Методические рекомендации по выполнению курсовых работ
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО МАРКЕТИНГУ
1. Система внутренней отчётности и её роль в осуществлении маркетинговой деятельности.
2. Система маркетинговых исследований: сущность, цели и основные методы проведения.
3. Система анализа маркетинговой информации: статистический банк, виды статистического анализа и банк моделей – их роль и практическое применение.
4. Эксперименты: сущность, виды и их роль в проведении маркетинговых исследований.
5. Информация в маркетинговых исследованиях: определение типа требуемой информации и источников ее получения, синдикативная информация и методы анализа документов.
6. Наблюдение и его роль при проведении маркетинговых исследований.
7. Экспертные оценки: общая характеристика, порядок проведения экспертных опросов и содержание их отдельных этапов.
8. Исследование рынков: виды рыночного спроса и его определение, подходы к изучению рынков.
9. Изучение потребителей: основные факторы, определяющие оценки и поведение потребителей, направления изучения.
10. Анализ цен: факторы чувствительности потребителей к цене, изучение эластичности спроса к цене.
11. Анализ конкурентов: основные методы и выбор направлений завоевания устойчивого конкурентного положения.
12. Общая характеристика методов прогнозирования, применяемых в маркетинговойдеятельности.
13. Применение мерчендайзинга российскими и западными компаниями: плюсы и минусы, виды выкладки товаров, порядок их применения и оценка влияния на результаты деятельности предприятия торговли.
14. Сегментирование потребительских рынков: цели, современные подходы и тенденции развития.
15. Выбор целевых сегментов рынка: анализ конкурентов и варианты охвата рынка.
16. Позиционирование товара на рынке: сущность, значение, основные подходы и влияние на эффективность фирмы.
17. Основные решения в области товарно-знаковой практики: значение, нормативно-правовое регулирование, анализ опыта зарубежных и отечественных компаний.
18. Виды маркетинга в зависимости от состояния спроса и их применение в практической деятельности (на примере отечественных и зарубежных компаний).
19. Методы ценообразования и специфика их практического применения.
20. Методы оценки эффективности маркетинговой деятельности и их практическое значение.
21. Реклама: роль, значение, этапы разработки и формирования бюджета, анализ эффективности.
22. Стимулирование сбыта товара: роль, значение, разработка программы стимулированияи формирования бюджета, анализ эффективности.
23. Связи с общественностью (PR) как элемент продвижения в маркетинге: сущность, специфические особенности и анализ эффективности.
24. Качественные методы проведения маркетинговых исследований.
25. Пропаганда: сущность, решаемые её задачи, используемые средства и оценка эффективности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
Общие положения.В категорию учебных работ студентов включены курсовые работы. Курсовая работа – самостоятельный научный анализ одной из проблем менеджмента, выполненный студентом под научным руководством преподавателя. Это исследование объемом 40-50 машинописных страниц (плюс приложения и статистические таблицы), в котором студент закрепляет полученные знания по учебной дисциплине «Маркетинг», а также показывает умение практически применять их.
Содержание курсовой работы должно отвечать основным требованиям,
предъявляемым к написанию такого рода студенческих научных работ.
В курсовой работе студент должен показать умение:
- работать с литературными источниками;
- собирать первичную и вторичную информацию;
- группировать и анализировать статистический материал;
- выполнять необходимые расчеты, в том числе с использованием компьютерных программ;
- графически интерпретировать полученные данные;
- представить и защитить перед аудиторией результаты исследования.
В процессе написания текста необходимо стремиться последовательно и логично излагать основные положения работы, делать правильные обобщения и выводы. Текст должен быть написан простым и ясным языком, чтобы мысль автора была понятна с первого прочтения.
Следует избегать как сложного построения предложений, так и употребления коротких рубленых фраз, воспринимаемых с трудом. Даже при очень высоких в научном отношении результатах исследования недостатки в изложении материала и в оформлении работы могут привести к снижению оценки. Небрежное отношение к подготовке текста, рисунков, таблиц, графиков и других составляющих работы рассматривается как неуважение к научному труду и избранной специальности, а также является свидетельством низкого уровня подготовки ее автора.
Организация работы.При написании курсовой работы рекомендуется придерживаться определенной последовательности действий. От того, насколько грамотно и полно подобрана литература, хорошо спланирован научный процесс, всесторонне продуман порядок и последовательность выполнения предполагаемых работ, в значительной степени зависит успех дела.
Прежде всего необходимо выбрать тему работы, определить цель и задачи исследования.
Выбор темы.Преподаватель разрабатывает рекомендуемые темы курсовых работ. Студент выбирает тему, руководствуясь своими научными интересами (если к тому времени они определились), учитывая опыт подготовки научных рефератов или сообщений. Студент вправе предложить собственную тему исследования.
При выборе темы первой курсовой работы рекомендуется исходить из следующих критериев.
Тема работы должна быть:
- интересной для самого студента;
- достаточно широкой, чтобы в полной мере могли раскрыться способности студента;
- актуальной, важной и рассчитанной на дальнейшую углубленную разработку;
- обеспеченной территориальной статистикой.
К выбору темы второй курсовой, а также дипломной работы студент подходит, имея опыт выполнения первого самостоятельного исследования, прохождения учебных и производственных практик, участия в работе студенческого научного общества и разработках кафедральных научно-исследовательских тем. Работа в одном научном направлении позволяет студенту приобрести определенную специализацию еще до окончания института.
Разработка темы.Разработка темы проходит в намеченной планом последовательности и регулярно контролируется руководителем. Возникающие в процессе работы проблемы — сложность получения исходных данных, необходимость привлечения дополнительных материалов и т.п. — должны своевременно обсуждаться с научным руководителем, вести к корректировке плана исследования и графика работы.
Порядок работы.Наиболее рациональная организация труда над курсовой работой обычно подразумевает следующее:
- проработка и конспектирование литературных источников;
- обработка статистической информации;
- составление предварительных вариантов приложений (если это необходимо);
- написание предварительного варианта текста;
- окончательная отработка и оформление текста и приложений.