Принцип особого режима работы
Основные принципы построения операционных систем
Краткое описание каждого принципа.
ОС различаются по назначению, выполняемым функциям, формам реализации. В этом смысле каждая ОС - это уникальная сложная программная система. Однако существуют и общие принципы, реализованные в большинстве ОС:
- модульность, при которой каждый модуль выполняет определенную функцию и может быть относительно легко заменен на другой;
- функциональная избирательность, состоящая в выделении наиболее важных и часто используемых модулей в ядро ОС, которое размещается в оперативной памяти (ОП) ЭВМ для постоянного хранения (это так называемые резидентные программы);
- генерируемость ОС, т.е. настройка на требуемую конфигурацию вычислительной системы, осуществляемая в процессе загрузки или корректировки ОС;
- выполнение некоторых действий по умолчанию, т.е. при отсутствии указаний со стороны пользователей или главного оператора используются значения параметров, заложенные в ОС;
- перемещаемость модулей ОС (и прикладных программ), обеспечивается аппаратурными и программными средствами;
- защита модулей ОС и программ пользователей, находящихся как в ОП, так и во внешней памяти, размещаемой во внешних запоминающих устройствах (ВЗУ), от искажений или неправильных действий со стороны пользователей и их программ;
- независимость программ от внешних устройств; наиболее последовательно этот принцип реализован в ОС UNIX;
- открытость ОС и возможность ее наращивания.
Принцип модульности
Операционная система строится из множества программных модулей. Под модулем в общем случае понимают функционально законченный элемент системы, выполненный в соответствии с принятыми межмодульными интерфейсами. По-своему определению модуль предполагает легкий способ его замены другим при наличии заданных интерфейсов. Способы обособления составных частей операционной системы в отдельные модули могут быть существенно разными, но чаще всего разделение происходит именно по функциональному признаку. В значительной степени разделение системы на модули определяется используемым методом проектирования системы (снизу вверх или наоборот). Особо важное значение при построении операционных систем имеют привилегированные, повторновходимые и реентерабельные модули, ибо они позволяют более эффективно использовать ресурсы вычислительной системы. Свойство реентерабельности может быть достигнуто различными способами, но чаще всего используются механизмы динамического выделения памяти под переменные для нового вычислительного процесса (задачи). В некоторых системах реентерабельность программы получают автоматически. Этого можно достичь благодаря неизменяемости кодовых частей программ при исполнении, а также автоматическому распределению регистров, автоматическому отделению кодовых частей программ от данных и помещению последних в системную область памяти, которая распределяется по запросам от выполняющихся задач. Естественно, что для этого необходима соответствующая аппаратная поддержка. В других случаях это достигается программистами за счет использования специальных системных модулей.
Принцип модульности отражает технологические и эксплуатационные свойства системы. Наибольший эффект от его использования достижим в случае, когда принцип распространен одновременно на операционную систему, прикладные программы и аппаратуру. Принцип модульности является одним из основных в UNIХ-системах.
При формировании состава ядра требуется удовлетворить двум противоречивым требованиям. В состав ядра должны войти наиболее часто используемые системные модули. Количество модулей должно быть таким, чтобы объем памяти, занимаемый ядром, был не слишком большим. В его состав, как правило, входят модули по управлению системой прерываний, средства по переводу программ из состояния счета в состояние ожидания, готовности и обратно, средства по распределению основных ресурсов, таких как оперативная память и процессор.
Принцип особого режима работы
Ядро операционной системы и низкоуровневые драйверы, управляющие работой каналов и устройств ввода-вывода, должны работать в специальном режиме работы процессора. Это необходимо по нескольким причинам. Во-первых, введение специального режима работы процессора, в котором должен исполняться только код операционной системы, позволяет существенно повысить надежность выполнения вычислений. Это касается выполнения, как управляющих функций самой операционной системы, так и прикладных задач пользователей. Категорически нельзя допускать, чтобы какая-нибудь прикладная программа могла вмешиваться (преднамеренно или в связи с появлением ошибок вычислений) в вычисления, связанные с супервизорной частью операционной системы. Во-вторых, ряд функций должен выполняться исключительно централизованно, под управлением операционной системы. К этим функциям мы, прежде всего, должны отнести функции, связанные с управлением процессами ввода-вывода данных.
Принцип виртуализации
В наше время уже не требуется пояснять значение слова «виртуальный», ибо виртуальных мирах, о виртуальной реальности знают даже дети. Принцип виртуализации нынче используется практически в любой операционной системе. Виртуализация ресурсов позволяет не только организовать разделение тех ресурсов между вычислительными процессами, которые не должны разделяться. Виртуализация позволяет абстрагироваться от конкретных ресурсов, максимально обобщить их свойства и работать с некоторой абстракцией, вобравшей в себя наиболее значимые особенности. Этот принцип позволяет представить структуру системы в виде определенного набора планировщиков процессов и распределителей ресурсов (мониторов) и использовать единую централизованную схему распределения ресурсов.
Следует заметить, что сама операционная система существенно изменяет наши представления о компьютере. Она виртуализирует его, добавляя ему функциональности, удобства управления, предоставляя средства организации параллельных вычислений и т. д. Именно благодаря операционной системе мы воспринимаем компьютер совершенно иначе, чем без нее.
Наиболее законченным и естественным проявлением концепции виртуальности является понятие виртуальной машины.
По сути, любая операционная система, являясь средством распределения ресурсов и организуя по определенным правилам управление процессами, скрывает от пользователя и его приложений реальные аппаратные и иные ресурсы, заменяя их некоторой абстракцией. В результате пользователи видят и используют виртуальную машину как некое устройство, способное воспринимать их программы, написанные на определенном языке программирования, выполнять их и выдавать результаты на виртуальные устройства, которые связаны с реально существующими в данной вычислительной системе. При таком языковом представлении пользователя совершенно не интересует реальная конфигурация вычислительной системы, способы эффективного использования ее компонентов и подсистем. Он мыслит и работает с машиной в терминах используемого им языка. Чаще виртуальная машина, предоставляемая пользователю, воспроизводит архитектуру реальной машины, но архитектурные элементы в таком представлении выступают с новыми или улучшенными характеристиками, часто упрощающими работу с системой. Характеристики могут быть произвольными, но чаще всего пользователи желают иметь собственную «идеализированную» по архитектурным характеристикам машину в следующем составе:
Единообразная по логике работы память (виртуальная) достаточного для выполнения приложений объема. Организация работы с информацией в такой памяти производится в терминах работы с сегментами данных на уровне выбранного пользователем языка программирования.
Произвольное количество процессоров (виртуальных), способных работать параллельно и взаимодействовать во время работы. Способы управления процессорами, в том числе синхронизация и информационные взаимодействия, реализованы и доступны пользователям с уровня используемого языка в терминах управления процессами.
Произвольное количество внешних устройств (виртуальных), способных работать с памятью виртуальной машины параллельно или последовательно, асинхронно или синхронно по отношению к работе того или иного виртуального процессора, которые инициируют работу этих устройств. Информация, передаваемая или хранимая на виртуальных устройствах, не ограничена допустимыми размерами. Доступ к такой информации осуществляется на основе либо последовательного, либо прямого способа доступа в терминах соответствующей системы управления файлами. Предусмотрено расширение информационных структур данных, хранимых на виртуальных устройствах.
Степень приближения к «идеальной» виртуальной машине может быть большей или меньшей в каждом конкретном случае. Чем больше виртуальная машина, реализуемая средствами операционной системы на базе конкретнойаппаратуры компьютера,приближена к«идеальной» по характеристикам машине и, следовательно, чем больше ее архитектурно-логические характеристики отличны от реально существующих, тем больше степень ее виртуальности. Одним из важнейших результатов принципа виртуализации является возможность организации выполнения в операционной системе приложений, разработанных другой операционной системы, имеющей совсем другой интерфейс прикладного программирования.
Принцип мобильности
Мобильность, или переносимость, означает возможность и легкость переноса операционной системы на другую аппаратную платформу. Мобильная операционная система обычно разрабатывается с помощью специального языка высокого уровня, предназначенного для создания системного программного обеспечения. Такой язык помимо поддержки высокоуровневых операторов, типов данных и модульных конструкций должен позволять непосредственно использовать аппаратные возможности и особенности процессора. Кроме этого, такой язык должен быть широко распространенным и реализованным в виде систем программирования, не все операционные системы компании Microsoft, в названии которых слово Windows является основным, поддерживают VDM-машины. В частности, такой возможности нет в системе Windows ME. 2 8 которые либо уже имеются на целевой платформе, либо позволяют получать программные коды для целевого компьютера. Другими словами, этот язык системного программирования должен быть достаточно распространенным и технологичным. Одним из таких языков является язык С. В последние годы язык C++ также стал использоваться для этих целей, поскольку идеи объектно-ориентированного программирования оказались плодотворными не только для прикладного, но и для системного программирования. Большинство современных операционных систем были созданы именно как объектно-ориентированные.
Обеспечить переносимость операционной системы достаточно сложно. Дело в том, что архитектуры разных процессоров могут очень сильно различаться. У них может быть разное количество рабочих регистров, причем часть регистров может оказаться контекстно-зависимыми, как это имеет место в процессорах с архитектурой ia32. Различия могут быть и в реализации адресации. Более того, для операционной системы важной является не только архитектура центрального процессора, но и архитектура компьютера в целом, ибо важнейшую роль играет подсистема ввода-вывода, а она строится на дополнительных (по отношению к центральному процессору) аппаратных средствах. В таких условиях сделать эффективным код операционной системы при условии создания его на языке типа C/C++ невозможно. Поэтому часть программных модулей, которые более всего зависят от аппаратных особенностей процессора, от типов поддерживаемых данных, способов адресации, системы команд и других важнейших моментов, разрабатывается на языке ассемблера. Очевидно, что модули, написанные на языке ассемблера, при переносе операционной системы на процессор с иной архитектурой должны быть написаны заново. Зато остальная (большая) часть кода операционной системы может быть просто перекомпилирована под целевой процессор. Именно по этому принципу в свое время была создана операционная система UNIX. Относительная легкость переноса этой системы на другие компьютеры позволила сделать ее одной из самых распространенных. Для обеспечения мобильности был даже создан стандарт на интерфейс прикладного программирования, названный POSIX (Portable Operating System Interface for Computer Environments — интерфейс прикладного программирования для переносимых операционных систем).
К сожалению, на самом деле далеко не все операционные системы семейства UNIX допускают относительно простую переносимость созданного для них программного обеспечения, хотя сами они и поддерживают такую переносимость. Основная причина тому — отход от единого стандарта API — POSIX. Очевидно, что платой за универсальность, прежде всего, является потеря производительности при выполнении операций ввода-вывода и вычислений, связанных с этими операциями. Поэтому ряд разработчиков шли и до сих пор идут на отказ от принципа мобильности, поскольку не всегда следование этому принципу экономически оправдано.
Если при разработке операционной системы сразу не следовать принципу мобильности, то в последующем очень трудно обеспечить перенос на другую платформу, как самой операционной системы, так и программного обеспечения, созданной для нее. Например, компания IBM потратила долгие годы на перенос своей операционной системы OS/2, созданной для персональных компьютеров с процессором архитектуры ia32, на платформу PowerPC. Но даже если изначально в спецификации на операционную систему заложить требование легкой переносимости, то не значит, что его в последующем будет просто реализовать. Подтверждением тому является тот же проект OS/2-WindowsNT. Как известно, проект Windows NT обеспечивал работу этой операционной системы на процессорах с архитектурой ia32, MIPS, Alpha (DEC), PowerPC. Однако в последующем трудности с реализацией этого принципа привели к тому, что нынешние версии операционных систем класса Windows NT (Windows 2000/XP) уже создаются только для процессоров с архитектурой ia32 и не поддерживают MIPS, Alpha и PowerPC.
Принцип совместимости
Одним из аспектов совместимости является способность операционной системы выполнять программы, написанные для других систем или для более ранних версий данной операционной системы,а также для другой аппаратной платформы. Необходимо разделять вопросы двоичной совместимости и совместимости на уровне исходных текстов приложений. Двоичная совместимость достигается в том случае, когда можно взять исполняемую программу и запустить ее на выполнение на другой операционной системе. Для этого необходимы: совместимость на уровне команд процессора, совместимость на уровне системных вызовов и даже на уровнебиблиотечных вызовов,если они являются динамически связываемыми. Совместимость на уровне исходных текстов требуетналичия соответствующего транслятора в составе системного программного обеспечения,а также совместимости на уровне библиотек и системных вызовов. При этом необходима перекомпиляция имеющихся исходных текстов в новый выполняемый модуль. Гораздо сложнее достичь двоичной совместимости между процессорами, основанными на разных архитектурах. Для того чтобы один компьютер выполнял программы другого (например, программу для персонального компьютера типа IBM PC хочется выполнять на компьютере типа Мас от фирмы Аррle), этот компьютер должен работать с машинными командами, которые ему изначально непонятны. Например, процессор типа PowerРС на Мае должен исполнять двоичный код, предназначенный для процессора i80x86. Процессор 80x86 имеет свои собственные дешифратор команд, регистры и внутреннюю архитектуру. Процессор PowerPC имеет другую архитектуру, он не понимает непосредственно двоичныйкод 80x86, поэтому должен выбрать каждую команду, декодировать ее, чтобы определить, для чего она предназначена, а затем выполнить эквивалентнуюподпрограмму, написанную для PowerPC. Ктому же у PowerPC нет вточности таких же регистров,флагов и внутреннего арифметико-логического устройства, как в80x86, поэтому ондолжен эмулировать все эти элементы с использованием своих регистровили памяти.И ондолжен тщательновоспроизводить результаты каждой команды, что требует специальнонаписанных подпрограмм для PowerPC, гарантирующих, что состояние эмулируемых регистров ифлагов послевыполнения каждой команды будет в точности таким же, как и на реальномпроцессоре 80x86. Выходомв таких случаях являетсяиспользование так называемых прикладных сред, илиэмуляторов. Учитывая, что основную часть программы, как правило, составляют вызовы библиотечных функций, прикладная среда имитирует библиотечные функции целиком, используя заранее написанную библиотеку функций аналогичного назначения, а остальные команды эмулирует каждую по отдельности.
Одним из средств обеспечения совместимости программных и пользовательских интерфейсов является соответствие стандартам РOSIХ. Эти стандарты позволяют создавать программы в стиле UNIХ, которые впоследствии могут легко переноситься из одной системы в другую.
Принцип генерируемости
Согласно принципу генерируемости исходное представление центральной системной управляющей части операционной системы (ее ядра и основных компонентов, которые должны постоянно находиться в оперативной памяти) должно обеспечивать возможность настройки, исходя из конкретной конфигурации конкретного вычислительного комплекса и круга решаемых задач. Под генерацией операционной системы понимается ее сборка (компоновка) из отдельных программных модулей. В результате генерации получают скомпонованные двоичные коды операционной системы и построенные системные таблицы, отражающие конкретную конфигурацию компьютера. Эта процедура проводится редко перед достаточно протяженным периодом эксплуатации операционной системы. Процесс генерации осуществляется с помощью специальной программы-генератора и соответствующего входного языка для этой программы, позволяющего описывать программные возможности системы и конфигурацию машины. В результате генерации получается полная версия операционной системы. Сгенерированная версия операционной системы представляет собой совокупность системных наборов модулей и данных.
Упомянутый раньше принцип модульности положительно проявляется при генерации операционной системы. Он существенно упрощает ее настройку на требуемую конфигурацию вычислительной системы. В наши дни при использовании персональных компьютеров с принципом генерируемости операционной системы можно столкнуться разве что при работес Linux. В этой UNIХ-системе имеется возможность не только использовать какое-либо готовое ядро операционной системы, но исамому сгенерировать (скомпилировать) такое ядро, котороебудет оптимальным для данного конкретного персонального компьютера и решаемых на нем задач. Кроме генерации ядра в Linux имеется возможность указать и набор подгружаемых драйверов и служб, то есть часть функций может реализовываться модулями, непосредственно входящими в ядро системы, а часть — модулями, имеющими статус подгружаемых, транзитных.
В остальных современных распространенных операционных системах, в том числе и для персональных компьютеров, конфигурирование системы под соответствующий состав оборудования осуществляется на этапе установки, причем в большинстве случаев не представляется возможным серьезно вмешаться в этот процесс. В дальнейшем, при эксплуатации компьютера, можно изменить состав драйверов, служб, отдельных параметров и режимов работы. Как правило, внесение подобных изменений может быть осуществлено посредством редактирования конфигурационного файла или реестра. Например, мы можем отключить ненужное устройство, заменить для какого-нибудь устройства драйвер, отключить или добавить ту или иную службу. Более того, для большей гибкости часто вводится механизм поддержки нескольких конфигураций. Например, такие популярные системы, как Windows 98 и WindowsNТ/2000/ХР, предоставляют возможность создавать до девяти конфигураций. Призагрузке операционной системы пользователю предоставляется возможность выбратьодну из имеющихся конфигураций. Таким образом, имея всего одну операционную систему, за счет нескольких различающихся конфигураций пользователь может получить нескольковиртуальных систем, различающихся составом установленного (работающею) оборудованиядрайверов и служб, и на выбор запускать одну из этих систем.
Принцип открытости
Открытая операционная система доступна для анализа, как пользователям, так и системным специалистам, обслуживающим вычислительную систему. Наращиваемая (модифицируемая, развиваемая) операционная система позволяет не только использовать возможности генерации, но и вводить в ее состав новые модули, совершенствовать существующие и т. д. Другими словами, необходимо, чтобы можно было легко внести дополнения и изменения, если это потребуется, не нарушая целостности системы. Прекрасные возможности для расширения предоставляет подход к структурированию операционной системы по типу клиент- сервер с использованием микроядерной технологии. В соответствии с этим подходом операционная система строится как совокупность привилегированной управляющей программы и набора непривилегированных служб — серверов. Основная часть операционной системы может оставаться неизменной, в то время как добавляются новые службы или изменяются старые. Этот принцип иногда трактуют как расширяемость системы. К открытым операционным системам, прежде всего, следует отнести Unix-системы и, естественно, системы Linux.