Программа элективного курса Corel Draw .
Умение пользоваться промышленными информационными технологиями для большинства людей в настоящее время стало предметом первой необходимости. Сейчас уже трудно представить сферу деятельности человека, в которой бы не применялись информационные технологии. Область информатики, занимающаяся методами создания и редактирования изображений с помощью компьютеров, называется компьютерной графикой. Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Изучение компьютерной графики позволяет подготовить учащихся для возможной профессиональной деятельности в сферах рекламного дизайна, полиграфического дизайна, веб-дизайна, дизайна интерьеров, ландшафтов, одежды, в профессиональных фото-студиях, в салонах красоты, в редакциях журналов и газет и во многих других сферах.
Элективный курс «Компьютерная графика. CorelDRAW» рассчитан на профориентацию школьников – просвещение и профадаптацию. Направленность курса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся. Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информационным технологиям, а самое главное, профориентации в мире профессий, связанных с использованием знаний этих технологий. Основное требование к предварительному уровню подготовки – освоение «Базового курса» по информатике. Курс рассчитан на 35 учебных часов.
Цели:
· заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств в создании графических изображений;
· познакомить с принципами и основными приёмами работы в программе CorelDRAW, сформировать понятие о возможностях этой программы.
Задачи:
· дать представление об основных возможностях CorelDRAW;
· научить создавать творческие работы, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении;
· ознакомить с основными операциями в CorelDRAW;
· способствовать развитию алгоритмического мышления;
· способствовать развитию познавательного интереса к информационным технологиям;
· продолжить формирование информационной культуры учащихся;
· профориентация учащихся.
Образовательные результаты.
учащиеся должны знать: основные понятия компьютерной графики (векторная и растровая графика, расположение объектов в документе, цвет и цветовые модели, атрибуты текста), основные элементы интерфейса программы CorelDRAW, структуру инструментальной оболочки редактора, возможность работы с текстом, растровыми и векторными объектами;
учащиеся должны уметь: создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторной программы CorelDRAW, а именно: создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей…); выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и др.); формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях; закрашивать рисунки, используя различные виды заливок; работать с контурами объектов; создавать рисунки из кривых; создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов; получать объемные изображения; применять различные графические эффекты (объем, перетекание, фигурная подрезка и т.д.), создавать надписи, заголовки.
Межпредметные связи.
Знания, полученные при изучении курса «Компьютерная графика», учащиеся могут использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний – физике, химии, биологии и т.д. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа-презентации, размещено на Web-странице. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса «Компьютерная графика», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа.
1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Знать особенности меню, рабочий лист, организацию панели инструментов, панели свойств, палитры цветов, строку состояния; уметь ориентироваться в рабочем окне программы. Фронтальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Повторить свойства «Объектов»
2 Знакомство с объектами. Выделение и преобразование объектов.1Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Знать предлагаемые программой объекты, функции инструмента «Указатель»; уметь пользоваться этими инструментами для создания рисунка «Звездочки»Фронтальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Повторить свойства «Объектов» Операции над объектами. Практическая работа по теме «Группа инструментов – объект» 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Знать основные операции над объектами: перемещение, масштабирование, вращение, копирование, зеркальное отражение; уметь применять эти операции на практике (рисунок «Моряки»)Фронтальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею 4 Группа инструментов «Кривая»1Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Знать инструменты и свойства группы инструментов «Кривая»; уметь использовать инструменты данной группы в практической работе «Аквариум»Фронтальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Повторить свойства «Кривой» Создание рисунков из кривых. Редактирование кривых. Группа инструментов «Изменение формы»1Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Знать свойства группы инструментов «Изменение формы», выполнить практическую работу «Месяц и звёзды», направленную на закрепление навыков работы с уже изученными инструментами и командами Фронтальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею. Команды главного меню «Правка»1Урок –практикум Знать стандартные операции работы с буфером обмена: вырезать, копировать, вставить, клонировать; использовать инструмент «Форма» для редактирования «кривых». Рисунок «Божья коровка»Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею. Группа инструментов «Обрезка».
1Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Знать инструменты группы «Обрезка» и их свойства, выполнить практическую работу «Деревья», направленную на закрепление навыков работы с уже изученными инструментами и командами; познакомиться с инструментом «Абрис» и его свойствами Фронтальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Повторить свойства группы инструментов «Обрезка» Построение объектов сложной формы1
Урок –практикум Уметь использовать в практической работе различные инструменты и команды для воплощения поставленной задачи. Фронтальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею. Формирование объектов1Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Знать команды главного меню «Упорядочить»; продолжить знакомство с объектами, предлагаемыми панелью инструментов -«Основные фигуры»; уметь использовать формирование объектов в создании изображения сложного строения (Натюрморт с кувшином)Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею. Команды главного меню «Упорядочить»1Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Знать команды главного меню «Упорядочить»; продолжить знакомство с объектами, предлагаемыми панелью инструментов -«Основные фигуры»; уметь использовать формирование объектов в создании изображения сложного строения (Натюрморт с кувшином)Фронтальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею. Специальные эффекты1Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Знать инструмент «Интерактивный контур» и его свойства; уметь применять эффект интерактивного контура в творческих работах (Декоративный натюрморт)Фронтальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Повторить свойства инструмента «Контур» Трехмерные эффекты для объектов1Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Знать инструмент «Искажение» и его настройки; уметь применять эффект интерактивного искажения в творческих работах Фронтальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Повторить свойства группы инструментов «Интерактивные» Новогодние образы1Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Уметь использовать в практической работе инструменты группы «Интерактивные»Фронтальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Повторить свойства группы инструментов «Интерактивные» Тень и прозрачность (интерактивные)1Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Знать инструменты «тень», «прозрачность» и их настройки; уметь применять эффект интерактивной тени и прозрачности в творческих работах Фронтальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Повторить свойства группы инструментов «Интерактивные» Практическая работа «Новогодняя открытка»1Урок-практикумУметь использовать в практической работе инструменты группы «Интерактивные»Индивидуальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Повторить свойства группы инструментов «Интерактивные» Применение инструментов «Интерактивные»1Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Уметь использовать в практической работе инструменты группы «Интерактивные»Фронтальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Повторить настройки градиентной заливки. Эффект объема1Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Знать инструмент «Псевдо объем» и его настройки; уметь применять эффект интерактивного выдавливания в творческих работах Фронтальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Повторить настройки узорной заливки. Практическая работа «Жил да был черный кот…»
1Урок -практикум Уметь использовать в практической работе различные инструменты и команды для воплощения поставленной задачи. Знать инструмент «Псевдо объем» и его настройки; уметь применять эффект интерактивного выдавливания в творческих работах. Уметь использовать в практической работе инструменты группы «Интерактивные»Фронтальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Повторить настройки текстурной заливки. PostScript-заливка Текстурная заливка Закраска рисунков. Градиентная заливка
Узорная заливка1Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Знать настройки PostScript-заливки; уметь преобразовывать PostScript-заливку, использовать PostScript-заливку в творческих работах Знать настройки текстурной заливки; уметь преобразовывать текстурную заливку, использовать текстурную заливку в творческих работах
Знать настройки градиентной заливки; уметь создавать собственный градиент, использовать градиентную заливку в творческих работах
Знать настройки узорной заливки; уметь преобразовывать узорную заливку, использовать узорную заливку в творческих работах Фронтальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Повторить настройки PostScript-заливки. Подготовиться к практической работе. Практическая работа по теме «Работа с заливками, их свойства и возможности» (Иллюстрация к сказке)1Урок-практикумЗнать настройки различных заливок; уметь их преобразовывать, использовать заливки в творческих работах Индивидуальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ей. Практическая работа по теме «Работа с заливками, их свойства и возможности» (Рисуем Землю. Космический пейзаж)1Урок-практикумЗнать настройки различных заливок; уметь их преобразовывать, использовать заливки в творческих работах Индивидуальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею. Работа с текстом1Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Знать оформление текста, специальные эффекты для фигурного цвета, преобразование текста в кривые; уметь применять различные эффекты к тексту при выполнении практических работ. Фронтальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Подготовиться к выполнению практической работы. Практическая работа по теме «Работа с текстом. Ледяная надпись»1Урок-практикумЗнать особенности работы с инструментами «текст», «текстурная заливка», специальные эффекты для фигурного текста; уметь использовать эти инструменты при выполнении практических работ Индивидуальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Подготовить материал по теме «Стиль граффити» для выполнения практической работы. Практическая работа по теме «Декоративные шрифты. Стиль граффити»1Урок-практикумЗнать особенности работы с инструментами «текст», « заливка», специальные эффекты для фигурного текста; уметь использовать эти инструменты при выполнении практических работ Индивидуальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею. Работа с растровыми объектами. Вставка изображения и изменение его размеров. 1Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Знать особенности вставки растрового изображения в документ CorelDRAW, команды «растрирование» и «трассировка»; уметь создавать растровое изображение в документе CorelDRAW, преобразовывать растровые объекты в набор векторных. Фронтальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею. Растровые эффекты1Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Знать основные группы растровых эффектов (трехмерные, художественные средства, размытие, формирование, искажение); уметь применять растровые эффекты для выполнения творческих работ. Фронтальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Повторить пути создания растрового изображения в документе CorelDRAW и преобразование растрового объекта в набор векторных; подготовиться к практической работе. Практическая работа по теме «Работа с растровыми объектами»1Урок-практикумЗнать особенности вставки растрового изображения в документ CorelDRAW, команды «растрирование» и «трассировка»; уметь создавать растровое изображение в документе CorelDRAW, преобразовывать растровые объекты в набор векторных; уметь применять растровые эффекты для выполнения творческих работ. Индивидуальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею. Простой фотомонтаж1Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Знать возможности программы CorelDRAW при создании фотомонтажа; уметь использовать инструменты и команды программы для создания несложного фотомонтажа. Индивидуальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Подобрать фотографию со множеством небольших повторяющихся элементов. Классические трюки компьютерной графики. Отражение в воде.1Урок-практикумЗнать особенности вставки растрового изображения в документ CorelDRAW основные группы растровых эффектов (трехмерные, художественные средства, размытие, формирование, искажение); уметь применять растровые эффекты для выполнения творческих работ. Фронтальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею. Классические трюки компьютерной графики. Фотоштрих.1Урок-практикумЗнать инструменты и свойства группы инструментов «Кривая», особенности вставки растрового изображения в документ CorelDRAW; уметь использовать инструменты данной группы в практической работе Фронтальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею. Рисуем рамку1Урок-практикумЗнать особенности вставки растрового изображения в документ CorelDRAW, инструменты и их настройки; уметь применять их для выполнения творческих работ. Фронтальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею Повторить инструменты и их функции программы CorelDRAW, подготовиться к практической работе. Контрольная работа (Карикатура)1Урок контроля знаний Знать особенности создания карикатуры, основные приёмы работы в программе CorelDRAW, уметь пользоваться инструментами и их функциями при выполнении творческих работ Индивидуальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею. Сохранение и загрузка изображений в CorelDRAW1Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Знать особенности работы с рисунками, созданных в различных версиях программы, уметь импортировать и экспортировать изображения в CorelDRAW. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ.
Фронтальный Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею.
Резервный урок
Содержание изучаемого курса
В курсе «Компьютерная графика» рассматриваются:
основные вопросы создания, хранения изображений;
особенности работы с изображениями в векторной программе.
Для создания иллюстраций используется векторная программа CorelDRAW.
Содержание элективного курса.
Вдоль левой стороны рабочего окна расположены девять прямоугольников, составляющих набор инструментов DRAW . Они обеспечивают доступ к основным командам и функциям программы.
Во многом успех DRAW обязан своему достаточно доступном и понятному интерфейсу. Даже если вы никогда не имели дело с графическими программами о знакомства с основными приемами ( щелкнуть мышкой, выбрать инструмент и курсор на страницу, нажать кнопку мыши и не отпуская ее рисовать ) достаточно для того, чтобы создать не только прямоугольники , но и овалы , текстовые блоки , линии и объекты свободной формы . Осваивая этот прием , вы сразу же узнаете как увеличиваются части рисунка. Все эти операции сводятся к простым правилам [24, с. 84].
• заголовок, отражающий имя приложения и открытого файла;
• строка меню обеспечивает доступ к большинству функций и команд программы;
• линейки прокрутки для перехода в различные части документа;
• кнопки со стрелками в правом верхнем углу экрана для расширения окна
DRAW на весь экран , или свертывания его значок;
• кнопка управления в левом верхнем углу для быстрого или развертывание закрытия DRAW [7, с. 285].
Практически невозможно найти Windows- приложение, которое не содержит меню File (Файл ) и Edit ( Правка) на двух первых позициях в строке меню, или в какой отсутствует панель пиктограмм , обеспечивающих быстрый доступ к определенным команд и функций. Все меню DRAW работают так , как привыкли пользователи Windows . Меню разворачивается с помощью двойного щелчка мышкой на нем , или нажатием клавиши на клавиатуре. Эту комбинации составляет подчеркнутая буква в названии меню и клавиша Alt.
Строка Состояния. Непосредственно под панелью инструментов DRAW резервирует зону для общения с вами. Эта зона называется строкой состояния ( на вашем экране строка состояния может располагаться внизу). Слева в строке отображаются текущие координаты курсора, а также информация о том , или активизирована координатная сетка ( Grid Snap ) , что является одной из наиболее часто используемых функций [4, с. 98].
По центру строки состояния отображается информация о выбранном
( активизированном) в данный момент объектами. Информация: " Curve on Layer I " . Выбор объекта осуществляется нажатием кнопки мышки, после этого вокруг объекта появляются маркеры в виде черных квадратиков. Вы видите эти маркеры. Этот термин DRAW применяет ко всем объектам и форм, поскольку кривая - это основа программы CorelDRAW [10, с. 275].
Справа в строке дается информация о внешних и внутренних параметров изображения: гольф - клуб имеет наполнитель - 20 % Black (черный ), контурные линии имеют черный цвет и толщину 5 point .
Прямоугольник в правом углу строки состояния меняется в зависимости от изменений в выбранной единице. Если эмблема гольф- клуба была Голубого цвета , то таким был бы и фон прямоугольника. Поменяйте контурную линию с черной на красную, а толщину увеличьте до 3 point, то же произойдет с контуром прямоугольника. Когда объекты наложены друг на другой , единственной подсказкой о активизирован элемент может оказаться этот маленький квадратик строки состояния.
Линейки прокрутки. Линейки прокрутки в DRAW работают также , как во всех Windows- программах . Горизонтальные и вертикальные линейки прокрутки работают одинаково . Существует три способа перемещения экрана : малыми порциями - щелчком мыши на стрелках ; большими порциями - нажатием на серых участках линейки прокрутки (кстати , фон вашей линейки прокрутки может быть другим) ; на произвольную расстояние - буксировкой ползунка линейки прокрутки с помощью мышки.
Палитра цветов. Внизу экрана расположена палитра цветов, имеет схожий с линейкой прокрутки вид и принцип работы. Палитра цветов позволяет очень легко изменять цвет внутреннего фона объекта и контурных линий. Большинство палитр имеют большую цветовую гамму , что не всегда возможно показать на экране , поэтому просмотр цветов осуществляется по принципу работы линейки прокрутки [16, с. 267].
Меню File (Файл)
Это основное меню DRAW , через которое проходят все файлы. Как и во всех Windows- программах, это меню открывает, сохраняет, экспортирует, импортирует и печатает файлы. Также оно содержит доступ к каталогу изображений CorelMocaics и к утилите управления цветами (Color Manager ) .
Обратите внимание на подчеркнутые символы в меню, позволяющие задавать выполнения команды или вызвать диалоговые окна с клавиатуры. То же самое можно сделать с помощью комбинаций горячих клавиш, приведенные здесь же (Ctrl , Alt- комбинации) [7, с. 46].
Если какая-либо опция меню неконтрастная - это означает, что доступ к ней в данный момент невозможно.
В нижней части меню содержится список из четырех файлов, которые открывались последними.
Напомним еще раз, если опция меню заканчивается троеточием - это означает, что она имеет свое диалоговое или окно roll - up окно.
Меню Edit (Правка)
Меню отвечает за изменения, дублирования, копирования, удаления , размножения , а также повторная или действие отмене предыдущего. Подобно всем программам поддерживающим функцию OLE , в меню Edit содержатся элементы работы с Clipboard (буфер обмена), через который осуществляется обмен информацией с другими приложениями.
Команда Clone появилась в DRAW 4.0. Она дублирует объекты, сохраняя при этом динамическую связь с оригиналом : меняется оригинал - меняется копия.
На приведенном изображении команды Paste и Paste Special доступны. Это означает, что в Clipboard является объект, к которому они применимы.
Меню View (Вид)
Меню View является переработанным меню Display прежней версии. Оно отвечает за все, что происходит с экраном. Его опции позволяют контролировать состояние интерфейса [13, с. 164].
Выделенный на рисунке новый элемент со своим вспомогательным меню , обеспечивает управление импортированной растровой графикой. Пользователю предоставляется выбор между улучшенным изображением и скоростью работы машины.
Горячая клавиша Ctrl + W позволяет изменять состояние экрана (полезна при работе со сложными другом на друга объектами ).
Меню Layout (Макет )
Осуществляет контроль за такими фундаментальными параметрами как размер страницы и нумерация страниц. Здесь собраны опции Grid (сетка ), Guidelines (вспомогательные линии) и Page (страница ) - установок, а также Roll - up окна для Layers (уровни) и Styles (стили ).
Последние три элемента активизируют координатную сетку, указатели и объекты , согласно установок [17, с. 295].
Меню Arrange (Упорядочить)
Выполняет благоустройство, расположение, выравнивание, сбор, разъединения и соединения объектов. Командами Group , Combine или Weld можно объединить два объекта. Более оригинальным способом эту процедуру выполняют новые команды Intersection и Trim [4, с. 325].
Директивы по переносу объектов на передний план, или же наоборот - на задней, и некоторые другие собраны в подменю опции Order [8, с. 214].
Запомните, что горячим клавишам Ctrl + C и Ctrl + V с версии 4.0 больше не соответствуют командам Combine и Convert to Curves . Теперь они выполняют команды связанные с Clipboard: Copy и Paste , соответственно. Для Combine и Convert to Curves предусмотрены комбинации Ctri + L и Ctrl + Q.
Меню Effects (Эффекты)
Содержит команды, выполняющие спецэффекты DRAW - смешать , окутать , наклонить , вытащить, добавить объекта объемное изображение . Также это меню было дополнено новыми командами - Contour и PowerLine , Lens и PowerClip . Отметим , что большинство горячих клавиш подобраны нелогично [14, с. 158].
Меню Text ( Техт )
Поддерживает операции форматирования и редактирования текста. Большинство кнопок управления собраны в Text roll - up окне, но порой бывает легче работать с диалоговыми окнами. Опция Text to Path и ее roll - up окно является наиболее часто используемыми из спецэффектов DRAW [13, с. 145].