Пример выполнения задания 3
Рассмотрим все этапы выполнения задания на конкретном примере. Пусть дан список преподавателей, которым предложена почасовая учебная нагрузка в вузе за некоторый период. Известны планируемые объемы часов нагрузки для каждого из преподавателей и общая сумма оплаты всего объема часов (в рублях). Определить долю участия (в процентах) преподавателей в общей нагрузке и размер оплаты их труда при соблюдении принципа распределения денежных средств пропорционально объемам планируемой нагрузки. Уменьшить расчетные значения получаемых сумм на величину подоходного налога с физических лиц. Построить круговую диаграмму, иллюстрирующую долю участия преподавателей в общей нагрузке. Построить гистограмму, показывающую размеры оплаты преподавателям с учетом подоходного налога.
На первом этапе решения поставленной задачи выполняется ее формализация (математическая постановка, построение математической модели). При этом вводится разумная система обозначений для исходных, промежуточных и искомых значений с указанием их типов:
N – количество преподавателей в списке (тип - числовой);
Vi – объемы часов нагрузки для отдельных преподавателей, где i = 1, ..., N (тип - числовой);
S – общая сумма оплаты труда преподавателей (тип - денежный);
P – единая ставка подоходного налога с физических лиц (тип - процентный);
C – стоимость одного часа учебной нагрузки (тип - денежный);
Di – доли участия отдельных преподавателей в общей нагрузке, где i = 1, ..., N (тип – процентный);
Zi – размеры рассчитываемой зарплаты для отдельных преподавателей, где i = 1, ..., N (тип – денежный);
Ri – суммы к выдаче на руки отдельным преподавателям с учетом подоходного налога (тип – денежный);
VN – итоговая сумма часов нагрузки для всех преподавателей, где символ “N” - это часть имени переменной, а не индекс (тип – числовой);
DN – итоговый процент участия преподавателей в нагрузке, вычисляемый для контроля (тип – процентный);
ZN – итоговая сумма зарплаты преподавателей, вычисляемая для контроля (тип – денежный);
RN – итоговая сумма зарплаты к выдаче преподавателям с учетом подоходного налога (тип – денежный).
Далее намечается ход необходимых вычислений, записываются требуемые формульные соотношения. Очевидно, этот этап может быть реализован с помощью обычного анализа и знаний, полученных в средней школе:
VN = СУММ(V1 : VN), или
C = S / VN
Di = Vi / VN, где i = 1, ..., N
Zi = Vi * C, где i = 1, ..., N
Ri = Zi * (1 - P), i = 1, ..., N
DN = СУММ(D1 : DN) , или
ZN = СУММ(Z1 : ZN) , или
RN = СУММ(R1 : RN) , или
На следующем этапе выполняется конструирование необходимой для решения поставленной задачи табличной формы (табличной модели).
Таблица, как и любой другой документ, всегда имеет наименование. Оно показывает, для чего предназначена таблица, и какие по смыслу результаты получаются с помощью необходимых табличных вычислений. В то же время текст наименования таблицы должен быть компактным.
Под наименованием таблицы могут размещаться исходные данные, относящиеся ко всей таблице в целом. В нашем случае имеется два таких значения – S и P.
Результатом конструирования табличной формы задания является структура, приводимая в таблице 2, в которой уже проведены необходимые расчеты.
Таблица 2 – Табличная форма задания с результатами расчетов
РАСЧЕТ ЗАРПЛАТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ПОЧАСОВИКОВ | |||||
На зарплату: | 32 000 р. | Подоходный налог: | 13% | ||
№ | Преподаватель | Учебная нагрузка, час. | Доля | Зарплата | С учетом налога |
Буровцев | 23,3% | 7 467 р. | 6 496 р. | ||
Варов | 12,7% | 4 053 р. | 3 526 р. | ||
Григорьев | 17,3% | 5 547 р. | 4 826 р. | ||
Кислицын | 13,3% | 4 267 р. | 3 712 р. | ||
Степанов | 33,3% | 10 667 р. | 9 280 р. | ||
Всего | 100,0% | 32 000 р. | 27 840 р. | ||
Стоимость 1 часа: | 106,67 р. |
В приведенной таблице с целью компактного изложения используется сокращенный набор исходных данных (N=5). В студенческих же вариантах следует принять N ≥ 10.
Технологию создания документа на рабочем листе табличного процессора можно вкратце описать следующим образом.
Первоначально следует ввести наименование таблицы в целом и наименования ее отдельных столбцов. Далее вводятся исходные данные.
Для организации повторяющихся вычислений сначала вводятся базовые расчетные формулы чаще в первую строку основной части таблицы. Затем базовые формулы размножаются вниз по столбцам с работой скрытого механизма модификации адресов ячеек в копируемых формулах. В случаях, когда нужно зафиксировать в формуле адрес какой-либо ячейки применяют абсолютную адресацию посредством ввода символа «$» перед соответствующей координатой в адресе ячейки.
Подытожить данные в столбцах проще всего с помощью операции автосуммирования (кнопка «S» на панели инструментов). При использовании в формулах функций следует вызвать Мастер функций (кнопка «fx» перед строкой формул), который в пошаговом диалоге предложит выбрать раздел и имя необходимой функции, а также подготовить соответствующие аргументы.
В обычном режиме при вводе в ячейку формулы в ней наблюдается результат расчета, подвергнутый установленному форматированию. В специальном отладочном режиме в таких ячейках можно наблюдать введенные в них формулы, как это показано в таблице 3. Режим отображения формул включается и отключается в параметрах приложения или комбинацией клавиш Ctrl+~ (Ctrl+Ё).
Таблица 3 – Табличная форма задания в среде MS Excel в режиме отображения формул
A | B | C | D | E | F | |
РАСЧЕТ ЗАРПЛАТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ПОЧАСОВИКОВ | ||||||
На зарплату: | Подоходный налог: | 0,13 | ||||
№ | Преподаватель | Учебная нагрузка, час. | Доля | Зарплата | С учетом налога | |
Буровцев | =C4/$C$9 | =C4*$E$10 | =E4*(1-$F$2) | |||
Варов | =C5/$C$9 | =C5*$E$10 | =E5*(1-$F$2) | |||
Григорьев | =C6/$C$9 | =C6*$E$10 | =E6*(1-$F$2) | |||
Кислицын | =C7/$C$9 | =C7*$E$10 | =E7*(1-$F$2) | |||
Степанов | =C8/$C$9 | =C8*$E$10 | =E8*(1-$F$2) | |||
Всего | =СУММ(C4:C8) | =СУММ(D4:D8) | =СУММ(E4:E8) | =СУММ(F4:F8) | ||
Стоимость 1 часа: | =C2/C9 |
На последнем этапе решения задачи в табличном процессоре следует выполнить визуализацию представленных исходных данных и/или полученных решений. Средством наглядного представления табличных данных являются диаграммы.
Для построения первой диаграммы: 1) выделяем область B3:C8; 2) с помощью панели/ленты инструментов выполняем вставку круговой диаграммы; 3) щелкаем правой кнопкой мыши по круговой диаграмме (непосредственно графическом изображении), выбираем «Добавить подписи данных» (зависит от версии программы!); 4) щелкаем правой кнопкой по любой из появившихся подписей, выбираем «Формат подписей данных», в разделе «Параметры подписей» снимаем флажок «значения», ставим флажок «доли», выбираем положение подписи «У вершины, снаружи», нажимаем «Закрыть». В результате получим примерно такую диаграмму (рисунок 1).
Рисунок 1 – Круговая диаграмма: доля участия преподавателей в общей нагрузке
Для построения второй диаграммы: 1) выделяем область B3:B8, затем, удерживая клавишу Ctrl, выделяем область F3:F8; 2) с помощью панели/ленты инструментов выполняем вставку гистограммы; 3) щелкаем правой кнопкой мыши гистограмме (любому из столбиков), выбираем «Добавить подписи данных»; 4) корректируем название диаграммы (непосредственно в поле названия); 5) удаляем неинформативную легенду «С учетом налога» (выделить, нажать Delete). В результате получим примерно такую диаграмму (рисунок 2).
Рисунок 2 – Гистограмма: размеры оплаты преподавателям с учетом подоходного налога
ЛИТЕРАТУРА
1. Степанов А.Н. Информатика. – СПб.: Питер, 2007. – 765 с.
2. Симонович С.В. и др. Информатика: Базовый курс – СПб.: Питер, 2007. – 640 с.
3. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 480 с.: ил.
4. Обучение Microsoft Office Online [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://office.microsoft.com/ru-ru/training.