Основные математические операторы

Среда программирования и ее компоненты

Среда программирования (разработки) – это набор инструментов, которые используются для преобразования символов в выполнимые вычисления. Компоненты среды программирования:

1) Редактор – средство создания и изменения исходных файлов с текстом программы.

2) Транслятор – транслирует файл с исходным кодом в объектный файл, содержащий команды в машинном коде для конкретного компьютера.

· Компилятор – транслятор языка высокого уровня.

· Ассемблер – транслятор языка низкого уровня.

3) Интерпретатор – непосредственно выполняет исходный код программы.

4) Компоновщик (редактор связей) – собирает объектные файлы программы и формирует исполняемый файл (разрешая внешние ссылки между объектными файлами).

5) Отладчик – средство управления выполнением исполняемого файла на уровне отдельных операторов программы для диагностики ошибок.

6) Библиотекарь – средство ведения совокупностей объектных файлов (библиотек).

7) Профилировщик – средство измерения времени

8) выполнения программных компонент для последующей оптимизации критических компонент.

9) Загрузчик – копирует исполняемый файл с диска в память и осуществляет его запуск.

10) Средство версионирования – регистрация всех изменений исходного текста с возможностью отката.

Структура программы

Структура программы включает в себя следующие разделы:

1) Заголовок программы - содержит имя программы.

2) Раздел описаний

· раздел подключаемых библиотек (модулей);

· раздел описания меток;

· раздел описания констант;

· раздел описания типов;

· раздел описания переменных;

· раздел описания процедур и функций.

3) Раздел операторов - содержит тело программы, которое состоит из различных операторов.

Типы данных

Тип данных - это свойство переменой, по которому переменная может принимать множество значений, допустимых этим типом, и участвовать во множестве операций, допустимых над данным типом.

Операторы ввода/вывода данных

1) Операторы вывода

· WRITE (A1, A2,…, AN); - вывод значений переменных A1, A2,…, AN в строку экрана;

· WRITELN (A1, A2,…, AN); - вывод значений переменных A1, A2,…, AN в строку экрана с переводом строки;

· WRITELN; - перевод строки.

2) Операторы вводы

· READ (A1, A2,…, AN); - ввод N значений и присваивание их переменным A1, A2,…, AN;

· READLN (A1, A2,…, AN); - ввод N значений и присваивание их переменным A1, A2,…, AN с пропуском остальных данных до конца строки;

· READLN; - пропуски строки.

Основные математические операторы

Приоритет операции Условный знак Выражение Название операции Тип переменных в выражении Тип результата выполнения операции
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ
* x*y Умножение Целый Целый при умножении
/ x/y Деление Смешанный вещественный Целых чисел, иначе вещественный
div N div M Деление Целый Целый
mod N mod M Остаток от деления Целый Целый
+ x + y Сложение Целый вещественный Целый при операции с целыми числами, иначе вещественный
- x - y Вычитание Целый вещественный Целый при операции с целыми числами, иначе вещественный
Наименование Функции Тип аргумента Тип значения Результат вычисления
  МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
abs(x) Целый вещественный Целый вещественный Абсолютное значение "x"
sin(x) Вещественный Вещественный Синус"x"рад
cos(x) Вещественный Вещественный косинус"x"рад
arctan(x) Вещественный Вещественный арктангенс "х" ( -Pi/2 < y < td )< 2 Pi>
Sqrt(x) вещественный вещественный квадратный корень из "х"(Ц х, где x > 0)
Sqr(x) Целый вещественный Целый вещественный значение "х" в квадрате ( х2 )
Exp(x) вещественный вещественный значение "е" в степени "х" ( ех, где e= 2. 718282. . . )
Ln(x) вещественный вещественный натуральный логарифм "х" ( х > 0 )
Frac(x) вещественный вещественный дробная часть "х"
Int(x) Вещественный Вещественный целая часть "х"
Random - вещественный случайное число ( 0 < =y< 1 )
Random(x) Word Word случайное число ( 0 < =y< x )
Succ(c) Порядковый Порядковый следующий за "с" символ
Pred(c) Порядковый Порядковый предшествующий "с" символ

Задание

Вычислить значение функции y(x), где x вводится с клавиатуры, а y(x) =

Блок-схема

Текст программы

programpsc2;

Var

x,y: real;

Begin

writeln('Введите значение переменной x: ');

readln(x);

if(x>0)

Then

Begin

y:=sqrt(exp(2*x)*sqrt(x)-(x+1/3)/x)*abs(cos(2.5*x));

writeln('Значение функции y(x) равно: ',y:0:2);

End

Else

writeln('Некорректный ввод данных!');

readln;

end.

Режим тестирования Ввод X Вывод Y Сообщение
Корректные данные 64,78 Значение функции y(x) равно: 64.78
Некорректные данные -2   Некорректный ввод данных!
Некорректные данные   Некорректный ввод данных!
Некорректные данные ds   Ошибка

Вывод: программа работает некорректно в случае ввода символа или строки вместо числового значения. Во всех остальных случаях результаты соответствуют действительности.

Наши рекомендации