Листинг 6. Использование выражений вместо операторов инкремента.
В результате работы программы мы увидим следующие сообщения:
Первое значение переменной count равно 0Второе значение переменной count равно 1Последним значением переменной count является 0Значение выражения count+1 представлено на экране как 1, но полученный результат не был внесен в соответствующую область памяти. Поэтому третья функция printf() вывела на экран монитора исходное значение переменной, равное 0.
Оператор инкремента можно использовать так же, как и выражение, значение которого будет присвоено переменной, стоящей в левой части инструкции присваивания. Например, следующая инструкция увеличивает значение переменной count, а затем присваивает полученное значение переменной number:
number = ++count;те же операции можно было выполнить и так:
Оператор ++ можно использовать с именем переменной как инструкцию:
++number;Если же знаки ++ помещены справа от имени переменной,
variable++;то приращение значения переменной произойдет после завершения соответствующей инструкции. Посмотрите на слегка модифицированную программу из Листинга6:
main() { intcount = 0; printf("Первое значение переменной \count равно %d", count); printf("Второе значение переменной \count равно %d", count++); printf("Последним значением переменной \count является %d", count); }Оператор ++ увеличит значение переменной count после выполнения второй инструкции, использующей функцию printf(). Вторая функция printf() отобразит на экране исходное значение переменой, и сообщения, выведенные на экран, будут выглядеть так:
Первое значение переменной count равно 0Второе значение переменной count равно 0Последним значением переменной count является 1Во время выполнения первой и второй функций printf(), значение переменной равно 0 и увеличивается на 1 только перед выполнением третьей функции printf().
Используя оператор инкремента, можно сохранить начальное значение переменной в другой переменной и одновременно увеличить его, как показано в программе:
main() { int number, storage; puts("Введитезначениечисла:"); scanf("%d", &number); storage = number++; printf("Начальноезначениечисла: %d\n", storage); printf("Новоезначениечисла: %d", number); }В инструкции
мы, во-первых, присваиваем значение number переменной storage, а во-вторых, увеличиваем переменную number на единицу.
Оператор декремента работает аналогичным образом, но уменьшает значение переменной на единицу. Синтаксис использования оператора таков:
--variableуменьшает значение переменной на 1 до выполнения инструкции
variable--уменьшает значение переменной на 1 после выполнения инструкции
Аккумуляторы
Аккумулятор также увеличивает значение переменной. Но, в отличие от счетчика, который всегда увеличивает значение переменной на одну и ту же величину, аккумулятор может иметь произвольный шаг (и способ) изменения при каждой новой операции. В общем виде синтаксис аккумулятора таков:
variable = variable + other_variable;Аккумулятор получил такое название оттого, что он накапливает значение переменной. Посмотритенаследующийпример:
int total, number;total = 0;scanf("%d", &number);total = total + number;Допустим, что переменной number присвоено значение 10. После выполнения инструкции
переменная total приобретает значение 10, так как компьютер выполнил операцию сложения, используя следующие значения:
total=0+10;Теперь предположим, что снова происходит ввод данных с помощью функции scanf() и выполняется новая операция суммирования, но на этот раз переменной number присвоено значение 15:
scanf("%d", &number);total = total + number;теперь компьютер использует в вычислениях следующие значения:
total = 10 + 15;Произошло накопление значений переменной number.
В Листинге 7 приведен текст программы, в которой вводятся три значения и вычисляется их среднее арифметическое. Для расчета среднего арифметического пользуются простым математическим выражением:
average = (A + B + C) / 3В программе мы использовали аккумулятор, чтобы подсчитать сумму трех чисел, и счетчик для определения количества введенных значений (чтобы продемонстрировать работу счетчика).