Для дневного отделения на 2011-2012 учебный год
Положение
О порядке проведения письменного экзамена по учебной дисциплине
«Конституционное (государственное) право Российской Федерации»
для дневного отделения на 2011-2012 учебный год
1. Письменный экзамен проводится в объеме программы учебной дисциплины «Конституционное право РФ», утвержденной Методическим советом юридического факультета (представлена на сетевом диске Р и на кафедре международного и европейского права).
Перечень вопросов для подготовки к письменному экзамену не составляется и не объявляется.
2. Письменная работа может включать следующие типы заданий:
- выбрать правильный вариант ответа из числа предложенных в тесте;
- назвать понятие, соответствующее предлагаемому определению;
- определить пропущенное во фрагменте текста слово, словосочетание;
- сформулировать определение указанных в задании понятий;
- дать классификации;
- указать признаки, характерные черты, особенности, элементы, критерии отграничения приведенных понятий и категорий;
- перечислить виды, типы, формы определенных понятий, правовые последствия, этапы соответствующих процедур;
- провести сравнительный анализ предложенных понятий, категорий, явлений с указанием общих признаков и отличительных черт;
- решить задачу (казус) на основе имеющихся теоретических знаний без использования на экзамене текстов нормативных правовых актов.
3. Экзаменационная работа выполняется на выдаваемом студенту письменном задании по одному из предложенных вариантов. Задание состоит из скрепленных между собой листов, которые не должны разъединяться. В правой верхней части первого листа задания указывается фамилия и инициалы студента, номер группы. В конце работы ставится дата и подпись студента, выполнившего работу. После выполнения первых четырех разделов работа сдается преподавателю и студент приступает к выполнению пятого раздела в ходе которого он имеет право пользоваться принесенными на экзамен нормативно-правовыми актами.
Экзаменационное задание состоит из пяти разделов.
Первый раздел включает 20 тестов с вариантами ответов, из которых необходимо выбрать правильный. Правильный ответ оценивается в один балл, неправильный ответ (ответ с ошибкой) оценивается в 0 баллов.
Второй разделвключает 5 заданий, каждое из которых оценивается в зависимости от полноты ответа от 0 до 3 баллов.
Третий разделпредполагает наличие 3 более сложных заданий, каждое из которых оценивается в зависимости от полноты ответа от 0 до 5 баллов.
Студентам следует максимально точно сформулировать определения приведенных понятий, перечень признаков, видов, этапов, процедур указанных понятий и категорий.
Четвертый раздел охватывает 3 задания с развернутыми вариантами ответов, каждое из которых оценивается в зависимости от полноты ответа от 0 до 10 баллов.
Необходимо лаконично изложить ответ на поставленный вопрос, четко перечислить признаки, особенности, виды, формы, способы, предъявляемые требования.
Пятый разделвключает решение задачи (казус) на основе имеющихся теоретических знаний и с использованием текстов нормативных правовых актов. Правила оценивания: правильный и полный ответ оценивается в 18-20 баллов; точный, но неполный ответ – 16-17 баллов; неточный и неполный ответ – 6-15 баллов; неправильный ответ – 0 -5 баллов.
При проведении сравнительного анализа следует четко и лаконично сформулировать и вписать в соответствующую таблицу общие признаки и отличительные черты сравниваемых понятий, категорий.
При решении задачи необходимо ответить на поставленный вопрос, дать пояснение предложенного решения, толкование использованных при решении норм права, провести необходимое теоретическое обоснование.
Максимальное количество баллов, которое может быть набрано при правильном выполнении письменных заданий всех разделов экзаменационной работы составляет:
20 баллов + 15 баллов + 15 баллов + 30 баллов + 20 баллов = 100 баллов.
4. Ответы, предполагающие обоснование позиции, должны быть сформулированы в виде грамотно сформулированного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ответ, представляющий собой бессвязный набор определений и иных положений, рассматривается как неверный. Наличие в ответах любой грубой юридической ошибки является основанием для снижения оценки.
Письменная работа должна быть выполнена разборчивым почерком, без зачеркиваний, исправлений, непонятных сокращений. Наличие в экзаменационной работе помарок и исправлений, орфографических ошибок является основанием для уменьшения количества баллов, набранных по соответствующему разделу работы.
5. Итоговая оценка по предмету определяется на основе общего количества баллов, набранных на экзамене, и количества рейтинговых баллов, набранных в ходе семестрового изучения учебной дисциплины (активное участие в работе на семинарах). При этом учитывается выполнение письменных заданий, тестов, правильное решение задач на практических занятиях и т.д. Пропуск семинара без уважительных причин или неподготовленность к нему снижает количество набранных рейтинговых баллов на 1 балл.
Перевод суммарно набранных баллов в экзаменационную оценку осуществляется по следующей шкале (исходя из 100 возможных баллов в письменном задании):
от 0 до 40 баллов – «неудовлетворительно»;
от 41 до 67 баллов – «удовлетворительно»;
от 68 до 84 баллов – «хорошо»;
от 85 и более баллов – «отлично».
5. Общая продолжительность проведения письменного экзамена составляет не более 2 астрономических часов.
Экзамен проводится в подготовленных аудиториях факультета в соответствии с расписанием экзаменационной сессии.
Студенты допускаются в аудиторию для сдачи письменного экзамена при наличии зачетной книжки с отметкой о допуске к экзаменационной сессии. Личные вещи (портфели, сумки, учебники, конспекты и т.д.) оставляются студентами в местах, определенных преподавателем.
При опоздании студента на экзамен не более чем на 30 минут по решению преподавателя он может быть допущен в аудиторию, при этом продолжительность экзамена не продлевается. При опоздании более чем на 30 минут студент считается не явившимся на экзамен.
Во время проведения письменного экзамена студент должен:
- соблюдать тишину и не разговаривать с другими экзаменующимися;
- выполнять задания самостоятельно;
- отключить средства оперативной связи и не пользоваться ими;
- не пользоваться учебниками, конспектами и другими справочными материалами (кроме разрешенных преподавателем).
При нарушении указанных правил экзаменатор вправе удалить студента из аудитории и поставить неудовлетворительную оценку за экзамен.
После окончания выполнения всех заданий, но не позднее окончания продолжительности испытания, студент лично сдает экзаменатору письменную работу. Допускается досрочная сдача выполненной работы.
6. Результаты проверки каждого выполненного задания, пометки о допущенных ошибках, общая сумма баллов отражаются непосредственно в письменном задании. Итоговая оценка вносится в экзаменационную ведомость и подтверждается подписью экзаменатора.
Полученные оценки за письменный экзамен и установленное преподавателем время, когда студенты могут обратиться за внесением записи о полученной оценке в зачетную книжку, доводятся до сведения студентов путем размещения информации на стенде кафедры и в локальной компьютерной сети факультета.
Результаты экзамена доводятся до студентов в сроки, определенные в соответствии с Положением о порядке проведения письменных экзаменов (зачетов), действующим на юридическом факультете.
Студенты имеют право на показ их проверенных письменных работ после объявления результатов экзамена. Конкретная дата и время ознакомления с проверенными работами устанавливается преподавателем и доводится до сведения студентов одновременно с объявлением результатов письменного экзамена. Показ работ проводит преподаватель, проводивший экзамен.
7. При выявлении ошибки, допущенной экзаменатором в ходе проверки работы, изменение выставленной оценки возможно по решению заведующего кафедрой с учетом мнения преподавателя, проверяющего письменную работу.
При неудовлетворительной оценке повторная сдача экзамена проводится в сроки, установленные деканатом, в том же порядке, что и первая сдача экзамена (в письменной форме).