Принципы конструктивной критики

Занятие 16. Специфика, цель и структура организационной речи

Цели:1)Познакомиться со спецификой, целью и структурой организационной речи

2) Научиться составлять и произносить организационную речь

3)Познакомить с принципами конструктивной критики.

4) Научиться использовать в организационной речи элементы анализа, критики, рекомендаций.

Проверка домашнего задания.

I этап. Прослушайте агитационные речи, подготовленные в группах.

II этап. Прослушайте агитационные речи всех групп.

III этап. Не думая о том, в какой вы были группе, «вступите» (проголосуйте) в ту организацию, которой удалось вас сагитировать.

IV этап. Объясните, почему вы «вступили» именно в эту «организацию». Почему другим командам не удалось вас сагитировать?

!!! Организации, трудовые коллективы, рабочие группы, команды осуществляют общую деятельность. Необходимым условием её осуществления является правильное общение руководителя с коллективом. Руководитель часто произносит организационные речи, т.е. речи, цель которых – организовать совместную деятельность. Такая речь сочетает в себе некоторые черты агитационной, т.к. организовать выполнение работы можно тогда, когда исполнители будут осознавать необходимость личного участия в деятельности, и информирующей, поскольку каждый член коллектива должен знать, что именно и как следует выполнять всем и конкретно ему. Организационная речь несёт информацию о целях, структуре, способах, средствах и конечном результате деятельности, распределении обязанностей и сроках исполнения. Структура организационной речи может быть следующей.

Руководитель, организатор деятельности, произнося речь, решает следующие задачи:

1) обеспечивает полноту, достоверность, надёжность передаваемой информации;

2) предъявляет исполнителям чёткие требования;

3) мотивирует коллектив, пробуждает интерес к работе;

4) заботится об «обратной связи», т.е. о том, чтобы коллектив выражал собственное мнение относительно организации деятельности;

5) поддерживает чувство достоинства у исполнителей, веру в силу единства команды;

6) сосредоточивает внимание исполнителей на решении задачи.

Произнесение организационной речи предполагает, что у руководителя имеются важные умения:

1) открыто демонстрировать свои намерения, связанные с организацией коллектива на работу;

2) проявлять доброжелательность в общении;

3) распределять обязанности, использовать все умения и навыки подчинённых, стимулировать их саморазвитие;

4) проявлять компетентность в обсуждаемом вопросе;

5) убедительно излагать свои мысли.

Задание 1.

Прочитайте текст организационной речи. Проанализируйте её по вопросам.

Добрый день! Ребята, вы знаете, что через месяц мы идём в поход к Святому озеру. Настало время решить, как мы будем готовиться. Большинство из нас не представляют, что такое жизнь в кемпинге. Конечно, это романтика: туман на рассвете, нежные волны озера, солнце, песни у костра, незабываемые минуты общения. Но это и взаимная ответственность, ведь жизнь в палатке будет комфортной тогда, когда мы сумеем предвидеть сложности, возможные затруднения и сделаем все, чтобы справиться с ними. И от нашей подготовки, от того, как мы распределим обязанности, как сможем обеспечить наш быт, зависит результат похода. А пока мы не знаем, что это будет: прекрасные воспоминания, море положительных эмоций, радость и здоровье или усталость, раздражение, простуда и испорченные каникулы.

Я предлагаю следующий сценарий подготовки: мы создаём 4 рабочие группы. Первая во главе со мной осуществляет общее руководство: разрабатывает маршрут, выбирает место стоянки, обеспечивает транспорт, медпомощь, осуществляет контроль за всей подготовкой к походу. В эту группу предлагаю включить Марию Кузнецову и Влада.

Вторая группа – это команда Ивана – будет заниматься материальным обеспечением. Иван, я попрошу тебя составить к 5 июня план подготовки, составить смету расходов вместе с бухгалтером, определить, какое снаряжение нам понадобится.

Третья группа будет заниматься продовольствием. Возглавить эту группу предлагаю Оксане. Все знают, что Оксана не только замечательно готовит, но и умеет хорошо планировать работу и организовывать других. Оксана сама наберет себе команду. К 5 июня от вас также жду плана и сметы расходов.

Четвертая команда займется досугом. Я думаю, мы поручим это Наталье и Сергею. Все помнят вечер встречи выпускников, который провели ребята. Это было здорово! Думаю, что Сергей возьмет на себя труд подготовить все спортивные мероприятия, а Наталья – игры, вечерний досуг. В эту группу надо включить Павла, он прекрасный организатор дискотек, и танцевальный коллектив «5+». Девчонки смогут проводить утреннюю зарядку и дискотеки. План также подготовьте к 5 июня.

Ответственным за фото- и видеосъемку назначаю Свету Самохину.

Не забудьте каждый продумать содержимое своего рюкзака! Список самых важных вещей вам будет предоставлен, его разработает опытный турист Маша Кузнецова, а остальное – ваше личное дело. Рекомендую вам сделать необходимые прививки, информация о них имеется в медпункте.

Завтра вам будет показан фильм о жизни в кемпинге, приходите в 15 часов в кабинет 6.

Есть ли у вас вопросы?

Следующее собрание будет через 4 дня, т.е. 6 июня. На нём мы обсудим предлагаемые группами программы подготовки к походу.

Спасибо за внимание и готовность к сотрудничеству!

Кто и перед кем выступает?

Можно ли эту речь назвать организационной?

Какова цель говорящего?

Сочетаются ли в речи черты информирующей и агитационной?

Что составляет основное содержание речи?

Выделите в ней структурные элементы, свойственные организационной речи.

Справился ли, на ваш взгляд, организатор со своей задачей? Смог ли он организовать коллектив на общее дело?

Какие умения продемонстрировал лидер?

В чём проявлялось доброжелательное отношение говорящего к слушателям?

Задание 2.

Элементы организационной речи прослеживаются в объявлениях и инструкциях. Цель объявления – организовать людей на выполнение какого-либо действия: прийти, купить, помочь и т.д. Инструкция – это рекомендации по поводу содержания и порядка выполнения действий. Попробуйте сами составить текст объявления о пропаже собаки и инструкцию «Как правильно надувать воздушный шарик».

 
 

Покажите составленный текст объявления товарищу. Спросите его, смог бы он, опираясь только на текст объявления и не имея иных источников информации, выполнить вашу просьбу – вернуть собаку, если бы он её нашёл. Нет ли в объявлении лишней информации? Правильно ли размещён текст на данной площади? Использованы ли возможности графического и цветового выделения?

 
 
Инструкция «Как надуть воздушный шарик»

Поменяйтесь инструкцией. Проанализируйте инструкции по плану:

1) Обеспечивает ли инструкция правильное выполнение действия?

2) Рекомендует ли инструкция рациональную последовательность действий?

3) Понятен ли текст инструкции?

4) Точно ли сформулированы пункты инструкции?

Задание 3. Риторическая игра «Инструктаж».

Для проведения игры потребуется реквизит: на 3 больших листах бумаги, расчерченных в клетку, рисуются сложные комбинации из 8 – 9 геометрических фигур разных размеров и цветов (уровень сложности комбинаций на всех листах приблизительно одинаков). Еще три расчерченных листа (без фигур) крепятся к доске. К ним выходят три участника, которые не видят комбинации фигур. К ним прикрепляются по инструктору. Инструкторы держат листы с фигурами так, чтобы класс видел нарисованное. Задача участников – слушать инструкции и воспроизводить в точности комбинации. Задача инструкторов – руководить работой, используя только вербальные средства.

Побеждает та пара, которая быстрее и точнее других воспроизведёт комбинацию фигур.

После окончания игры следует ответить на вопросы:

1) Кому удалось наиболее точно и быстро справиться с заданием?

2) В чём причина успеха команды?

3) Как инструктор осуществлял руководство деятельностью исполнителя?

4) В чём ошибки других участников?

5) Легко ли передавать информацию только с помощью вербальных средств? Что изменилось бы, если бы по правилам можно было использовать и невербальные средства?

Задание 4. Групповая работа.

Разбейтесь на 4 группы. Придумайте мероприятие, которое вам надо организовать. Составьте речь организатора этого мероприятия. Структурируйте её по предложенному в параграфе плану.

____________________________________________________

__________________________

____________________________________________________

__________________________

____________________________________________________

__________________________

____________________________________________________

__________________________

Выберите одного представителя, который будет произносить речь перед группой.

Задание 5.

Послушайте выступления команд и оцените речи по критериям.

Критерии оценки Выступление 1. ____________ (имя) Выступление 2. ____________ (имя) Выступление 3. ____________ (имя) Выступление 4. ____________ (имя)
1. Соответствие жанру организационной речи        
2. Наличие мотивационной части. Действенность мотивации.        
3. Чёткость и полнота информации о целях, общем содержании и ожидаемых результатах организуемой деятельности        
4. Правильность распределения поручений        
5. Определённость содержания деятельности каждого исполнителя        
6. Точность инструкции          
7. Убедительность и компетентность говорящего        
8. Доброжелательность говорящего        

Чьё выступление вам понравилось больше?

Задание 6.

Прочитайте афоризм. Согласны ли вы с мнением автора?

Следует воздерживаться в беседе от всяких критических, хотя бы и доброжелательных, замечаний: обидеть человека – легко, исправить же его – трудно, если не невозможно. (А. Шопенгауэр)

!!! В организационной речи часто имеет место критический анализ действий, мнений и высказываний других людей. Именно критический анализ предложений, мнений, продуктов промежуточных этапов коллективной деятельности помогает команде двигаться дальше. Критика способствует поиску ответа на вопрос: «А так ли мы всё делаем? В правильном ли направлении движемся? Как сделать лучше?». Однако неумелая критика может стать причиной непонимания, может убить желание трудиться, проявлять инициативу. Итак, если вы чувствуете, что без критических замечаний нельзя обойтись, то необходимо соблюдать принципы конструктивной критики. Конструктивная критика, прежде всего, направлена на созидание, на прояснение общего для критики и критикуемого вопроса. Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие несложные правила.

Принципы конструктивной критики

1. Начинать критический анализ надо с положительных замечаний. После того как отмечены достоинства позиции, действия, продукта, можно приступать к высказыванию критических замечаний.

2. Критика не должна быть обвинительной, надо сместить акцент на конструктивные предложения.

3. Критическое замечание должно быть позитивным.Обычно советы говорят о том, чего делать не надо: «Не смотри в потолок, не держи руки в карманах, не стой в такой позе…». Такие советы работают плохо, так как часто непонятно, а что делать взамен.

4. Надо стремиться искренне и серьезно понять точку зрения партнера; обсудить аргументы «за» и «против»; проявить сочувствие к его мыслям и желаниям

5. Следует проявить уважение к мнению партнера, не отвергая его сразу и резко, даже если оно кажется абсурдным. Дайте возможность высказаться до конца и старайтесь не доказывать, а выяснять факты.

5. Вести разговор в доброжелательном, твердом и спокойном тоне. Тон конструктивной критики исходит из позиции солидаризации с критикуемым в одном общем деле, где находят различие взглядов и тактики, но не противопоставляют себя другим.

6. Не стоит анализировать слухи, сплетни, интриги, лучше основываться на проверяемых фактах.

7. Обращая внимание людей на их ошибки, следует указывать на них в косвенной форме. Например, вспомните похожий случай или используйте критику поступков абстрактного (вымышленного) лица.

8. Выдвигать свое мнение, (несогласие, критику) нужно в порядке обсуждения, не навязывая его.

9. Вместе с критикой желательна аргументированная самокритика. Свою ошибку, неверный шаг признайте быстро, решительно и чистосердечно.

10. Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко исправимым. Дайте совет!

11. Некоторые замечания целесообразно делать наедине, чтобы не задеть самолюбия критикуемого.

12. Чем более человек возбужден, чем более задето его самолюбие, тем менее чувствителен он к логике, тем более пристрастен и субъективен и тем более тактичного подхода требует. Если назревает ссора, то лучше объявить перерыв и продолжить обсуждение тогда, когда страсти утихнут.

Критикующий, как правило, даёт совет, касающийся улучшения того, что критикуется. Важно, чтобы этот совет был предельно конкретным. Человек способен запомнить максимум 7±2 единицы информации, но в обычных случаях человек улавливает 3±2 единицы.

Поэтому если вы заметили 20 параметров, которые нуждаются в улучшении, бесполезно перечислять их все. Решите, какие два-три пункта самые важные, и именно на них сделайте упор, чтобы собеседник понял, что ему нужно исправлять в первую очередь.

Критика должна заканчиваться подведением итогов, что помогает слушателям и самому говорящему лучше запомнить, что же ему нужно изменить.

Критика становится полезной лишь тогда, когда люди ее воспринимают. Надо научиться правильно реагировать на критику. Наиболее благоприятное впечатление на людей производит такой ответ на критику, который содержит конкретные обязательства по поводу того, что будет сделано для улучшения дела, с конкретным указанием сроков и реальных возможностей.

Задание 7.

Выберите те из критических замечаний, которые соответствуют правилам конструктивной критики.

· Ничего. В следующий раз сделаете лучше. А сейчас – не получилось

· Ну, что же вы? Я на вас так рассчитывал(а)!

· Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше;

· Раньше, когда я был таким, как вы, я, допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне от моего начальника!;

· Работа сделана хорошо. Но только не для этого случая;

· В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии;

· Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких наших товарищей, как...;

· Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано...;

· Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно;

· Эх, вы! Я был о вас гораздо более высокого мнения;

· Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Потом ему пришлось плохо...;

· Не так сделали. В следующий раз советуйтесь;

· Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения;

· Работа выполнена неверно. Что собираетесь теперь предпринять?

Задание 8.

Переведите негативные замечания в позитивные советы:

Во время публичного выступления не скрещивайте руки на груди. - ___________________

_____________

Не крутись под ногами, не мешайся. - _____________________________________________

_____________

Не загибай страницы книги - ____________________________________________________

Не ешь грязными руками. - ______________________________________________________

Не надевай эти бусы с розовой блузкой. - _________________________________________

_____________

Не запивай лекарство томатным соком. - __________________________________________

Не подъезжай близко к машине, идущей впереди.- _________________________________

Задание 9.

Сформулируйте критическое замечание, которые можно высказать в следующих ситуациях, по модели:

Наши рекомендации