Артикуляционная гимнастика
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 4
Урок 1.......... 7
Урок 2.......... 12
Урок 3.......... 16
Урок 4. . . . . . 20
Урок 5 . . . . . .25
Урок 6 . . . . . .30
Урок 7 . . . . . .36
Урок 8. . . . . 43
Урок 9 . . . .. 49
Урок 10 . . . . 56
Урок 11 . . . .. 62
Урок 12 . . . .. 69
Урок 13 . . . .. 75
Урок 14 . . . . . 80
Урок 15 . . .. 85
Урок 16 . .. . 89
Урок 17 . . . .94
Урок 18 . . . . . 98
Урок 19......... 102
Урок 20......... 106
Урок 21 . . .. . 110
УРок22 . . . . . .114
Урок 23......... 118
Урок24.......... 122
Урок 25......... 126
урок 26......... 130
урок 27......... 133
Урок 28......... 137
Урок 29......... 141
Урок 30......... 145
Урок 31......... 148
Урок 32......... 154
Урок 33......... 156
Приложение...... 158
«На голове холодный мокресс»
«Возьми меня, мама, к вихрахеру»
«Мама пила болерьянку»
К.И. Чуковский «От 2 до 5»
Речь — вид деятельности, присущий только человеку. От качества речи зависит все: общение, обучение, познание окружающего мира и себя в нем, овладение знаниями, умениями и навыками для реализации своих потенциальных возможностей и формирование себя как личности для активной жизни в обществе.
На каждом возрастном этапе доминирует та или иная функция речи. В первую очередь ребенок учится общению — развивается коммуникативная функция. Затем с помощью слов родного языка он начинает познавать окружающий мир, обучается элементарным навыкам, необходимым для жизни в обществе (обучающая и познавательная функции). Уже с раннего возраста речь становится основным регулятором поведения ребенка (регулирующая функция). Примерно в 3 года он не принимает «сюсюкающую» речь взрослого и критично относится к своей (контролирующая функция).
Ребенок рождается со сложной системой механизма речи, который начинает работать только под влиянием языка общения окружающих взрослых.
В возрасте от 2 до 3 лет дети овладевают более сложными формами фразовой речи с усвоением правил грамматики родного языка. Дети охотно рассматривают красочные картинки в книгах, прислушиваются к потешкам, прибауткам, сказкам, стихам А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова и начинают вместе со взрослыми проговаривать более легкие для них слова.
Накопленный речевой и жизненный опыт позволяет малышам оперировать более сложными текстами в формате монолога. После 3 лет они становятся способными к подробным высказываниям по поводу увиденного, услышанного и пережитого, для описания предмета, картины, процесса. Они учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам, по серии сюжетных картин, где нагрузка падает на логико-грамматическое оформление и установление причинно-следственных смысловых связей.
Этап формирования связной речи продолжается значительно дольше: от трех до семилетнего возраста. Именно уровень развития связной речи, достаточный для этого возраста запас слов, практическое владение грамматическими и фонетическими средствами родного языка, определяют готовность ребенка к обучению и усвоению школьной программы.
Профилактику отставания в речевом развитии нужно начинать как можно раньше. Предупреждение, выявление и преодоление тех или иных проблем в развитии речи ребенка с раннего возраста поможет ему в дальнейшем свободно владеть речью на одном или нескольких языках, легко адаптироваться в обществе и на всех возрастных этапах успешно решать стоящие перед ним задачи.
Ребенок к 4-5 годам уже многое умеет по-настоящему. Он способен внимательно слушать, запоминать, анализировать информацию, вести диалог,
рассказывать о своих мыслях, чувствах, делиться впечатлениями.
Известный автор — логопед-методист Елена Степановна Анищенкова подготовила книгу «Учимся говорить за 20 минут в день», в которой предложена уникальная система развития речи детей 3-5 лет. Книга предназначена для занятий родителей и педагогов с детьми. Методически обоснованная, соответствующая закономерностям развития речевой функции очередность усвоения учебного материала обеспечивает естественность овладения дыхательными, голосовыми, произносительными, лексико-грамматическими, темпо-ритмическими и интонационно-мелодическими навыками. Четкая последовательность программы делает ее доступной для любого ребенка и его родителей. Если речевое развитие ребенка соответствует возрастным нормам, то предлагаемые упражнения помогут грамотно закреплять формируемые навыки и успешно вводит их в самостоятельную речь ребенка.
Если малыш занимается с логопедом, то предлагаемые задания и упражнения помогут грамотно дополнить коррекционную работу, проводимую специалистом. Все задания могут быть выполнены детьми дома под руководством взрослых. Каждое занятие не должно превышать 15-20 минут в день.
Книга предназначена для родителей, воспитателей и логопедов, занимающихся развитием речи дошкольников и младших школьников.
Данные таблицы, приведенные в приложении, могут помочь родителям проследить за движением своего ребенка по этапам речевого периода.
Урок 1
Дыхательная гимнастика
Дует Таня на свечу,
И я тоже так хочу.
Положить ладони рук на рёбра. Вдохнуть и «подуть на свечу». Воздух из лёгких выходит плавно и постепенно, рёбра опадают не мгновенно, а постепенно, по мере выдувания.
Голосовая гимнастика
То вверх, то вниз,
То вверх, то вниз
Взлетает самолет.
«Не бойтесь, пассажиры!
Я опытный пилот».
Длительно произносить звук «УУУУУУ», повышая и пони жая голос.
Вертушка
Дуют дети на вертушку
Очень славная игрушка!
Крутится, вращается,
Детишкам очень нравится!
Длительно произносить звукосочетание «ФУУУУУУ».
Артикуляционная гимнастика
Широко разинув рот,
Зевает толстый бегемот.
А весёлая мартышка, Губы сжав, Читает книжку.
Рот широко раскрыть. Вдох через рот: имитация зевоты. Затем плотно сжать губы. Чередовать упражнения.
Пальчиковая гимнастика
Потапу год. Он ножками Топ-топ, Топ-топ, Топ-топ.
Подушечки указательного и среднего пальцев правой и левой руки прижать к столу. Попеременно перебирать пальцами по поверхности стола — имитация шагов малыша.
На волнах качаясь, Уточка плывёт. То нырнёт, то вынырнет Лапками гребёт.
Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.
Произношение
Не дуди, Иван, на дудке. Не буди того, кто в будке.
Под зеленым под кустом Ёжик строит себе дом.
Урок2
Дыхательная гимнастика
Ландыш нюхает Катюшка. Их так много на опушке.
Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот.
Голосовая гимнастика
«О» упало, покатилось И подпрыгнуло опять. С этим звуком Могут дети, Словно с мячиком, Играть.
Произносить длительно звук «ОООООО». Руками нарисовать в воздухе круг, изображая форму мяча.