Постановления Правительства РФ.

Вопросы сертификации и лицензирования.

5) ПриказыФАПСИ (Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ)

1.Об утверждении инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну.

2.Об утверждении положения о порядке разработке, производства, реализации и использования средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну.

3. ФЗ «ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ» ОТ 1995 ГОДА:

Согласно ст. 10этого Закона, государственные информационные ресурсы являютсяобщедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная Законом ккатегории ограниченного доступа. При этом запрещается относить к информации с ограниченным доступом:

· нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

· документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

· документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов;

· документы, накапливаемые в информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Статьей 12того же Закона предусматривается, что перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам их владельцы во всех случаях предоставляют пользователямбесплатно.

Статьей 13Закона наорганы государственной власти и органы местного самоуправлениявозлагаютсяобязанностисоздавать доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

Указанным Законом предусматриваются меры обеспечения информационных прав граждан. Согласно ст. 24, отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Во всех случаях лица, которым отказали в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими 16

ущерба. Суды призваны рассматривать споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей.

Таким образом, правовая база для обеспечения права граждан на информацию имеется. На основании указанных конституционного и иных нормативных актов прямого действия можно настойчиво добиваться предусмотренных законом прав, в том числе путем обращения в суд. Практика, однако, показывает, что и до судебного разбирательства в управленческих и иных органах можно добиваться успеха с помощью напоминания, изложения вышеуказанных требований законодательства, неуклонного отстаивания своих позиций

Наши рекомендации