Сведение звука мониторной системы
Сведение звука мониторной системы сильно отличается от сведения звука в зале. Во время сведения звука в зале необходимо выстроить только один баланс, а мониторная система может потребовать до 16 независимых балансов, действующих одновременно и влияющих друг на друга. Рассмотрим один простой пример, типичный для большинства рок-групп. Предположим, что группа исполнителей состоит из барабанщика, бас-гитариста, гитариста, клавишника и трех вокалистов. Для создания опорного звучания такой группы потребуется мониторная система следующего состава.
1. Первый вокал - два наклонных монитора в переднем крае сцены, имеющих высокую мощность и качество звучания. Эти мониторы должны достоверно передавать звучание всей группы с некоторым преобладанием первого вокала.
2. Левый вокал - один монитор. Баланс в мониторном сигнале левого вокала настраивается в пользу левого вокала. Второй план этого баланса должен содержать сигналы первого и правого вокалов,
3. Правый вокал - один монитор. Баланс сводится в пользу правого вокала.
4. Клавишные - один монитор. В балансе мониторного канала клавишных инструментов должны преобладать звучания клавишных инструментов, особенно, если в общем балансе они звучат негромко. В зависимости от расположения клавишных инструментов на сцене, в звучании мониторного канала клавишных может несколько преобладать звучание ритм-секции.
5. Боковые каналы мониторной системы - по одному монитору с каждой стороны. Сигнал боковых каналов должен содержать сигналы первого вокала, ритм-секции, басового и ведущего барабанов и сигналы ведущих инструментов, смешанные в необходимой пропорции.
6. Ударные - специальный монитор ударных. В балансе мониторного сигнала ударных должны преобладать сигналы басового и ведущего барабанов, томов, бас-гитары и первого вокала.
Звукооператор мониторной системы должен иметь возможность контролировать сигналы каждого из каналов мониторной системы и групповых каналов мониторного микшерного пульта в отдельности. Для этого в состав мониторной системы включают специальный контрольный коммутатор и отдельный монитор или головные телефоны. Графические эквалайзеры, предназначенные для коррекции звучания каналов мониторной системы, лучше всего подключать непосредственно к микшерному пульту через разъединители групповых каналов. Это позволяет звукооператору контролировать на микшерном пульте полностью скорректированное звучание мониторной системы.
Если корректирующие эквалайзеры включены после микшерного пульта, то для того, чтобы контролировать скорректированные сигналы, к выходам эквалайзеров необходимо подключить контрольное устройство, позволяющее выбирать для контроля выходной сигнал любого из эквалайзеров. При таком способе контроля звукооператор может предельно объективно судить о звучании мониторной системы в любой момент времени, точно выполнять требования, предъявляемые исполнителями к звучанию мониторной системы и получать от мониторной системы максимум отдачи, проводя быструю и эффективную борьбу с самовозбуждениями мониторной системы, где бы они не возникали.
При возникновении какого-либо недоразумения в момент настройки мониторной системы, раздельный контроль сигналов мониторной системы помогает звукооператору яснее представить то, что происходит на сцене, и не позволить исполнителям привести его в замешательство. Далеко не всем требованиям исполнителей нужно следовать буквально. Например, если кто-нибудь из исполнителей попросит добавить уровень его сигнала в мониторах, нужно сначала проверить звук, который слышит этот исполнитель. Если мониторная система находится на пределе громкости в этом случае есть смысл оставить уровень сигнала этого исполнителя прежним, уменьшив уровни всех остальных сигналов в его мониторном канале. Для того, чтобы избежать всяких серьезных недоразумений с исполнителями, лучше всего заранее выяснить то, чего они хотят. Это избавит вас от необходимости узнавать то, чего они не хотят, после того, как они начнут играть. Полезно также помнить, что возможности разговорного общения ограничены, особенно, если во время разговора вы пытаетесь играть на гитаре.
Когда подойдет очередь окончательной настройки звучания мониторной системы, постарайтесь внимательно прослушать звучание каждого мониторного канала на сцене до того, как явятся исполнители. Произведите предельно точную настройку амплитудно-частотных характеристик мониторных каналов, проверьте правильность подключения и коммутации, убедитесь в том, что маркировка соединителей и каналов произведена ясно и разборчиво и будет хорошо различима при неярком свете сцены.
Постарайтесь отметить заранее запас усиления системы, которым вы располагаете. Во время концерта часто выясняется, что громкость звучания, на которую рассчитывали во время настройки, недостаточна. К тому же большинство музыкантов имеет обыкновение играть на концерте громче, чем во время репетиций. Во время концерта они могут перегрузить систему звуковоспроизведения лаже в том случае, если они не будут увеличивать выходные уровни своих инструментов. Начав играть, они постепенно набирают обороты, исполнение становится все более жестким и, вдруг, вокалист начинает вертеться, как сумасшедший, потому что, начиная с некоторого момента, он перестает различать свои слова. Для того, чтобы исключить подобное явление, звукооператор во время настройки мониторной системы должен добиться максимально возможного запаса по громкости звучания системы. Это правило можно записать себе на рукаве, потому что недостаточный запас усиления систем звуковоспроизведения является основной причиной всех недоразумений со звуком, происходящих во время концерта.
И еще одно правило. Старайтесь, чтобы вся совместная работа всегда происходила в атмосфере согласия и взаимопонимания. В особенности это касается настройки мониторной системы. Исполнители могут запросто выйти из себя, если дело касается мониторного звучания. Это вполне понятно, так как от качества работы мониторной системы серьезно зависит успех их исполнения. Внимательно и терпеливо выслушайте их просьбы, постарайтесь сделать так, как они просят, и в скором времени вы получите от них приглашение на совместную работу над следующим проектом.