратная связь для того, чтобы ученик узнал, была ли его реакция правильной.

6. Разделение на мелкие этапы.

Мелкие этапы, используемые в программном обучении, называются блоками. Многие содержат какой-либо текст или информацию, или, по крайней мере, 1 вопрос, требующий ответа учащегося. Студенты прочитывают материал, тотчас же отвечают на вопросы, проверяют, правилен ли их ответ, и затем переходят к другому блоку. Этап от одного блока до другого настолько мал, что от студентов всё время ожидают только правильных ответов. Но, конечно же, они не всегда верны. Существуют 2 различных вида программного обучения, каждый с особым подходом к неправильным ответам.

ЛИНЕЙНАЯ ПРОГРАММА.

Линейный подход очень часто называют программой Скиннера, потому что он был её основателем и сторонником. Одной из отличительных черт этой программы является то, что студенты должны сами создавать ответ, а не выбирать его из листа с многочисленным выбором ответов. В линейных программах студенты движутся в твёрдой последовательности блоков, предназначенных для того, чтобы подводить учащихся от одного понятия к другому с наименьшим количеством ошибок. Если учащиеся всё же делают ошибку, они немедленно изучают её, смотрят на правильный ответ и переходят к другому блоку.

Методисты линейной программы полагают, что студенты должны делать не более чем 5 - 10% ошибок при использовании подобных блоков. Чтобы удержать количество ошибок на таком низком уровне, многие блоки содержат различные виды подсказок и ключей для того, чтобы учащиеся отвечали правильно.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ.

Второй подход к программному обучению часто называют программой теста с множественным выбором, так как учащиеся предлагают несколько вариантов на каждый ответ. После каждого выбора студентам поясняют, к какому определенному блоку им нужно обратиться для дополнительной информации. Если учащиеся выбрали правильный ответ, их отсылают к блоку, который гласит: «Вы правы! Поздравляем вас!». Если студенты выбрали неправильный ответ, их отсылают к блоку, который говорит, что они не правы, предлагая объяснения и затем отсылают их назад для повторной попытки. Скиннер (1960) - человек, заложивший этот подход в программное обучение.

Важнейшее преимущество вспомогательной программы состоит в том, что учитель может сначала проверить блок для того, чтобы выяснить наиболее общие ошибки и неправильные представления учащихся. Затем могут быть разработаны « коррективные блоки » для исправления этих общих ошибок. Вторым существенным преимуществом вспомогательной программы является то, что хорошо подготовленные и очень сообразительные ученики могут быстро проходить материал, пропуская коррективные блоки, в то время как медлительные учащиеся получают необходимую помощь. Неудобство таких программ состоит в том, что они не представляют собой такой последовательно изложенный материал, как книги или доклады (лекции). Возвращение назад и вперёд может вызвать путаницу. Однажды потеряв отрывок в книге вспомогательной программы, вам будет очень трудно снова его найти.

Наши рекомендации