Не устанавливайте микшерный пульт под балконом или около стены, так как из этих мест звучание системы звуковоспроизведения воспринимается очень искажено.
4. Прокладка многопроводных соединительных кабелей от сцены до основного и мониторного микшерных пультов. Если длина этих кабелей позволяет проложить их в каком-либо труднодоступным месте, постарайтесь уложить их так, чтобы исключить возможность их случайного повреждения. Например, можно проложить многопроводные соединительные кабели вдоль стен, под потолком или подвесить в воздухе.
5. Установка мониторных акустических систем и мониторного микшерного пульта. Подключение к распределительному ящику сцены соединительных кабелей микрофонов.
6. Прокладка и подключение соединительных кабелей акустических систем основной системы звуковоспроизведения.
7. Прокладка и подключение соединительных кабелей мониторных акустических систем.
8. Подключение многопроводного соединительного кабеля к основному микшерному пульту, подключение процессоров обработки звука.
9. Подключение всех частей систем звуковоспроизведения - усилителей, кроссоверов, эквалайзеров и т.д. Производя полную сборку систем звуковоспроизведения, необходимо регуляторы всех их частей, включая все органы управления микшерных пультов, перевести в нулевое положение.
10. Проверка работоспособности усилителей мощности систем звуковоспроизведения. Полную подачу звука на системы звуковоспроизведения можно производить только после того, как вы убедитесь в их работоспособности. Перед подачей на усилители мощности входного сигнала номинального уровня необходимо выдержать паузу около 10 секунд.
11. Проверка работоспособности аппаратуры всего концертного комплекса. Во время этой проверки контрольный сигнал с выхода магнитофона или проигрывателя компакт-дисков подается поочередно на все входные каналы основного микшерного пульта. Необходимо убедиться в полной работоспособности всех функций микшерного пульта и устройств обработки звука системы звуковоспроизведения. Громкость звучания системы во время этой проверки может быть средней. Убедившись в том, что все функции системы звуковоспроизведения работают исправно, произведите настройку кроссовера, увеличив уровень громкости звучания системы до номинального.
12. Проверка качества работы акустических систем. Эта проверка обычно производится во время постепенного увеличения уровня громкости системы звуковоспроизведения при предварительной настройке кроссоверов. Если во время увеличения громкости вы заметите какие-либо искажения, уменьшите громкость и постарайтесь выяснить их причину. Проверьте соответствие уровней и правильность
подключения всей цепи, в которой наблюдаются искажения, начиная с магнитофона и заканчивая акустическими системами. Устранив неточности, продолжайте проверку до тех пор, пока уровень звучания системы звуковоспроизведения не станет максимальным.
13. Проверка работоспособности мониторной системы. Подключайте вокальные микрофоны и проверьте звучание монитора. Убедитесь в том, что все микрофоны подключены к микрофонным, а не линейным входам микшерного пульта.
14. Настройка амплитудно-частотной характеристики основной системы звуковоспроизведения.
15. Настройка звучания мониторной системы.
16. Распределение рабочего пространства микшерного пульта, маркировка соединительных кабелей и разъемов распределительного ящика сцены. Для маркировки кабелей, разъемов и каналов микшерных пультов лучше применять одну и ту же систему обозначений и сокращений.
17. Настройка микрофонных входных каналов основного микшерного пульта.
18. Точная настройка всей аппаратуры концертного комплекса.
ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ НАСТРОЙКА ЗВУЧАНИЯ
КОНЦЕРТНОГО КОМПЛЕКСА
Прежде всего, окончательная настройка звучания ни в коем случае не должна перерастать в музыкальную репетицию. Целью этой ответственной операции является получение окончательного звучания, а не бесплатный концерт. Во время этой настройки звукооператор должен точно подобрать характеристики звучания всех инструментов и микрофонов, настроить устройства обработки звука и звучание мониторной системы и решить массу других проблем. Настройка производится до тех пор, пока звучание не начнет полностью соответствовать требованиям звукооператора, так как именно звукооператор несет полную ответственность за его качество.
Вариант звучания, полученный во время окончательной настройки, должен быть определен окончательно и бесповоротно. На этом этапе от аппаратуры комплекса необходимо получить все, что она может дать. Нужно найти оптимальные положения всех регуляторов микшерного пульта, точные значения параметров устройств обработки звука, добиться предельно громкого и ясного звучания мониторной системы, выявить все причины возникновения акустических обратных связей, найти правильные положения мониторных акустических систем и микрофонов. Только после того, как все проблемы, связанные со звучанием концерта, решены, можно начинать первую репетицию.
Во время окончательной настройки старайтесь предельно эффективно использовать рабочее время. Нельзя заставлять исполнителей сидеть и ждать, пока вы что-либо почините. Все неполадки с оборудованием должны быть полностью устранены до начала окончательной настройки. Если во время окончательной настройки что-либо сломается, необходимо использовать запасные варианты. Производите настройку всех каналов и устройств поочередно. Переходите к настройке следующего узла только после того, как полностью закончите настройку предыдущего.
Начинать окончательную настройку звука можно с любого готового к настройке голоса или инструмента. Если все инструменты готовы, настройку можно начинать с самых основных из них или с первого из каналов микшерного пульта.