Создание звукового баланса
После того, как вся аппаратура настроена, а исполнители вышли на сцену и приготовились играть, можно приступить к сведению звука. Однако для того, чтобы это сведение осуществить, необходимо иметь представление о том, как это сделать. Иными словами, нужно иметь в памяти некий звуковой прообраз будущего баланса. Это представление невозможно получить, пользуясь законами логики. Закономерности гармонического слияния звуков в некое единое целое не объясняются никакими научными принципами и никакие правила не помогут создать действительно хороший музыкальный баланс.
Сведение звука не сводится к простому подбору положений регуляторов уровней и частотных характеристик. Скорее, это точная установка условий протекания неких неизъяснимых процессов, создающих строго определенное многогранное звучание, извлекаемое как бы из собственного представления звукооператора. Это представление возникает благодаря музыке и осознается путем кропотливого изучения компонентов звуковых образов и строения звука. И только собрав достаточный опыт работы, можно научиться получать то, что на концерте называется хорошим звуком. Если вы не слишком уверены в качестве своей работы, то, приступив к сведению, постарайтесь в первые же секунды исполнения предельно отстраненно пронаблюдать за звучанием и точно определить, что конкретно на самом деле вас не устраивает. Постарайтесь нащупать единственный правильный способ устранения источника отрицательного чувства и, смело и точно, начинайте проводить эксперимент.
Для того, чтобы получить действительно хороший звуковой баланс, нужно уметь тонко проникать в звучание музыки, действие звуковой аппаратуры и иметь детально продуманный образ создаваемого звучания.
Соотношение между вокалом и музыкой
Соотношение, в котором вокал должен присутствовать в общем балансе произведения, главным образом определяется выполняемой им функцией. Например, в простых песнях вокал должен несколько преобладать над музыкой. Степень этого преобладания может быть самой разной. В тех случаях, когда соотношение между вокалом и музыкой заранее неизвестно, лучше установить в балансе некоторый избыток вокала, чем недостаток, а затем, внимательно наблюдая за характером баланса, постараться свести соотношение между вокалом и музыкой к равновесию.
Одно из преимуществ такого подхода состоит в том, что благодаря ему происходит маскировка настройки звучаний инструментов. В то время, пока слушатели вслушиваются в слова песни, звукооператор может практически незаметно скорректировать уровни звучания ударных и бас-гитары, осуществить точный подбор характеристик звучаний гитары, клавишных и прочих инструментов, а затем полностью ввести их в равноправный баланс с вокалом. Используя время, необходимое слушателям для настройки внимания, можно плавно и аккуратно перестроить почти полностью весь баланс звучания музыки.
Баланс ритм-секции
Звучание ритм-секции должно быть ровным и плотным. Добиваясь предельной насыщенности звучания басового барабана, нужно следить за тем, чтобы он не гудел и не звучал слишком глухо. Если его звучание окажется недостаточно чистым, необходимо слегка приподнять уровень высоких частот. Звучание ведущего барабана не должно быть излишне дребезжащим. Большинство барабанщиков тяготеет к усилению звука его ударов, но это далеко не всегда работает в пользу общего баланса. Поэтому, если ведущий барабан будет звучать слишком раздражающе, в его звучании следует уменьшить уровень средних частот. Звучание томов ударной установки имеет тенденцию теряться в общем балансе, поэтому оно должно быть настроено так, чтобы их удары надежно прорывались сквозь звучания остальных инструментов. Резкие и чистые удары томов легче всего получить, если воспользоваться ограничителями шума, благодаря которым в их сигнале можно сохранить требуемый уровень низких и средних низких частот. Совместное звучание ударных и бас-гитары образует фундамент, на котором выстраивается баланс всего произведения. Для того, чтобы их балансом было легче управлять, целесообразно объединить сигналы их входных каналов в отдельный групповой канал. Подстраивая звучание бас-гитары под звучание ударной установки, необходимо обращать внимание на основные гармоники сигнала бас-гитары. Особенно тщательно нужно следить за характером звучания бас-гитары в области низких частот, в диапазоне которых находятся спектральные составляющие, определяющие и уровень звучания бас-гитары и тембральные особенности ее звука. Если бас-гитарные арпеджио воспринимаются вяло, в ее звучание можно добавить уровень высоких частот.
Проверка качества баланса
При длительном кропотливом вслушивании в звучания отдельных инструментов внимание утомляется и слух постепенно теряет способность к достоверной оценке баланса общего звучания. Поэтому необходимо время от времени отвлекаться от настройки и стараться оценить звучание баланса с позиции отстраненного слушателя. Таким образом можно обнаружить, что звучания инструментов, кажущиеся вполне приемлемыми, на самом деле плохо сочетаются друг с другом в целом. Некоторые инструменты могут звучать слишком зажато или, наоборот, слишком громко. В маленьких залах звучание соло-гитары, идущее со сцены, может оказаться слишком громким во время исполнения ею аккомпанирующих фразировок.
Необходимо так же бдительно следить за звучанием клавишных инструментов. Чтобы они не утонули в общем балансе, нужно выделять в их звучании средние высокие и высокие частоты. Если звучание клавишных становится невнятным, нужно уменьшить в их сигнале уровень низких частот и немного приподнять общий уровень звучания. Уровень и звучание клавишных, исполняющих сольные партии, должны соответствовать уровню и звучанию соло-гитары или первого вокала.