Основные виды и источники атак на информацию
Последнее время сообщения об атаках на информацию, о хакерах и компьютерных взломах наполнили все средства массовой информации. Что же такое «атака на информацию»? Дать определение этому действию на самом деле очень сложно, поскольку информация, особенно в электронном виде, представлена сотнями различных видов. Информацией можно считать и отдельный файл, и базу данных, и одну запись в ней, и целиком программный комплекс] И все эти объекты могут подвергнуться и подвергаются атакам со стороны некоторой "Социальной группы лиц.
При хранении, поддержании и предоставлении доступа к любому информационному объекту его владелец, либо уполномоченное им лицо, накладывает явно либо самоочевидно набор правил по работе с ней. Умышленное их нарушение классифицируется как атака на информацию.
: С массовым внедрением компьютеров во все сферы деятельности человека объем информации, хранимой в электрон ном виде вырос в тысячи раз. И теперь скопировать за полминуты и унести дискету с файлом, содержащим план выпуска продукции, намного проще, чем копировать или переписывать кипу бумаг. А с появлением компьютерных сетей даже отсутствие физического доступа к компьютеру перестало быть гарантией сохранности информации.
Каковы возможные последствия атак на информацию? В первую очередь, конечно, нас будут интересовать экономические потери:
· Раскрытие коммерческой информации может привести к серьезным прямым убыткам на рынке;
· Известие о раже большого объема информации обычно серьезно влияет на репутацию фирмы, приводя косвенно к потерям в объемах торговых операций;
· Фирмы-конкуренты могут воспользоваться кражей информации, если та осталась незамеченной, для того чтобы полностью разорить фирму, навязывая ей фиктивные либо заведомо убыточные сделки;
· Подмена информации как на этапе передачи, так и на этапе хранения в фирме может привести к огромным убыткам;
· Многократные успешные атаки на фирму, предоставляющую какой-либо вид информационных услуг, снижают доверие к фирме у клиентов, что сказывается на объеме доходов.
Естественно, компьютерные атаки могут принести и огромный моральный ущерб. Понятие конфиденциального общения давно уже стало «притчей во языцех». Само собой разумеется, что никакому пользователю компьютерной сети не хочется, чтобы его письма кроме адресата получали еще 5-10 человек, или, например, весь текст, набираемый на клавиатуре ЭВМ, копировался в буфер, а затем при подключении к Интернету отправлялся на определенный сервер. А именно так и происходит в тысячах и десятках тысяч случаев.
Несколько интересных цифр об атаках на информацию. Основные причины повреждений электронной информации распределились следующим образом: неумышленная ошибка человека — 52% случаев, умышленные действия человека — 10% случаев, отказ техники — 10% случаев, повреждения в результате пожара — 15% случаев, повреждения водой — 10% случаев. Как видим, каждый десятый случай повреждения электронных данных связан с компьютерными атаками.
Кто был исполнителем этих действий: в 81 % случаев — текущий кадровый состав учреждений, только в 13% случаев — совершенно посторонние люди, и в 6% случаев — бывшие работники этих же учреждений. Доля атак, производимых сотрудниками фирм и предприятий, просто ошеломляет и заставляет вспомнить не только о технических, но и о психологических методах профилактики подобных действий.
И, наконец, что же именно предпринимают злоумышленники, добравшись до информации: в 44% случаев взлома были произведены непосредственные кражи денег с электронных счетов, в 16% случаев выводилось из строя программное обеспечение, столь же часто — в 16% случаев — производилась кража информации с различными последствиями, в 12% Случаев информация была сфальсифицирована, в 10% случаев злоумышленники с помощью компьютера воспользовались либо заказали услуги, к которым в принципе не должны были иметь доступа.
2.Категории информационной безопасности
Информация с точки зрения информационной безопасности обладает следующими категориями:
· конфиденциальность— гарантия того, что конкретная информация доступна только тому кругу лиц, для кого она предназначена; нарушение этой категории называется хищением либо раскрытием информации;
· целостность — гарантия того, что информация сейчас существует в ее исходном виде, то есть при ее хранении или передаче не было произведено несанкционированных изменений; нарушение этой категории называется фальсификацией сообщения;
· аутентичность — гарантия того, что источником информации является именно то лицо, которое заявлено как ее автор; нарушение этой категории также называется фальсификацией, но уже автора сообщения;
· апеллируемость — довольно сложная категория, но часто применяемая в электронной коммерции— гарантия того, что при необходимости можно будет доказать, что автором сообщения является именно заявленный человек, и не может являться никто другой; отличие этой категории от предыдущей в том, что при подмене автора, кто-то другой пытается заявить, что он автор сообщения, а при нарушении апеллируемости -сам автор пытается «откреститься» от своих слов, подписанных им однажды.
В отношений информационных систем применяются иные категории:
· надежность — гарантия того, что система ведет себя в нормальном^ и внештатном режимах так, как запланировано;
· точность- гарантия точного и полного выполнения всех команд;
· контроль доступа - гарантия того, что различные группы лиц имеют различный доступ к информационным объектам, и эти ограничения доступа постоянно выполняются;
· контролируемость — гарантия того, что в любой момент может быть произведена полноценная проверка любого компонента программного комплекса;
· контроль идентификации — гарантия того, что клиент, подключенный в данный момент к системе, является именно тем, за кого себя выдает;
· устойчивость к умышленным сбоям - гарантия того, что при умышленном внесении ошибок в пределах заранее оговоренных норм система будет вести себя так, как оговорено заранее.
3.Абстрактные модели защиты информации
Одной из первых моделей была опубликованная в 1977 модель Биба (Biba). Согласно ей все субъекты и объекты предварительно разделяются по нескольким уровням доступа, а затем на их взаимодействия накладываются следующие ограничения:
1) субъект не может- вызывать на исполнение субъекты с более низким уровнем доступа;
2) субъект не может модифицировать объекты с более высоким уровнем доступа;
Модель Гогена-Мезигера представленная в 1982 году, основана на теории автоматов. Согласно ей система может при каждом действии переходить из одного разрешенного состояния только в несколько других.
Субъекты и объекты в данной модели защиты разбиваются на группы — домены, и переход системы из одного состояния в другое выполняется только в соответствии с так называемой таблицей разрешений, в которой указано какие операции может выполнять субъект, скажем, из домена С над объектом из домена Р. В данной модели при переходе системы из одного разрешенного состояния в другое используются транзакции, что обеспечивает общую целостность системы.
Сазерлендская (от англ. Sutherland) модель защиты, опубликованная в 1986 году, делает акцент на взаимодействии субъектов и потоков информации. Так же, как и в предыдущей модели, здесь используется машина состояний со множеством разрешенных комбинаций состояний и некоторым набором начальных позиций. В данной модели исследуется поведение множественных композиций функций перехода из одного состояния в другое.
Важную роль в теории защиты информации играет модель защиты Кларка-Вильсона (Clark-Wilson), опубликованная в 1987 году и модифицированная в 1989. Основана данная модель на повсеместном использовании транзакций и тщательном оформлении прав доступа субъектов к объектам. Но в данной модели впервые исследована защищенность третьей стороны в данной проблеме — стороны, поддерживающей всю систему .безопасности. Эту роль в информационных системах обычно играет программа-супервизор. Кроме того, в модели Кларка-Вильсона транзакции впервые были построены по методу верификации, то есть идентификация субъекта производилась не только перед выполнением команды от него, но и повторно после выполнения. Это позволило снять проблему подмены автора в момент между его идентификацией и собственно командой. Модель Кларка-Вильсона считается одной из самых совершенных в отношении поддержания целостности информационных систем.
4. Наиболее распространенные методы «взлома»