Устройства обработки (микропроцессор) – осуществляет обработку всей информации и управляет работой остальных устройств, состоит из

1) АЛУ (арифметическое и логическое устройство) – ядро микропроцессора;

2) Сопроцессор (устройство, ускоряющее работу процессора при выполнении математических вычислений);

3) КЭШ-память (высокоскоростная память, используемая процессором для временного хранения информации):

а) 1 уровня – небольшая, сверхбыстрая, нужная для хранения наиболее часто используемых команд и данных;

б) 2 уровня – более 24 Мб, так как обработка данных микропроцессором происходит быстрее, чем обмен данными между микропроцессором и ОЗУ; чтобы не простаивать, микропроцессор выбирает из ОЗУ новую порцию информации и заносит её в эту память;

4) УУ (устройство управления) – выполняет управление прочими компонентами.

5) Основные характеристики микропроцессора:

а) Тактовая частота (количество импульсов (тактов), вырабатываемых тактовым генератором процессора за 1с (2-5 ГГц);

б) Разрядность (количество бит информации, обрабатываемых за один такт (32-64 бита);

в) Тип микропроцессора (количество ядер (2-4));

г) Быстродействие (количество операций в секунду);

Первый был создан фирмой Intel в 1971 году, тогда же был сформулирован закон Гордона Мура: «Число транзисторов на кристалле кремния будет удваиваться каждые 1,5 года», данный закон будет действовать до 2020 года.

Мощность ПК может увеличиваться:

д) За счёт изменения технологии (2,4 ядра, что позволяет параллельно обрабатывать данные);

е) За счёт увеличения числа транзисторов;

Технологии на замену кремния:

ж) Молекулярные транзисторы;

з) ПК на базе молекул ДНК;

и) Квантовые ПК.


Вопрос 10.

Классификация ПК (в последнее время грань между этими классификациями в значительной степени исчезла):

1) Бытовые ПК;

2) Профессиональные.

Признаки классификации:

1) По уровню специализации:

а) Универсальные (ПК, решающие широкий круг задач и могущие быть различной конфигурации);

б) Специализированные (предназначены для решения конкретных задач: бортовые ПК, ПК, интегрированные в технику, промышленные ПК, могущие работать в сложной среде):

- Графические станции (ПК для работы с графикой, используемый для подготовки кино, видеофильмов, в издательских отделах и т.д.);

- Файловые серверы (ПК, обеспечивающие доступ к файлам для удалённых пользователей, имеющие большой объём внешней памяти);

- Сетевые серверы (ПК для передачи информации в интернете).

2) По размерам:

а) Настольные (широко распространены, отличаются простотой изменения конфигурации);

б) Портативные (ноутбуки, нетбуки) – имеют все функциональные узлы, что и ПК, могут работать до 8 часов без подключения к источнику питания, имеют выход в интернет);

в) Карманные:

- КПК (PDA) – вес до 200 граммов, вместо жёсткого диска используется флеш-память, ПО записывается в ПЗУ:

a. Смартфон («умный» телефон) – мобильный телефон, работающий на своей ОС, использующийся для доступа в интернет, почты, просмотра видео, прослушки музыки, могущий работать с Word, Excel, программами для чтения книг;

b. Айфон – мультимедийный смартфон;

- Коммуникатор – карманный ПК со встроенным JSM-модулем, позволяет работать с таблицами, текстом, имеет богатый мультимедийный инструментарий, функции навигатора, справочных систем;

3) По совместимости (множество видов и типов ПК, выпускаемых разными фирмами и работающих с разным ПО):

а) Аппаратная совместимость (две платформы):

- IBM PC (WinTel – Windows Intel) – для обработки текстов, работы с большими базами данных, изначально были предназначены для телекоммуникации;

- Macintosch (Apple) – используются в настольно-издательских системах, для создания мультимедийных приложений.

б) На уровне ОС;

в) Программная совместимость;

г) Совместимость на уровне данных.

Суперкомпьютеры – мощные многопроцессорные компьютеры, вес 40-100 тонн, площадь 150 м2, 1-100 трлн. операций секунду, выпускаются в единичных экземплярах, используется для решения сложных задач, которые нельзя решить на ПК:

1) В сейсмологии;

2) В метеорологии;

3) Для моделирования сложных явлений и процессов.


Вопрос 11.

ПО –совокупность программ, записанных на машинном языке (Soft).

· Системные (25%)

· Прикладные (пользовательские) средства

· Прикладные инструментальные средства (языки программирования).

Системное (25%) – ПО, использующееся для работы и обслуживания ПК:

ОС, Утилиты, Драйвера,Программные оболочки.

ОС – основная управляющая программа для координации внутренних функций ПК и для контроля выполнения операций ПК.

Функции:

1) Управление работой ПК и его ресурсами;

2) Запуск прикладных программ на выполнение;

3) Предоставление пользователю удобного интерфейса;

Классификация ОС:

1) По интерфейсу:

а) Текстовые (простые ОС) – рассчитаны на одного пользователя, однозадачны, 16-разрядные, несетевые, последняя MS DOS7 (до середины 90-х); затем появились программы оболочки (Norton Commander), где управление велось с помощью функциональных клавиш, также графические операционные оболочки (Win 3.11);

б) Графические – имеют графический интерфейс, который характеризуется наличием окон, пиктограмм, меню, полос прокрутки, управлением с помощью мыши; многозадачны, многопользовательские, 32-64-разрядные, сетевые (первая платформа – MS Windows 95/98/NT/2000/ML/XP/Vista/7/8; вторая платформа – System, Mac OS, универсальны - Unix, Linux).

в) Предполагается, что в будущем будут разрабатываться ОС, должные упростить работу с ПО, должные поддерживать интерактивный ввод/вывод данных, то есть двусторонний разговор на естественном языке (социальный интерфейс);

2) По режиму работы:

а) Автономные ОС, устанавливающиеся на отдельном компьютере (MS Windows 2000/XP/Vista/7);

б) Сетевые:

- «клиент-клиент», где все ПК равны и используются при создании локальных сетей;

- «клиент-сервер» - архитектура корпоративных и глобальных сетей ( Windows 2000/Server; XP/Server; Vista/Server).

- Функции сетевой ОС:

a. Связь всех ПК в сеть;

b. Координация всех функций ПК;

c. Обеспечение защищённого доступа к данным и периферийным устройствам.

Утилиты (вспомогательные или служебные программы, которые предоставляют ряд дополнительных услуг и помогают пользователю эффективнее работать с системой):

1) Внутренние (встроенные):

а) Утилита установки и удаления программ и оборудования;

б) Утилита динамического сжатия данных на диске;

в) Утилита резервного копирования данных;

г) Сканирование диска на логические ошибки;

д) Утилита дефрагментации диска и т.д. (оптимизировать работу жесткого диска)

2) Внешние (устанавливаются как отдельные программы):

а) Архиваторы WinRar и WinZip:

б) Пакет утилит Total Commander;

Антивирусные программы (программы для предотвращения заражения компьютерной сети вирусами и ликвидации последствий).

Вирус – программа, которая может создавать свои копии (необязательно похожие на оригинал) и внедрять их в файлы, изменять состояние дисков, наносить вред иного рода. Впервые были созданы в середине 80-х.

1) В зависимости от типа поражаемых файлов вирусы делятся:

а) Поражающие загрузочные сектора;

б) Поражающие исполнимые файлы (.exe, .com, .bat);

в) Макровирусы (файлы документов)

2) По принципу распространения делятся:

а) «черви» - очень быстро распространяются, о не очень опасны);

б) «троянские кони» - не распространяются, являются механизмом вторжения и поражения.

Драйвера – программы для управления устройствами ПК, чаще всего ввода/вывода.


Вопрос 12.

Прикладные (пользовательские) программы – программы, превращающие ПК в инструмент для выполнения какого-либо конкретного вида работ, нужного пользователю.

1) Деловое ПО:

а) Офисное:

- Системы автоматизации делопроизводства (MS Word, Excel); обработка текстов

- Программы создания графики (PhotoShop, CoralDraw, PowerPoint);

- Системы управления документооборотами( СУБД, электронные архивы);

- Телекоммуникационные программы (браузеры, электронная почта).

- Основные направления развития офисного ПО:

a. Создание сетевых версий офисного ПО;

b. Дальнейшее развитие технологий по распознаванию речи;

c. Разработка технологий интеллектуальной обработки текста (создание и внедрение в обычные программы ИИ, могущего создавать самостоятельно документы, приглашения, текстовые сообщения);

б) Лингвистическое ПО – программы, связанные с обработкой текстовой информации, с пониманием и порождение текста и речи:

- Программы автоматического чтения текста (Fine Reader);

- Программы рукописного ввод текста; распознавание

- Системы автоматического аннотирования и реферирования текста;

- Электронные словари;

- Системы автоматического перевода текста;

- Интеллектуальные поисковые системы;

- Системы порождения и понимания текста;

- Системы распознавания и синтеза речи;

- Различные экспертные системы;

- Автоматически обучающие системы.

в) Экономическое ПО – программы в экономике и финансовой сфере. Из всего ПО в СНГ более половины составляет экономическое. Наиболее популярны бухгалтерское, финансово-аналитическое, управленческое, информационно-правовое.

2) Домашнее ПО:

а) Программы для развития и ведения домашнего хозяйства;

б) Для бизнеса (работа по контракту и поиск в интернете);

в) Для самообразования (словари, энциклопедии, образовательные программы);

г) Развлечения.

Прикладные инструментальные средства – совокупность программ позволяющих программистам разрабатывать ПО: языки программирования и системы проектирования приложений:

1) Язык программирования (алгоритмический язык) – искусственный язык для представления алгоритма решения задачи в виде, понятном компьютеру (существует около 2000 языков).

2) Системы проектирования – интегрированный комплекс из:

а) Некоторого языка программирования;

б) Программы-компилятора, преобразующей текст программы в машинные коды;

в) Программы-компановщика, объединяющей отдельные модули;

г) Программы-отладчика, выявляющей ошибки;

д) Большой библиотеки готовых к выполнению программ.

3) Классификация языков программирования:

а) Языки ассемблера – записанное в алгоритме действие в виде машинных кодов;

б) Языки системного уровня, где действие алгоритма записано в виде отдельных английских слов или их частей (Pascal, C++);

в) Языки описания сценариев (для связывания готовых программ в новые, более сложные программы (скриптовые)): Java Script, Delphi.

Вопрос 13.

Компьютерная сеть – совокупность компонентов, которые могут осуществить информационное взаимодействие друг с другом с помощью коммуникационного оборудования и ПО через линии связи.

Компоненты компьютерной сети:

1) Определённое число ПК и периферийных устройств;

2) Средства электронной связи – совокупность устройств, осуществляющих передачу на расстоянии:

а) Линии связи:

- Проводные:

a. Кабель;

b. Телефонные линии связи;

c. Оптоволоконные линии связи (кабель из стекловолокна);

d. Кабельное ТВ;

e. Силовая электронная линия;

- Беспроводные:

a. Инфракрасное излучение (в прямой видимости);

b. Лазерное излучение;

c. Радиосвязь (Wi-Fi, Wi-max);

d. Спутниковый канал связи;

б) Устройства для подключения к линиям связи:

- Сетевая карта (устройство для физического подключения ПК к локальной сети);

- Модем (устройство для подключения ПК к глобальной сети);

3) Коммуникативное оборудование:

а) Концентраторы, коммутаторы, мосты, шлюзы, маршрутизаторы – устройства, позволяющие объединить сегменты локальных сетей, несколько локальных сетей, локальные и корпоративные сети с интернетом;

4) ПО:

а) Сетевой протокол (набор правил при передаче данных по сети);

б) Сетевые приложения (строятся по технологии «клиент ->сервер»)

в) Сетевая ОС

Сервер – ПО, установленное на ПК сервера и отвечающее на запросы клиентского ПК.

Классификация компьютерных сетей:

1) Локальные (LAN) – сети, объединяющие ПК одного пользователя, здания, предприятия, ограниченные небольшой территорией.

а) Значение локальной сети:

- Совместное использование данных, прикладных программ;

- Обмен информацией;

- Выход в интернет.

2) Региональные (MAN) – сеть, предназначенная для обслуживания региона (города, области), нужная для связи локальных сетей с глобальной.

а) Корпоративная сеть – сеть, объединяющая ПК в рамках крупной корпорации, офисы которой находятся в разных городах. Является закрытой.

Назначение корпоративной сети:

a. Объединение распределённых офисов компании

b. Обеспечение безопасности информации;

c. Разделение дорогостоящих ресурсов и разделение доступа к ним;

d. Выход в интернет.

3) Глобальная (WAN) – сообщество из разноплановых сетей, объединяющее миллиона ПК.

а) Особенности:

- Децентрализованная обработка информации; независимо от других

- Передача информации на большие расстояния;

б) Линии связи: радио, спутниковая, телефонная, оптоволоконная, силовая.

в) Коммуникационное оборудование – маршрутизатор. ПК, который направляет пакеты данных.

г) Назначение: обеспечение каждому доступа к информации, циркулирующей в сети и предоставление возможности общаться друг с другом.

д) Использование:

- Для учёбы, развлечения, общения и т.д.;

- Услуги удалённого доступа;

- Передача файлов и сообщений.

е) История создания:

- 1964-1969 – создание первой глобальной сети Arpanet;

- 1984 – разделение данной сети на две: NSFnet прародитель интернета), MILnet;

- 1988 – сеть Интернет стала международной.

ж) Основные понятия: представляет собой объединение крупных узлов (хост-компьютеров), каждый из которых является мощным постоянно включённым ПК. Каждым узлом управляет организация – провайдер.

з) Для обмена информацией используются протоколы двух типов:

- Базовые (отвечают за физическую пересылку информации) – основным является протокол TCP-IP:

a. TCP (Transfer Controll Protocol) – разбивает информацию на пакеты и описывает, каким образом будет устанавливаться надёжный канал связи;

b. IP (Internet Protocol) – добавляет к каждой порции служебную информацию с адресом отправителя и получателя и обеспечивает их доставку;

- Прикладные (отвечают за функционирование специальных служб на программном уровне);

и) Каждый узел имеет свой уникальный адрес – цепочку цифр или соответствующее имени этой цепочки символьное имя ПК;

- Цифровой адрес (IP-адрес) – двоичное число в виде 4 десятичных чисел, разделённых точкой. Для удобства пользователя используют доменный адрес – представление в виде нескольких цепочек символов (доменов), разделённый точкой. Среди доменов существует иерархия: домен в конце адреса называется доменом самого высокого уровня, он идентифицирует географический регион или тип организации.


Вопрос 14.

Интерне́т— всемирная система объединённых компьютерных сетей.

Основные ресурсы сети Интернет:

- Средства поиска информации и размещения личной информации:

a. WWW (World Wide Web) – совокупность взаимосвязанных гипертекстовых документов, один из самых современных средств в интернете, информация в нём представлена в виде Web-страниц.

· Web-страница – документ, имеющий графический интерфейс, содержимое которого описано с помощью языка HTML.

· Web-сайт – совокупность взаимосвязанных Web-страниц на одном сервере, информация представлена в виде гипертекста, то есть нелинейного текста из разнородной информации. Переходы между Web-страницами осуществляются с помощью гиперссылок. Используется технология «клиент-сервер».

· Web-сервер – сервер-программа, установленная на ПК-сервере, позволяющем хранить и пересылать Web-страницы.

· Web-браузер – программа-клиент для навигации и просмотра Web-страниц. Прикладной протокол WWW – HTTP.

b. К услугам WWW относятся:

· Тематические каталоги ресурсов;

· Поисковые машины, или автоматические роботы;

· Системы поиска людей и организаций;

· Активные информационные каналы (Web-вещание);

· Интерактивные сервисы; соц. Сети.

· Создание почтовых ящиков и Web-страниц.

c. FTP (File Transfer Protocol) – хранилище и система пересылки всевозможных файлов архивов.

d. Telnet – сервис для удалённого управления компьютером, позволяющий обеспечить работу так, как будто терминал пользователя является терминалом сервера.

- Средства обмена информацией:

a. Электронная почта (e-mail) – средство обмена информацией, подготовленной в электронном виде, между людьми, имеющих доступ в интернет

b. Списки рассылки – услуга, которая позволяет определённому числу пользователей поставлять периодические издания, рекламную информацию;

c. Usenet – глобальная распределительная система дискуссий, включающая множество групп новостей, хранящихся на серверах по всему миру;

d. IRC (chat) – обмен текстовыми сообщениями в реальном времени;

e. Интернет-пейджинг – система, позволяющая зарегистрироваться в своей системе серверов и получить пейджинговый номер (ICQ). При подключении к интернету программа определяет текущий IР-адрес ПК и отправляет его на центральный сервер, что даёт Вам возможность вызвать любого человека, имеющего пейджинговый номер и подключённого к интернету.

f. Аудиоконференции;

g. Видеоконференции;

h. Радио, телевещание через интернет;

i. Интернет-телефония – возможность передачи сообщений с ПК на ПК, с ПК на телефон, с телефона на телефон.


Вопрос 15.

Наши рекомендации