Краткие сведения из теории. 4 страница
6. z = x3 – y2
7. z = x cos2(y) – y
8. z = x2 + 2 sin(y)
9. z = 2 x2 – 3 y ey
10.
Задание И-6.4.Решить систему уравнений тремя способами.
1. 2.
3. 4.
5. 6.
7. 8.
9. 10.
11. 12.
13. 14.
15. 16.
17. 18.
19. 20.
Задание И-6.5.На нескольких листах имеются метеорологические данные за январь, февраль и март.
Январь
Город | Температура | Давление | Осадки |
Москва | -10 | ||
Петербург | -12 | ||
Томск | -25 | ||
Псков | -9 | ||
Омск | -20 |
Февраль
Город | Температура | Давление | Осадки |
Москва | -12 | ||
Петербург | -14 | ||
Томск | -35 | ||
Псков | -8 | ||
Омск | -24 |
Март
Город | Температура | Давление | Осадки |
Москва | -1 | ||
Петербург | -2 | ||
Томск | -17 | ||
Псков | |||
Омск | -10 |
Получить средние значения показателей погоды за квартал и несмещенное отклонение их от средних. Сделать выводы о средних показателях в различных пунктах и их изменчивости. Результирующая таблица должна иметь вид:
Место | Средняя температура | Среднее давление | Средние осадки | Несмещенное отклонение температуры | Несмещенное отклонение давления | Несмещенное отклонение осадков |
Задание И-6.6.Имеются следующие данные о сотрудниках.
Табельный № | Фамилия | Пол | Год рождения | Количество детей | Отдел | Дата поступления на работу | Оклад |
Андреев | м | 15 000 | |||||
Петров | м | 8 000 | |||||
Голубев | м | 9 000 | |||||
Пушкин | м | 10 000 | |||||
Толстой | м | 23 000 | |||||
Котов | м | 13 000 | |||||
Сергеев | м | 14 000 | |||||
Михась | ж | 25 000 | |||||
Ли | ж | 8 000 | |||||
Иванова | ж | 4 000 | |||||
Зайцева | ж | 5 000 | |||||
Зайцев | м | 11 000 | |||||
Семенов | м | 4 000 | |||||
Янов | м | 5 000 |
Создать форму для добавления записей в таблицу.
Используя фильтрацию, найти и скопировать на отдельные листы строки таблицы, удовлетворяющие следующим запросам:
1. Сотрудники отдела 33;
2. Табельный номер принадлежит интервалу [58; 63];
3. Количество детей 1 или 2;
4. Сотрудники, имеющие трех или более детей;
5. Сотрудники женского пола из отдела 11 с окладом 8 000;
6. Женщины, имеющие более одного ребенка;
7. Сотрудники, фамилии которых начинаются на букву «П»;
8. Сотрудники, поступившие на работу после 200 года и имеющие оклад 8 000;
9. Сотрудники, работающие в отделе 33 и имеющие оклад от 8 000 до 10 000;
10. Сотрудники мужского пола, работающие в 23 или 11 отделе и родившиеся до 1980 года;
11. Выведите список сотрудников, фамилия которых заканчивается на «ов»;
12. Составить список сотрудников второго отдела, чей оклад на 20 % превышает средний оклад всех сотрудников.
Указание: создайте диапазон условий
Отдел | Оклад |
=оклад 1> СРЗНАЧ(оклад)*1,2 |
где оклад 1 – ссылка на первую ячейку столбца «Оклад».
13. Выполнить сортировку по отделам, а внутри отделов по возрастанию табельных номеров;
14. Сортировать список по отделам, внутри отдела поместить сначала мужчин, затем женщин, их, в свою очередь, упорядочить по убыванию количества детей, а для одинакового количества детей по алфавитному порядку фамилий. Как предусмотреть возможность быстрого восстановление первоначального порядка записей?
15. Вычислить возраст (число полных лет) каждого сотрудника. Выполнить сортировку по отделам, а внутри отделов – по убыванию возрастов;
16. Построить круговую диаграмму с суммарными окладами по отделам. Скопировать суммарные оклады по отделам на новый рабочий лист;
17. То же для данных по средним окладам.
Задание И-6.7.Имеются две таблицы: в первой указаны ФИО, Специальность, Должность, Число отработанных часов; во второй – справочник тарифов почасовой оплаты. Начислить заработную плату. При формировании таблицы плата за час должна быть получена из справочника с использованием функции ВПР.
Кадры
ФИО | Специальность | Должность | Отработано часов | Заработано |
Адамов А.А | Слесарь | Рабочий | ||
Джемов А.Л. | Физик | СНС | ||
Иванов И.И. | Слесарь | Рабочий | ||
Икин С.Ф. | Физик | СНС | ||
Имамов А.С. | Токарь | Рабочий | ||
Ирина О.К. | Токарь | Рабочий | ||
Иркин Д.Л. | Физик | СНС | ||
Исаков М.Л. | Физик | МНС | ||
Кан П.Р. | Физик | СНС | ||
Кисин М.И. | Физик | МНС | ||
Львов М.Р. | Физик | МНС | ||
Соков А.Б. | Токарь | Рабочий | ||
Сомов М.Л. | Слесарь | Рабочий |
Оплата
Должность | Плата за час |
Рабочий | |
МНС | |
СНС |
Задание И-6.8.Дана таблица контрактов на поставку товаров. Необходимо представить ее в разрезе поставщика, то есть преобразовать общую для всех поставщиков таблицу в последовательность таблиц, где для каждого поставщика имеется особая таблица с указанием всех его потребителей и товаров, которые он им поставляет, средний размер поставок, максимального и минимального размера цен на поставляемые каждому поставщику товары.
№ контракта | Поставщик | Потребитель | Товар | Количество | Цена | Дата поставки |
Максим | ЦентПрод | Кофе | 14,7 | 01.04.2002 | ||
Максим | СельПрод | Хлеб | 56,9 | 14.03.2002 | ||
Максим | Партия | Чай | 71,6 | 10.04.2002 | ||
Валент | Партия | Кофе | 55,8 | 16.05.2002 | ||
Валент | СельПрод | Соль | 79,0 | 19.04.2002 | ||
Валент | ЦентПрод | Хлеб | 89,5 | 25.05.2002 | ||
Валент | ЦентПрод | Хлеб | 52,2 | 07.05.2002 | ||
Архип | Партия | Кофе | 26,2 | 28.09.2002 | ||
СоюзМ | Сеть2 | Соль | 41,5 | 30.06.2002 | ||
Максим | СельПрод | Хлеб | 89,3 | 14.03.2002 | ||
Архип | Сеть2 | Кофе | 84,0 | 15.02.2002 | ||
Архип | ЦентПрод | Сахар | 39,7 | 10.09.2002 | ||
СоюзМ | Сеть2 | Соль | 28,3 | 10.01.2002 | ||
Валент | Партия | Кофе | 17,4 | 19.04.2002 | ||
Архип | СельПрод | Чай | 57,3 | 06.02.2002 | ||
Архип | Сеть2 | Кофе | 2,1 | 12.06.2002 | ||
Максим | ЦентПрод | Кофе | 19,0 | 24.02.2002 | ||
Валент | СельПрод | Соль | 55,9 | 07.05.2002 | ||
Максим | Сеть2 | Чай | 19,7 | 23.03.2002 | ||
СоюзМ | Партия | Чай | 59,3 | 28.01.2002 | ||
Валент | Сеть2 | Сахар | 57,8 | 28.04.2002 | ||
Архип | ЦентПрод | Сахар | 52,1 | 24.02.2002 | ||
Архип | Партия | Кофе | 76,6 | 05.03.2002 | ||
Максим | Партия | Чай | 60,3 | 01.04.2002 | ||
СоюзМ | Партия | Чай | 52,8 | 05.08.2002 | ||
Валент | Сеть2 | Сахар | 95,9 | 23.08.2002 | ||
СоюзМ | СельПрод | Хлеб | 60,6 | 01.01.2002 | ||
Архип | СельПрод | Чай | 35,6 | 21.11.2002 | ||
СоюзМ | ЦентПрод | Чай | 36,3 | 19.01.2002 | ||
Максим | Сеть2 | Чай | 2,1 | 18.07.2002 | ||
СоюзМ | ЦентПрод | Чай | 26,9 | 03.11.2002 | ||
СоюзМ | СельПрод | Хлеб | 56,9 | 16.10.2002 |
Для получения результата достаточно выбрать Данные – Сводная таблица. Создать подходящий макет.
Для корректировки сводной таблицы при изменении исходных данных использовать кнопку Обновить данные на панели Сводные таблицы.
Задание И-6.9. Выполнить из следующих заданий три по указанию преподавателя.
И-6.9.1.Создать рабочую книгу, в которой на рабочих листах с именами «Январь», «Февраль», «Март» приведены фамилии торговых агентов и количество сделок, которые они совершили за месяц. Построить сводку за первый квартал.
Январь
Фамилия | Количество сделок | Сумма в руб. |
Иванов | ||
Антонов | ||
Медведев |
Февраль
Фамилия | Количество сделок | Сумма в руб. |
Сидоров | ||
Иванов |
Март
Фамилия | Сумма в руб. | Количество сделок |
Иванов | ||
Сидоров | ||
Антонов | ||
Медведев |
Сводка за квартал 1
Фамилия | Сумма в руб. | Сумма сделок | Средняя цена сделки |
И-6.9.2. Результаты трех экзаменов представлены на трех листах в виде списков. Создать общую ведомость
Математика
Фамилии | Оценки |
Антонов | |
Васильев | |
Горшков | |
Дубов | |
Ельцин | |
Лукин | |
Панчин | |
Рыков |
Информатика
Фамилии | Оценки |
Антонов | |
Васильев | |
Горшков | |
Дубов | |
Ельцин | |
Лукин | |
Панчин | |
Рыков |
История
Фамилии | Оценки |
Антонов | |
Васильев | |
Горшков | |
Дубов | |
Ельцин |
И-6.9.3. На трех листах даны помесячные сводки часовой нагрузки преподавателей.
Создать сводную таблицу нагрузки за семестр по видам работ.
Сентябрь
Фамилии | Аудиторные | Методические | Консультации |
Антонов | |||
Васильев | |||
Гарин | |||
Дубов |
Октябрь
Фамилии | Аудиторные | Методические | Консультации |
Антонов | |||
Васильев | |||
Гарин | |||
Дубов |
Ноябрь
Фамилии | Аудиторные | Методические | Консультации |
Антонов | |||
Васильев | |||
Гарин | |||
Дубов |
И-6.9.4. Результаты финансовой работы фирмы по месяцам представлены в виде таблиц на 3 листах. Составить сводный финансовый отчет за квартал.
Март
Статьи | Сумма, млн. руб. |
Доходы | |
Затраты | |
Оборотные средства | |
Прибыль | |
Остаток на счетах |
Апрель
Статьи | Сумма, млн. руб. |
Доходы | |
Затраты | |
Оборотные средства | |
Прибыль | |
Остаток на счетах |
Май
Статьи | Сумма, млн. руб. |
Доходы | |
Затраты | |
Оборотные средства | |
Прибыль | |
Остаток на счетах |
Вопросы для самопроверки
1. Назначение и общая характеристика Microsoft Excel.
2. Что такое электронная таблица?
3. Из каких структурных элементов состоит файл электронной таблицы?
4. Как сохранить новую рабочую книгу? Какое расширение имеют файлы Excel?
5. Как защитить информацию в книге от несанкционированного доступа? Изменения?
6. Как сохранить текущую электронную таблицу в другом формате (как тестовый, шаблон или в формате другой версии программы)?
7. Как сохранить электронную таблицу в формате, подходящем для размещения на Web-сайте?
8. Как найти и открыть ранее созданную электронную таблицу?
9. Как создать новую электронную таблицу в MS Excel?
10. Как использовать справку в MS Excel?
11. Какое максимальное число листов допускается в рабочей книге? Как переименовать рабочий лист? Перелистать рабочую книгу? Добавить новые листы в рабочую книгу? Поменять порядок следования листов?
12. Как вставлять дополнительные столбцы и строки в электронную таблицу? Как удалять строки и столбцы?
13. Как скрыть строки или столбцы? Скрыть листы?
14. Как выделить отдельную ячейку, группу ячеек, строки или столбцы, находящихся рядом или в разных местах таблицы? Как выделить весь лист?
15. Какие виды данных может содержать ячейка?
16. Как задать форматирование ячейки? Что под этим понимается?
17. Как установить формат отображения содержимого ячейки (числовой с определенным количеством отображаемых цифр после запятой, формат даты, денежный формат, процентный формат)?
18. Как установить гарнитуру шрифта, его размеры, начертание, цвет, ориентацию текста в ячейке?
19. Как установить и настроить фон и обрамление ячеек?
20. Как центрировать и выравнивать текст в заданном диапазоне ячеек по левому, по правому краю, по высоте?
21. Как объединить несколько ячеек в одну?
22. Как изменить высоту строк и ширину столбцов?
23. Как внести исправления в ячейку?
24. Какие категории встроенных функций вам известны? Опишите процесс ввода встроенной функции.
25. Привести примеры записи формул при помощи арифметических и логических функций.
26. Как скопировать информацию из одной ячейки в другую? Как копировать и перемещать содержимое ячеек между разными листами и разными книгами MS Excel? Как скопировать (переместить) весь лист?
27. Как скопировать информацию из таблицы в другое приложение MS Office?
28. Чем отличается специальная вставка от обычной?
29. Что такое относительный адрес ячейки? Абсолютный адрес ячейки? Замена адреса ячейки с относительного на абсолютный.
30. Как дать имя ячейке? Блоку ячеек? Как изменить имя блока? Как увеличить или сократить количество ячеек в блоке?
31. Как меняются ссылки на ячейки при копировании формулы?
32. Как вставить в таблицу MS Excel рисунки, графики, текст и т.п. из других файлов? Как изменить расположение и размеры вставленных объектов?
33. Какие приемы автоматизации ввода вам известны?
34. Как заполнить диапазон ячеек арифметической прогрессией с автоматическим выбором шага?
35. Как воспользоваться функцией автовычисления в строке состояния?
36. Как напечатать часть таблицы? Обеспечить повторение заголовков на всех страницах? Выполнить печать в масштабе?
37. Как скопировать результаты вычислений в документ MS Word? Как при этом обеспечить связь с исходным файлом?
38. Какие типы диаграмм вам известны? Охарактеризовать различные типы диаграмм.
39. Опишите процесс построения диаграммы.
40. Что такое легенда диаграммы?
41. Как сделать подписи данных?
42. Как дать имена рядам?
43. Как дать название оси? Изменить шкалу оси?
44. Как изменить область построения диаграммы? Толщину и цвет линий? Тип маркера?
45. Как форматировать диаграммы (заголовки, подписи, метки, масштаб, цвета, заливка, изменение типа, изменение данных и т.д.)?
46. Как скопировать таблицу или диаграмму в другое приложение Windows?
47. Что такое табулирование функции? Как оно выполняется?
48. Как табулировать функции, заданные составным аналитическим выражением?
49. Как использовать средство Подбор параметра для решения уравнений в MS Excel?
50. Как использовать средство Поиск решения для решения уравнений?
51. Как найти экстремумы функции?
52. Какой тип диаграммы рекомендуется для построения графика функции?
53. Как построить график функции одной и двух переменных в MS Excel?
54. Какие операции с векторами можно выполнить в MS Excel?
55. Как умножить матрицу на число?
56. Как найти сумму нескольких матриц?
57. Какая комбинация клавиш используется при обработке массивов?
58. К какой категории относится функция вычисления обратной матрицы? Произведения матриц? Транспонирования матриц?
59. Какие функции используются при решения систем линейных уравнений матричным методом? Методом Крамера?
60. Опишите итерационный метод решения систем уравнений.
61. Что такое динамический подсчет результатов? В каких случаях он применяется?
62. Какие логические функции вам известны? Какие отношения допускается в них использовать?
63. Как установить и настроить проверку вводимых данных?
64. Что такое консолидация данных? Как ее выполнить?
65. Как консолидировать данные, чтобы при изменении исходных данных результирующая таблица также изменялась?
66. Как выполнить сортировку данных?
67. Что такое группа? Как выполнить группировку данных?
68. Как подсчитать промежуточные итоги?
69. Что такое фильтрация данных? Как выполнить фильтрацию?
70. Как создать форму для ввода данных в таблицу? Как использовать форму для отображения и редактирования данных таблицы?
71. Как скопировать результаты фильтрации на другой лист, исключив остальные данные?
72. Какие функции используются для поиска данных в таблицах?
73. Как создать однотабличную базу данных в MS Excel?
74. Как построить и использовать различные типы сводной таблицы?
75. Как построить диаграммы по данным сводной таблицы?
76. Какие финансовые функции вам известны?
77. Что такое макрос?
78. Как записать макрос в MS Excel? Как создать кнопку макроса?