Раздел 7. Графика и Интернет
Лекция № 15. Теория цвета. История и истоки Интернета. Информационная безопасность. (1 час)
Цель лекции: Дать понятие теории цвета, цветовой модели; сделать
обзор по историй и истокам Интернет; дать теоретические основы Интернет; понятие информационной безопасности; угроз безопасности; виды вирусов и
антивирусные программы.
Вопросы лекции:
1. Теория цвета.
2. Простые цветовые модели
3. Характеристики цвета
4. История и истоки Интернета
5. Зарождение World Wide Web
6. Теоретические основы Интернета
7. Информационная безопасность. Угрозы безопасности. Антивирусные программы.
8. Виды компьютерных вирусов
9. Основные методы и приемы защиты от компьютерных вирусов
Содержание лекции:
Теория цвета
Может быть, не каждый отдает себе в этом отчет, но в наше время мы каждый день видим столько графических изображений, сколько наши далекие предки не видели, наверное, за всю свою жизнь.
Исторически, технология книгопечатания (которая и позволила донести искусство массам) началась в 9 веке в Китае. 15 столетие на Европейском континенте было ознаменовано введением печатных технологий, которые позволили издавать сравнительно большими тиражами иконы, игральные карты, книги. И если существовавшая в то время технология была относительно несовершенной, 18-19 век обогатил книгопечатание многими инструментами, которые позволили общаться с читателем не только на уровне текста, но и визуальных средств. Дальнейшее же развитие полиграфических и визуальных технологий привело к тому, что мы, в наше время, ежедневно подвергаемся массированной бомбардировке изображениями - из книг, журналов, рекламных щитов, телевидения и Интернет.
Таким образом, вам, наверное, стало ясно, что-то, что мы видим - не сложилось в один день, графический дизайн имеет свою долгую и сложную предысторию. Наряду с прочими основными составляющими дизайна - теория цвета неотъемлемая часть его эстетики, имеющая около 30 000 лет истории. Именно пещерные рисунки палеолита отражают зарождение у человека чувства формы и цвета. Однако, как наука теория цвета появилась гораздо позже, официальной датой ее рождения можно считать открытие Ньютона, которое гласило, что солнечный свет содержит все остальные цвета. Он же изобрел первый цветовой круг.
В то же время нельзя сказать, что Ньютон первым из европейцев задумался над природой цвета. До него этой проблемой занимались Гете, Шопенгауэр и Шеврёль и даже еще в двенадцатом веке отдельные члены школы Бахауса посвятили себя изучению цвета. Цикл статей, объединенный общим названием "Теория цвета" будет посвящен именно рассмотрению основных положений этой науки, наглядно демонстрируя тот или иной аспект. Помимо этого вы сможете также ознакомиться с результатами практических исследований, целью которых было определить психологическое и эмоциональную привлекательность того или иного цвета или сочетания цветов.
Цикл будет условно разделен на три основные части: терминология цвета, гармония цвета и эффекты цвета.
Как вероятно вам известно, около 80 % информации, которую получает и обрабатывает мозг человека, составляет информация визуальная. И конечно же, цвет играет в нашем восприятии немаловажную роль. Определить цвет достаточно сложно, мы воспринимаем его как неотъемлемую характеристику объекта. Зачастую мы придаем цветам свойства физических объектов, давая цвету оценку, мы можем почувствовать его, "взвесить" цвет или "попробовать" на вкус.
Простые цветовые модели
Однако вместе с этим каждый, вероятно понимает, что цвет имеет чисто визуальную природу, и поэтому научное определение цвета звучит следующим образом: Цвет - это визуальный эффект, вызванный смешиванием испускаемого света, преломленного или отраженного света. Существует несколько цветовых моделей, с помощью которых практически полностью можно объяснить природу цвета. С первой из них, моделью RYB, вы вероятно, знакомы еще с детства, когда на уроках рисования вам говорили, что смешав желтый и синий цвета вы получите зеленый. Также вам, по-видимому, сообщили, что существуют определенные правила смешивания красок. Эти правила, которые одинаковы для всех пигментов основаны именно на модели RYB, согласно которой существуют три основных цвета, которые являются первичными (красный, желтый, голубой). Эти цвета являются чистыми, то есть их невозможно получить смесями других пигментов, однако сами они могут выступать в роли основы для создания других цветов. Так, смешав в равных пропорциях эти цвета друг с другом, Вы в итоге получите вторичные цвета - фиолетовый, оранжевый или зеленый. Цветовую модель RYB обычно представляют в виде цветового диска, где первичные цвета (красный, желтый и синий) лежат на вершинах равностороннего треугольника.
Цветовое колесо, демонстрирующее модель RYB
Вторичные цвета находятся на круге между первичными и тоже образуют треугольник. Белый цвет в этой модели представлен в этой модели как отсутствие цвета, а черного нет вовсе, так как его невозможно получить в данной цветовой схеме. Тем не менее, несмотря на все свои недостатки, модель RYB использовалась художниками на протяжении очень долгого времени.
Первичные цвета модели RYB, которые нельзя получить сочетанием других пигментов
Вторичные цвета RYB, получаемые при сочетании первичных цветов
Третичные цвета RYB - продукт сочетания вторичных цветов
С развитием науки о цвете была выведена еще одна цветовая модель, которая корректно отражает природу цвета. В ее основе лежат три первичных пигмента - голубой, желтый и пурпурный (СYM). В данной модели смесью этих цветов можно образовать практически любой цвет так, например, красный - это смесь пурпурного и желтого. Долгое использование модели RYB обусловлено главным образом тем, что истинно первичные пигменты трудно получить в природе. Модель CYM легла в основу современной полиграфии, где для удобства черный пигмент используется как дополнение CYM, и поэтому цветная печать считается четырехцветным процессом.
Схематичное изображение модели CYMK
Однако от чего зависит цвет пигмента, почему лимон желтый, а яблоко красное? Дело в том, что воспринимамый нами цвет объекта - это окрашенный свет, отраженный от объекта. Действительно, как это и открыл Ньютон, белый солнечный свет, пропустив через призму можно разделить на радугу. Эта радуга является спектром белого света, диапазоном цветов, которые в состоянии воспринять глаз человека. Поверхности различных предметов способны поглощать некоторые области этого спектра и отражать другие. Именно этот отраженный свет мы и воспринимаем как цвет объекта.
1. Все цвета белого спектра освещают объект. 2. Часть цветов спектра поглощается поверхностью яблока. 3. Наш глаз воспринимает отраженный красный свет. Мы воспринимаем объект как красный.
Таким образом мы столкнулись с еще одной цветовой моделью, получившей широкое распространение - моделью RGB. Именно красный, зеленый и голубой являются первичными цветами спектра белого света.
Схематичное изображение модели RGB
Суть модели RGB полностью противоположна CYM. Если в модели CYM белый цвет - это отсутствие пигмента, то в модели RGB белый можно получить при смешивании трех первичных спектральных цветов. Звучит несколько запутано, однако на самом деле следует уяснить лишь то, что модель CYM относится к пигментам, а модель RGB к цветам спектра, при объединении всех цветов пигмента образуется черный цвет, а при объединении всех цветов света - белый. Также следует запомнить, что RGB смешивает все цвета путем сложения (а поэтому такая модель называется аддитивной), а СYM путем вычитания (субтрактивная модель). И самое интересное, что смешивание красного и зеленого света дают желтый, синего и зеленого - циан, а сочетание красного и синего - фуксин. То есть, первичные цвета для модели CYM являются вторичными для аддитивной модели, и наоборот.
От понимания природы цвета перейду непосредственно к описанию его основных характеристик. В следующей статье мы рассмотрим следующие три характеристики цвета - Оттенок, Насыщенность и Яркость, а также определим, что такое теплые и холодные цвета.