Технического оснащения кабинета
Создание комфортных санитарно-гигиенических условий
Прежде всего, кабинет должен быть оформлен в рекомендованной санитарными нормами цветовой гамме, что гармонирует с цветом мебели, классным уголком. Помещение класса должно быть просторным, хорошо проветриваемым, в меру светлое. Для защиты от яркого солнечного света должны иметься шторы (рулонные шторы обеспечивают максимальную защиты), необходима установка пластиковых окон.
В кабинете должны соблюдаться правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях:
· в кабинете есть аптечка с перечнем медикаментов;
· техническая аппаратура расположена в стороне от рабочей зоны детей, кабели все убраны и не препятствуют движению учащихся, при входе вывешены правила пользования кабинетом для учащихся и план эвакуации детей из класса;
· соблюдается световой, воздушно-тепловой режим помещения, что возможно контролировать с помощью термометра;
· средства пожаротушения – огнетушители.
Для соблюдения санитарно-гигиенических норм в кабинете должна быть установлена раковина со всеми необходимыми гигиеническими принадлежностями. Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным рабочим местом в соответствии с его ростом и медицинскими показаниями. Количество рабочих мест не должно превышать вместимости класса. Зона для учебных занятий может быть представлена не только партами, но и конторками, за которыми ребенок может заниматься стоя, тем самым, снимая статическое напряжение. Чтобы ученики имели в свободном доступе питьевую воду, нужно установить в классе кулер с чистой горячей и холодной водой.
Организация дидактического сопровождения учебных и внеурочных занятий
Паспорт кабинета содержит план работы кабинета на текущий учебный год и план перспективного развития.
Нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность, могут быть представлены как в печатном, так и в электронном виде для удобства:
· литература по федеральным государственным образовательным стандартам;
· примерные программы начальной школы;
· учебно-методический комплект для 1 - 4 классов по данной образовательной системе.
· рабочие программы по учебным предметам, составленные в соответствии с положением о рабочих программах и на основе требований ФГОС.
Для удобства использования печатная литература систематизирована по блокам:
1) методические основы преподавания;
2) литература для контроля знаний;
3) литература по стандартам второго поколения.
Технического оснащения кабинета
Для удобства и организации рабочее место учителя можно разделить на две зоны. Компьютерная зона предназначена для техники, за письменным столом проверяются работы учащихся, происходит работа с документацией, подготовка к урокам.
Прежде всего, у учителя должен быть рабочий компьютер, характеристики которого смогут позволить подключить интерактивную доску и мультимедийный проектор. Они позволят всем ученикам быть вовлеченными в процесс работы, а также смотреть фильмы, презентации и т.д. Для звукового сопровождения устанавливается звуковая система с колонками и усилителем звука.
Для того, чтобы ученики не только видели, но и все участвовали в работе, необходимо внедрить систему электронного голосования SENTEO, которая предназначена для проведения интерактивного опроса и позволяет организовать объективный динамический контроль и оценку знаний каждого ученика. Она включает в себя ресивер, подключенный к компьютеру и пульты по количеству учеников в классе. В компьютер заносится список учащихся и каждому присваивается индивидуальный номер. По окончании опроса на экране доски можно увидеть диаграмму, показывающую уровень усвоения материала классом и скорректировать дальнейшую работу.
Система электронного голосования (производство SMART) предназначена для проведения интерактивного опроса и позволяет организовать Она включает в себя ресивер, подключенный к компьютеру и пульты по количеству учеников в классе. Мною готовятся и вносятся в компьютер тесты для опроса. Диаграммы могут быть по каждому вопросу, по всему тесту. Можно вывести на экран таблицу, из которой видны результаты голосования каждого ученика в %. Их можно сохранить в компьютере, при необходимости (для родителей, для администрации, для создания портфолио ученика, для сравнения со следующими проверками) их легко можно восстановить.
Каждый ученик класса может иметь ноутбук-классмейт (Classmate PC), предназначенный для использования младшими школьниками как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Используя на уроках интерактивную доску и классмейты, можно проводить следующие виды работ:
· Работа в чате (внутри класса): учитель задаёт вопрос – ученики записывают ответ. Все ответы можно увидеть непосредственно на экране классмейта и на доске.
· Приём и передача файла: учитель отсылает ученикам небольшой текст, ученики исправляют фактические ошибки и отсылают учителю, данные сохраняются в компьютере.
· Поиск информации в Интернете: все классмейты объединены в единую сеть через wi-fi с компьютером учителя.
· Работа с тренажерами: ученик выбирает скорость и уровень сложности задания (данная работа позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка).
· Индивидуальное тестирование:
-вопрос с вариантами ответа;
-вопрос для выбора нескольких ответов;
-альтернативный вопрос (да, нет).
В первую очередь работу ученика оценит компьютер (в %). Все ответы детей можно сохранить в компьютере учителя и оценить позднее по бальной системе или/и показать родителям.
Таким образом, работа с этими техническими средствами позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, придерживаться принципов личностно-ориентированного, деятельностного подхода в обучении.
Документ-камера позволяет увеличить и вывести изображения любых документов и 3D объектов на интерактивную доску при проведении презентаций, демонстрации тетрадей учеников. Она может использоваться как сканер, фотоаппарат или видеокамера, чтобы сохранять отснятый материал в компьютере и использовать позднее.
Многофункциональный копировальный центр также необходим учителю для ведения работы.
В учебном кабинете следует предусмотреть место для отдыха учащихся или занятий по интересам во внеурочное время и во время перемен. Зона двигательной активности позволяет сделать ориентацию на игровые методы обучения и обеспечить игры на полу и активные движения, (что так характерно для базового этапа обучения). Например, можно организовать мягкий уголок отдыха.
Необходимы условия для организации практической деятельности младших школьников (наблюдений, опытов, моделирования, труда в уголке природы и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования, музицирования, театральной деятельности и др.)
Можно сделать вывод о том, что занятия в современно оборудованном кабинете способствуют:
· формированию у учащихся общеучебных умений, навыков и знаний об окружающем мире;
· ознакомлению учащихся с применениями полученных знаний в учебном процессе на практике;
· совершенствованию методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса в классе.
Организованная предметно-развивающая среда кабинета позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.