Обнуление и переустановка конфигурационной памяти (CMOS) компьютера

Если при включении компьютера программа самодиагно­стики (POST) будет вьщавать сообщение об ошибках конфи­гурации, пользователь должен очистить текущую конфигу­рацию в памяти и переустановить в ней встроенные по умол­чанию значения. Для этого необходимо:

1. Выключить компьютер, отсоединить кабель питания от сети и от системного блока, снять крышку компьюте­ра. Отключить от компьютера телекоммуникационный сетевой кабель, а затем:

• установить переключатель на системной плате (что это за переключатель, пользователь может узнать из документации на компьютер или «Руководства пользователя ПК») в положение «закрыть» для сброса текущей конфигурации;

• закрыть крышку комш ютера и подсоединить толь­ко кабель питания;

• включить ПК (этим пользователь сбросит те значе­ния, которые записаны в памяти);

• подождать, пока ПК не загрузится. На экран дис­плея может быть выведено сообщение о том, что память очищена и перед перезагрузкой необходимо поставить переключатель в положение «открыть». Далее необходим выключить ПК, отсоединить ка­бель питания и снять крышку системного блока,

• установить переключатель системной платы в поло­жение «открыть», чтобы сделать возможной запись в память конфигураии.

2. Закрыть крышку системного блока ПК и подсоединить кабели питания и телекоммуникационные кабели.

3. Включить ПК. На экране дисплея может появиться со­общение о неправильной конфигурации. После этого загрузка будет остановлена. Для продолжения загрузки нужно нажать любую клавишу. На экране будут появляться следующие сообщения об ошибках:

«CMOS checking is invalid»(«контрольная сумма неправильна»)

«Default values will be loaded»(«будут загружены стан­дартные по умолчаню значения») «Press any key to continue»(«для продолжения на­жмите любую клавишу»)

4. Нажать клавишу (это может быть F2 или F7) для заг­рузки SETUP. В память конфигурации автоматичес­ки загрузятся и будут сохранены там значения конфи­гурации по умолчанию, то есть те значения, которые являются стандартными для данного ПК.

5. Если вы хотите сделать какие-то другие изменения конфигурации, вам нужно будет войти в SETUP, подставить эти значения, сохранить их и выйти из SETUP.

5. Пользователь не может выключить компьютер

1. Поскольку все современные ПК снабжаются режимом энергосбережения, то в процессе эксплуатации компь­ютера часто возникает ситуация, при которой пользо­ватель не может выключить ПК. В этом случае мож­но посоветовать следующее:

• разблокируйте пароль в ПК, т. е. снимите его;

• убедитесь, что вы не находитесь в режиме приос­тановки работы (suspend) — естественно, в этом случае выключение ПК может привести к риску по­тери информации, которую вы обрабатываете;

• при нажатии кнопки выключения сети (питания) и удержания ее в этом положении больше 4 секунд ПК должен выключиться. Заметим, что операционная система закрывается при таком выключении некор­ректно.

Отказы и зависания аппаратного (hard) характера

1. Дисплей не работает

Если дисплей не отображает правильно информацию, по­ступающую на него с системного блока или не читаются буквенно-цифровые сообщения, проверьте, правильно ли выбран режим дисплея. Для исправления ситуации выбери­те режим дисплея в соответствии с рекомендациями опера­ционной системы.

В случае, если на экране дисплея нет изображения, а клавиатура, дисководы и другие периферийные устройства работают нормально, проделайте следующее:

• проверьте, вставлен ли силовой кабель в дисплейный блок и в каком положении находится выключатель сети (должно быть «switch on»);

• убедитесь, что регулировки яркости и контрастности работают нормально;

• проверьте, правильно ли подключен сигнальный кабель дисплея к системному блоку;

• выключите дисплей и извлеките из розетки сетевой ка­бель;

• отсоедините сигнальный кабель от дисплея (если это возможно) и проверьте целостность контактов в разъе­ме кабеля. Если контакты погнуты, аккуратно разог­ните их;

• проверьте, правильно ли установлена видеоплата, и снова включите дисплей, а затем ПК;

• если дисплей работает нормально в течение процеду­ры самотестирования (POST), а при загрузке операци­онной системы Windows экран меркнет, убедитесь, что на видеоплате установлена память, достаточная для установленного видеорежима. Загрузите операционную систему для режима VGA (возможного для некоторых систем),

• если кадровая частота дисплея установлена слишком высокой, экран будет темным. Выберите другую ус­тановку (возможно, для этого вам придется подклю­чить другой дисплей), при которой частота смены кад­ров не будет слишком высокой.

2. Отказ клавиатуры

• Убедитесь, что клавиатура правильно подключена к си­стемному блоку. Если клавиатура не подсоединена к компьютеру, то на дисплее при загрузке отобразится значок (клавиатуры).

• Если после загрузки операционной системы правиль­но подсоединенная клавиатура не подает признаков жизни, проверьте, может быть, для пароля установ­лена опция «блокировка клавиатуры» (Keyboard locked).Необходимо ввести пароль, чтобы разблокировать кла­виатуру и мышь. Для удобства дальнейшей эксплуата­ции ПК можно изменить эти установки.

3. Мышь не реагирует на перемещение

• Проверьте, правильно ли подсоединена мышь к сис­темному блоку.

• Убедитесь, что драйвер мыши прописан в файле кон­фигурации и соответствует операционной системе.

• Очистите резиновый шарик от пыли, вытащив его из корпуса мыши, предварительно освободив заслонку.

4. Принтер (printer) не печатает посылаемое на него сообщение

Принтер присоединяется к системному блоку с помощью кабеля, на концах которого смонтированы разъемы «Centronix» («Центроникс»).

Проверить первичную работоспособность принтера мож­но, нажав кнопку TESTи удерживая ее в нажатом состоя­нии при включении принтера в сеть (сетевым включателем). Если принтер исправен, он начинает печатать так называе­мую тестовую страницу или страницу самотеста.

Для исправления ситуации выберите тип принтера в со­ответствии с рекомендациями операционной системы Windows.

Если принтер не работает, а клавиатура, дисководы, и другие периферийные устройства работают нормально, про­делайте следующее:

• проверьте, вставлен ли силовой кабель в принтер и в каком положении находится выключатель сети (долж­но быть «switch on»);

• убедитесь, что индикатор питания светится;

• проверьте, правильно ли подключен сигнальный кабель принтера к системному блоку;

• выключите принтер и выдерните из розетки сетевой кабель;

• отсоедините сигнальный кабель от принтера и проверь­те целостность контактов в разъеме кабеля. Если кон­такты погнуты, аккуратно разогните их;

• проверьте, правильно ли установлена мультиплата (если она есть), и снова включите принтер, а затем ПК;

• если принтер работает нормально в течение процеду­ры самотестирования (POST), а после загрузки опера­ционной системы Windows принтер не работает, убе­дитесь, что в принтере установлена память, достаточ­ная для установленного режима.

5. Дисковод для гибких дисков не реагирует на обращение

• Проверьте, отформатирована ли дискета и правильно ли она вставляется в дисковод.

• Убедитесь, что плотность записи дискеты соответствует характеристикам дисковода.

• Проверьте, установлен ли драйвер дисковода в SETUP, (опция Flexible DiskDrive).

• Убедитесь, что драйвер гибкого дисковода в SETUP, (опция Flexible DiskDrive) установлен на опцию «enable».

• Возможно, в SETUP установлена опция «безопасность — защита от записи» (security - Hardware Protection).

• Вставьте в дисковод чистящую дискету и очистите го­ловки чтения/записи (обращением к соответствующе­му дисководу).

6. Не работает жесткий диск

• Убедитель, что четырехпроводный кабель питания и ленточные сигнальные кабели правильно подсоедине­ны к диску.

• Убедитесь, что жесткий диск имеет статус «Разреше­но» в SETUP.

• Проверьте, что жесткий диск был обнаружен системой BIOS и прописан в SETUP,

• Убедитесь, что системная шина имеет статус «Разре­шено», если вы используете интегрированный контрол­лер.

Если световой индикатор работы жесткого диска не мер­цаетпри обращении ПК к жесткому диску:

• убедитесь, что системная плата правильно соединена с контрольной панелью соответствующими проводни­ками;

• убедитесь, что четырехпроводный кабель питания и сигнальный ленточный кабель правильно подсоедине­ны к жесткому диску.

Если вы используете жесткий диск с платой контролле­ра, световой индикатор работы не должен мерцать, когда ПК обращается к жесткому диску.

Проблемы с CD-ROM

Если ваш компьютер оснащен устройством для воспроиз­ведения компакт-дисков и индикатор устройства при вклю­чении и загрузке программного обеспечения не загорелся, посмотрите, не забыли ли вы вставить компакт-диск.

При повторном включении компьютера, если компакт-диск вставлен в CD-ROM, а индикатор по-прежнему не за­горается, проверьте (при вскрытом корпусе ПК), все ли ка­бельные соединения обеспечивают CD-ROM питанием (со­единение с блоком питания),сигналами обмена с системной платой (соединение с адаптером IDE)или звуковым адапте­ром(соединение со звуковой платой).

Правильность соединения можно проверить с помощью руководства по пользованию:

• компьютером;

• звуковой платой;

• устройством CD-ROM.

Рекомендация:

Иметь «карту» проводов, кабелей и соединенийпериферий­ных устройств с системной платой (жесткий диск, дисково­ды, CD-ROM — это тоже периферийные устройства), а так­же состояний перемычек на системной плате— это значит из-бавиться от головной боли при каких-либо переустановках в системном блоке или его модификации (UPGRADE). Для проверки всегда можно вернуться к предыдущему варианту.

Отказы и зависания из-за программного обеспечения

Примером такого зависания может быть следующее.

Вы забыли пароль

Если пользователь забыл пароль на Setup, можно восполь­зоваться различными программами для снятия пароля или одним из заводских паролей. Заводские пароли для AWARDBIOS следующие: AWARD_SW, TTPTHA, HLT, lkwpeter, KDD, ZBAAACA, J322, ZAAADA, Syxz, шесть пробелов, Wodj, девять пробелов, ZJAAADC, 01322222, J256, ?award. Один из этих паролей должен подойти.

Однако в новых AWARD BIOS (версии 4.51) инженерные пароли отсутствуют. Но существует программа для снятия/ определения установленных паролей в таких BIOS.

Для AMI BIOS стандартных паролей нет. Единственный случай: если вы приобрели материнскую плату, то пароль может быть AMI.

Существуют программы для определения установленного на SETUP пароля. На некоторых AMI BIOS можно сразу после включения держать нажатой клавишу INS — при этом вCMOS-память загружаются стандартные параметры.

Чтобы аппаратно «сборосить» CMOS (вместе с паролями) нужно выполнить следующее.

Почти на всех современных системных платах рядом с батарейкой есть перемычка для сброса CMOS-памяти (обыч­но 4 контакта, нормальное положение — 2-3, сброс — 1-2 или 3-4; иногда — 3 или 2 контакта).

Выпаивать и тем более замыкать батарейку не имеет смысла — это чаще всего не приводит к успеху из-за конструкции схемы питания CMOS-памяти, а замыкание батарейки сильно сокращает срок ее службы.

Если на плате нет батарейки, нужно поискать пластмас­совый модуль с надписью «DALLAS» (это монолитный блок с батарейкой и микросхемой CMOS) — перемычка может

быть возле него. В случае, если перемычка для очистки CMOS-памяти отсутствует, то сначала попробуйте отключить или отсоединить батарейку.

При этом также рекомендуется отключить провода от бло­ка питания, так как заряд на его конденсаторах может со­храняться и поддерживать нормальное питание CMOS RAM более суток.

Эпизодические отказы (сбои) в работе компьютера

Существует целый набор неполадок или сбоев, которые носят эпизодический, редко повторяющийся или вовсе не повторяющийся характер. Эти отказы можно подразделить на следующие классы:

1. Всплески напряжения (Power Surges) приводят к сбро­су ОЗУ, возникновению ошибок, выходу из строя ПК

2. Высоковольтные выбросы (high voltage Spikes) приво­дят к сбросу ОЗУ, реже — к выходу из строя элемен­тов ПК.

3. Проседание напряжения (Power Sags) приводит к сбро­су ОЗУ, возникновению ошибок, реже — к выходу из строя ПК.

4. Высокочастотный шум (Electrical Zine Noise) приводит к возникновению ошибок, сбросу ОЗУ, зависанию ПК, выходу из строя, накопителей.

5. Выбег частоты (Frequency Variations) приводит к зави­санию ПК, выходу из строя накопителей, программ­ным сбоям и потере данных.

Наши рекомендации