Примечание 1. Тема может быть изменена только при согласовании с преподавателем
Основные положения
Курсовая работа по дисциплине «Управление человеческими ресурсами» является индивидуальной, творческой, самостоятельно выполненной работой студента.
Цели курсовой работы:
§ расширение знаний по определеному направлению или разделу дисциплины «Управление человеческими ресурсами»;
§ обучение студента методам аналитической и проектной работы в области управления персоналом;
§ подготовка студента к работе над дипломным проектом.
Требования к результатам курсовой работы
В результате подготовки курсовой работы студент должен приобрести, закрепить и продемонстрировать следующие навыки.
Ø Работа со специальной научной и методической литературой – использование в курсовой работе научной литературы, нормативно-технических и нормативно-методических документов, материалов предприятия.
Ø Применение специальных методов анализа – сбор, систематизация и обобщение фактического материала организации по проблемам управления персоналом.
Ø Разработка практических решений в области управления персоналом на конкретном предприятии.
Ø Обоснование разработанных решений – доказательность, конкретность, действенность и эффективность проектных решений, предложений и рекомендаций.
Ø Оформление и представление проделанной работы.
Выполнение курсовой работы предполагает консультационную помощь со стороны преподавателя – руководителя курсового проектирования.
структура и содержание курсовой работы
Введение
Введение – это вступительная часть, в которой четко обосновывается актуальность, определяются цель и задачи курсовой работы.
Основная часть
В данной части курсовой работы студент выполняет задание в соответствии с выбранной по собственному усмотрению темой из предложенного ниже списка:
1. Разработка процесса подбора персонала.
2. Разработка процесса введения в работу.
3. Разработка процесса оценки персонала.
4. Разработка процесса обучения персонала.
5. Разработка процесса продвижения персонала.
Примечание 1. Тема может быть изменена только при согласовании с преподавателем.
Примечание 2. Данная часть курсовой работы выполняется в точном соответствии с заданием по выбранной теме.
Студент должен представить убедительно обоснованные, конкретные, действенные и эффективные решения. Другими словами, следует дать ответ на вопросы:
¾ что можно было бы улучшить?
¾ что для этого нужно сделать?
¾ приведет ли это к улучшению работы организации?
Разработанное решение – это методика выполнения того или иного процесса управления персоналом, программа, положение, должностная инструкция и другие документы, необходимые для применения на практике предложений студента.
Обязательной составляющей проектной части курсовой работы является обоснование целесообразности предложенных студентом мероприятий, в котором:
§ определяются ожидаемые организационные, экономические и социальные результаты внедрения проектных предложений;
§ рассчитывается объем затрат на реализацию мероприятий.
Тема 1: «Разработка процесса подбора персонала»
Цель курсовой работы – разработка процесса привлечения и отбора кандидатов на замещение вакантной должности в конкретной организации.
Задание:
1. Изучить теоретические и практические подходы к организации подбора персонала, используя источники, указанные в списке рекомендованной литературы.
2. Определить должностную позицию, для которой будет разрабатываться процесс подбора кандидатов.
3. Определить перечень требований к будещему сотруднику и сформировать критерии отбора кандидатов (используется информация, содержащаяся в должностной инструкции, описании работы, стандартах выполнения работы и др.).
4. Разработать методику подбора кандидатов по следующей структуре:
§ Наименование должностной позиции;
§ Источники и методы привлечения кандидатов;
§ Этапы процесса (например, предварительный отбор, получение дополнительной информации о кандидате и т.д.);
§ Процедуры оценки и отбора кандидатов;
§ Круг должностных лиц, участвующих в оценке, отборе и принятии решения о приеме на работу;
§ Методическое обеспечение процесса:
- бланк заявки на подбор;
- анкета кандидата;
- план и перечень вопросов для собеседования;
5. Определить показатели оценки эффективности процесса.
Тема 2: «Разработка процесса введения в работу»
Цель курсовой работы – разработка процесса введения в работу новых сотрудников организации.
Задание:
1. Изучить теоретические и практические подходы к организации введения в работу, используя источники, указанные в списке рекомендованной литературы.
2. Определить категорию персонала, для которой будет разрабатываться процесс введения в работу.
3. Дать характеристику деятельности работников (стандарты работы, должностная инструкция и другие регламентирующие документы) выбранной должностной группы.
4. Сформулировать требования к процессу: на каком уровне должны быть освоены компетенции, какое обучение или допуски требуются для начала работы, какие сведения об организации и выполняемой работе необходимы новичку для эффективного выполнения работы.
6. Разработать процесс введения в работу по следующей структуре:
§ Наименование должностной позиции;
§ Этапы процесса (например, вводное обучение, знакомство с орагнизацией и т.д.);
§ Методы введения в работу (тренинг, наставничество, информационные материалы и т.д.);
§ Круг должностных лиц, участвующих в процессе введения в работу;
§ Методическое обеспечение процесса:
- программа введения в работу;
- бланк оценки результатов испытательного срока.
7. Определить показатели оценки эффективности процесса.
Тема 3: «Разработка процесса оценки персонала»
Цель курсовой работы – разработка процесса оценки результатов и эффективности труда сотрудников конкретной организации.
Задание:
1. Изучить теоретические и практические подходы к организации оценки результатов и эффективности труда персонала, используя источники, указанные в списке рекомендованной литературы.
2. Определить категорию персонала, для которой будет разрабатываться методика оценки.
3. Дать характеристику деятельности работников (стандарты выполнения работы, должностная инструкция, профили компетенций, и другие регламентирующие документы) выбранной должностной группы.
4. Разработать методику оценки персонала по следующей структуре:
§ Наименование должности и ее статус (руководитель, специалист и др.), подразделение;
§ Цель, задачи и результаты выполнения работы;
§ Показатели и критерии оценки деятельности сотрудника;
§ Этапы процесса оценки;
§ Методы оценки персонала (например, оценка результатов, оценка по компетенциям, оценка 360 градусов и т.д.);
§ Круг должностных лиц, участвующих в оценке персонала;
§ Методическое обеспечение процесса:
- бланк оценки руководителя;
- бланк самооценки сотрудника.
5. Определить показатели оценки эффективности процесса.
Тема 4: «Разработка программы и организация обучения персонала»
Цель курсовой работы – разработка программы обучения определенных категорий или групп сотрудников конкретной организации.
Задание:
1. Изучить научные и практические подходы к организации обучения персонала на предприятии, используя источники, указанные в списке рекомендованной литературы.
2. Выбрать категорию персонала, для которой будет разрабатываться программа обучения.
3. Представить характеристику деятельности работников выбранной должностной группы (использовать стандарты выполнения работы, должностные инструкции, карты компетенций и другие регламентирующие документы).
4. Определить потребность в обучении выбранной группы (или отдельного сотрудника).
5. Разработать программу обучения: цель обучения, форма подготовки, провайдер, продолжительность, график, содержание.
6. Определить показатели оценки эффективности процесса.
Тема 5: «Разработка процесса продвижения персонала»
Цель курсовой работы – разработка процесса управления карьерой сотрудников конкретной организации.
Задание:
1. Изучить теоретические и практические подходы к управлению продвижением персонала, используя источники, указанные в списке рекомендованной литературы.
2. Выбрать категории или группы персонала по критериям квалификации, возраста, перспектив изменения должностного статуса в данной организации.
3. Разработать модель управления карьерой для выбранной категории персонала:
§ Возможные направления карьерного роста;
§ Количество последовательно занимаемых должностных позиций;
§ Продолжительность каждого этапа;
§ Необходимая подготовка;
§ Условия назначения на должность.
4. Определить ожидаемые организационные, экономические и социальные результаты внедрения разработанных предложений.
Заключение
В заключении формулируются выводы по всей проделанной работе, характеризующие степень решения задач курсовой работы.
Литература
Данный раздел содержит полный перечень использованных студентом информационных источников, в том числе: список научной и методической литературы, материалы периодических изданий, ресурсы Интернет, опубликованные материалы исследований, нормативные источники.
Приложения
В раздел «Приложения» выносятся все материалы, которые были использованы студентом при выполнении работы, но при этом приведение их полного содержания в тексте не является необходимым или возможным (например, положение о подразделении, должностная инструкция и т.д.).