Боковые мониторные акустические системы
Боковые мониторные акустические системы применяются для повышения общей громкости звучания мониторной системы на сцене. Они располагаются с левой и правой стороны сцены позади стоек акустических систем основной системы звуковоспроизведения. Звук этих мониторных акустических систем направляется вовнутрь Пространства сцены. Если подзвучиваемая сцена имеет высокую протяженность, такие же акустические системы располагают вдоль переднего края сцены через определенные примерно равные интервалы. Это позволяет получить на длинной сцене согласованное равномерное звучание. Правильно собранная и настроенная мониторная система, дополненная высококачественными боковыми мониторами, позволяет отчетливо различить все оттенки самого тихого шепота, а звучание инструментов будет восприниматься предельно ясно на фоне любого шума. Связь между основной и мониторной системами звуковоспроизведения Всевозможные подробности взаимосвязи между основной и мониторной системами рассматриваются в главе, касающейся компоновки и сборки концертного комплекса. Чтобы выяснить основной принцип этой взаимосвязи, вполне достаточно простого примера. Предположим, что для мониторной системы, состоящей только из трех мониторов, вы используете один мониторный выход микшерного пульта. Несмотря на всю простоту такой системы, при работе с ней возникает ряд проблем, вызванных взаимовлиянием основной и мониторной систем звуковоспроизведения.
1. Любое изменение звука основной системы звуковоспроизведения, произведенное органами управления микшерного пульта, приведет к соответствующему изменению звука мониторной системы. Приведем следующий пример. Допустим, что мониторная система настроена на пределе ее громкости. Акустические обратные связи отсутствуют, а вокал звучит громко и чисто. Но в тот момент, когда вокал начинает звучать одновременно с музыкой, вы вдруг обнаруживаете, что он звучит несколько тише, чем следует. При попытке увеличить уровень вокала канальным регулятором уровня микшерного пульта вы замечаете, что громкость вокала практически не увеличивается, хотя коэффициент передачи системы возрастает. В конце концов дальнейший подъем уровня вокала приводит к самовозбуждению мониторной системы. Такое явление возникает в результате взаимодействия балансов основной и мониторной систем звуковоспроизведения. Увеличивая уровень вокала на микшерном пульте, вы повышаете его громкость и в основной, и в мониторной системе. Вокалист, опирающийся на баланс мониторной системы, почувствует увеличение громкости вокала и придет к мнению, что он выбился из общего баланса. Он попытается восстановить прежний баланс и начнет петь немного тише или отодвинется от микрофона. В результате этого громкость звучания вокала в мониторной системе, а следовательно, и в основной системе звуковоспроизведения останется прежней. Однако, благодаря вашей операции равновесие мониторной системы нарушено, что и становится причиной ее самовозбуждения. У этой проблемы может быть несколько решений. В нашем примере можно слегка уменьшить громкость звука в мониторной системе с одновременным увеличением уровня вокала, однако это приведет к рассогласованию балансов основной и мониторной систем. Это рассогласование полностью исключается, если балансы основной и мониторной систем можно настраивать независимо друг от друга. Если такая возможность есть, то для того, чтобы увеличить уровень вокала, вполне достаточно увеличить его уровень в балансе основной системы звуковоспроизведения, или уменьшить его уровень в балансе мониторной системы, оставив баланс основной звуковоспроизводящей системы без изменения. Первый способ значительно более безопасен, так как при нем не затрагивается чрезвычайно тонкий и ответственный баланс мониторной системы. Любые манипуляции, производимые с балансом мониторной системы, могут привести исполнителей в замешательство.
2. Вторая проблема связана с попыткой разделения балансов основной и мониторной систем звуковоспроизведения с помощью дополнительных выходов микшерного пульта. Идея такого разделения состоит в том, что при использовании вместо мониторных выходов микшерного пульта дополнительных выходов, берущих сигнал до регуляторов уровней, любое изменение положений регуляторов уровней пульта не приводит к изменению сигналов на входе мониторной системы. Чтобы сделать такое разделение балансов более полным, для мониторной системы лучше всего использовать те дополнительные выходы микшерного пульта, сигнал которых берется до канальных эквалайзеров. Однако в этом случае возникает чисто техническая проблема регулировки параметров звучания мониторной системы, для решения которой опять-таки потребуется найти способ независимой настройки баланса мониторной системы. Обе проблемы успешно разрешаются с введением в состав концертного комплекса дополнительного мониторного микшерного пульта.