Этапы аудиторских проверок.
Если аудиторская организация пришла к соглашению с экономическим субъектом, она направляет ему письмо о проведении аудита – документ, регламентирующий обязательства и ответственность субъекта – клиента и аудиторской фирмы. Планирование аудита начинают до написания письма-обязательства и до заключения договора с субъектом о проведении аудита, оно состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур. Договор на оказание аудиторских услуг регулирует взаимоотношения аудиторской организации с клиентом, включает: 1. Предмет договора. 2. Условия оказания аудиторских услуг. 3. Права и обязанности аудиторской организации. 4. Права и обязанности субъекта. 5. Стоимость и порядок аудиторских услуг. 6. Ответственность сторон и порядок разрешения споров.
Основными стадиями аудиторской проверки являются: планирование аудита; получение аудиторских доказательств; использование работы других лиц и контакты с руководством субъекта, третьими сторонами; документирование аудита; обобщение выводов, формирование и выражение мнения об отчетности аудируемого лица. Основные этапы аудиторской проверки: 1. Оценка потребностей клиента, формирование групп по проведению аудита и определение их задач. 2. Планирование проекта проверки, разработка общей стратегии аудита. 3. Получение представления о конъюнктуре рынка, деловой среде, целях бизнеса и акционерах, оказывающих влияние на хозяйственный риск клиента. 4. Оценка существенных процедур внутреннего контроля. 5. Оценка риска. 6. Существенные и общие аудиторские процедуры. 7. Создание сводного отчета по аудиту и проведение совещания для подведения итогов аудита. 8. Оценка результатов работы и разработка плана усовершенствований.
Основные подходы к созданию методик аудиторских проверок: 1 Бухгалтерский подход – традиционный: заключается в разработке методик проверки по различным разделам бухучета – методики проверки оборотов по счетам бухучета (проверка учета кассовых операций, учета расчетов с персоналом по оплате труда, учета расчетов с подотчетными лицами и т.д.). 2. Юридический подход: включает разработку методик проверки составленных документов и выполненных операций организации с юридической точки зрения (правовой стороны отражения деятельности) – методики проверки средств системы контроля (аудит уставного капитала, порядок проверки правильности отражения в учете расчетов с учредителями, экспертиза соблюдения трудового законодательства). 3. Специальный подход: разработка методик проверки групп субъектов, обладающих специальными признаками (предприятий с иностранными инвестициями; представительств иностранных юридических лиц, действующих на территории РФ; субъектов малого предпринимательства; предприятий, работающих в условиях специальных налоговых режимов). 4. Отраслевой подход: разработка методики аудита субъектов в зависимости от их отраслевой принадлежности (предприятий торговли, с/х, строительных, банков, страховых и др.).
Аудиторские фирмы и аудиторы самостоятельно определяют формы и методы проверки, их можно разделить на две группы: 1) методы организации аудита (сплошная проверка, выборочная, документальная, фактическая, аналитическая, комбинированная); 2) методы получения аудиторских доказательств. Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. Тесты средств контроля – перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации и получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования системы внутреннего контроля и учета, для выявления существующих недостатков. Аудиторские процедуры проверки по существу – детальная проверка верности отражения в бухучете оборотов и сальдо по счетам, а также аналитические процедуры – перечень действий аудитора для детальных проверок конкретных разделов бухучета с целью выявления неверно отраженных в учете фактов хозяйственной деятельности, выяснении причин и ошибок.