В области коммуникативных ууд

Обучающиеся получат возможность научиться:

В рамках инициативного сотрудничества:

  • работать с соседом по парте (распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы);
  • выполнять работу по цепочке;

В рамках коммуникации как взаимодействия:

  • видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;
  • использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)

Обучающиеся научатся:

  • понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;
  • проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.

Раздел 2.

Структура и содержание дисциплины (модуля) «Русский язык» 2 класс (170 ч)

Фонетика и орфография (52 ч.)

Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]ды - в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а — дру[к], ло[ж]ечка — ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о — ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Правописание сочетаний чк, чн, нч.

Написание ы или и после ц в разных частях слова.

Написание частицы не со словами, называющими действия.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Написание разделительных ь и ъ.

Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

Морфемика и словообразование (50ч.)

Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.

Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.

Корень слова. Понятие о родственных словах.

Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.

Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Морфология и лексика (27 ч.)

Слово и его значение. Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина).

Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.

Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач.

Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).

Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.

Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов.

Изменение слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам.

Синтаксис и пунктуация (11ч.)

Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.

Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения.

Понятие об обращении и способах его оформления на письме.

Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)

Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.

Развитие речи (30 ч.)

Признаки текста. Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.

Абзац. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.

Текст-описание и текст-повествование.

Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения.

Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов.

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма и поздравительной открытки с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.

Словарь

Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона¸ газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай,. Ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов).

Раздел 3.

Календарно - тематическое планирование по русскому языку

Класс 170 ч в неделю

№ п.п. Дата Тема урока Элементы содержания уроков Прим
П. Ф.
Раздел №1 «Повторение материала 1 класса. Главное сокровище библиотеки Анишит-Йокопов-ны (12 часов)
01.09   Главное сокровище библиотеки Ани-шит Йокоповны. Толковый словарь. (ЦОР, ЭОР) моделирование речевых ситуаций - использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами; -характеристиказвуков, -анализ звука по его характеристике. -группировка слов с разным соотношением количества звуков и букв; - сравнение предложений. -классификация предложений по цели высказывания    
02.09   Главное сокровище библиотеки Ани-шит Йокоповны. Обратный словарь.
05.09   Главное сокровище библиотеки Ани-шит Йокоповны. Словари «Пиши правильно» и «Произноси правильно»
06.09   Фонетика и орфография. Звукобук-венная зарядка.
07.09   Р.р. с элементами культуры речи. Какие бывают предложения.
08.09   Главные и неглавные слова в пред-ложении. Связь слов в предложении.
09.09   Главные и неглавные слова в предложении. Основа предложения.
12.09   Главные и неглавные слова в предло-жении. Изменяемая часть слова – окончание.
13.09   Главные и неглавные слова в предложении. Изменяемая часть слова – окончание.
14.09   Р.р.с элементамикультуры речи. Что такое текст.
15.09   Контрольный диктант №1
16.09   Работа над ошибками.
Тема №2 “Словосочетание.Окончание слова” 12 часов
19.09   Окончания слов-названий предметов. анализзаданной схемы состава слова и подбор к ней слова; - различение предложения и словосочетания; - выделениев словах окончания. –подбор максимального количества слов, с опорой на словарь; - группировкаслов с общим корнем. -контроль за правильностью объединения слов в группы; - анализ нормы речевого этикета. -соотнесение текста и заголовка  
20.09   Что такое словосочетание
21.09   Различение слова, словосочетания и предложения
22.09   Основа слова и его окончание. Нулевое окончание.
23.09   Основа слова и его окончание. Нулевое окончание Списывание №1
26.09   Р.р.с элементамикультуры речи. Что такое текст.
27.09   Слова-названия предметов, у которых нет окончаний.
28.09   Слова- названия предметов, у которых нет окончаний.
29.09   Слова-названия предметов, у которых нет окончаний. Род неизменяемых и изменяемых слов – названий предметов.
30.09.   Р.р.с элементами культуры речи.Что такое текст.
03.10   Слова названия предметов, у которых нет окончаний.
04.10   Слова названия предметов, у которых нет окончаний.
Тема №3»Слова разного рода.Начальная форма слова» 17 часов
05.10   Слова-названия предметов разного рода. - группировкаслов с общим корнем. -контроль за правильностью объединения слов в группы; - анализ и корректировкатекста. Нахождение основной мысли текста;    
06.10   Слова-названия предметов разного рода.
07.10   Слова-названия предметов разного рода.
10.10   Слова-названия предметов разного рода.
11.10   Слова-названия предметов разного рода.
12.10   .Р.р.с элементами культуры речи. Работа с картиной Т. Мавриной «Васильки на окне»
13.10   Начальная форма слова.
14.10   Начальная форма слова.
17.10   Начальная форма слова.
18.10   Р.р.с элементами культуры речи.Азбука вежливости. Как писать письмо.
19.10   Это слово и другое слово.
20.10   Это слово и другое слово.
21.10   Слово и формы этого слова. Родственные слова.
24.10   Контрольный диктант № 2«Птичий базар» по теме: Различение родственных слов и форм одного слова
25.10   Работа над ошибками. Заседание для членов клуба «Ключ и заря» Слово и его значение, использование словарей русского языка.
26.10   Р.рс элементами культуры речи.Устное изложение «Утята»
27.10   Слово и формы этого слова. Родственные слова.
Тема № 4.Лексика (8 часов)
28.10   Слова, у которых несколько значений - определение значения слова. - различениеоднозначных и многозначных слов. - использованиев речи синонимов, антонимом, омонимов; - установлениеналичия изученных орфограмм. -обоснованиенаписания слов. -группировкаслов по месту орфограмм; -поиск орфографических ошибок; - анализ допущенных ошибок.  
07.11   Слова, у которых несколько значений
08.11   Р.р с элементами культуры речи.Тема и основная мысль текста.
09.11   Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся.
10.11   Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся.
11.11   Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся (синонимы)
14.11   Слова и их дальние родственники.
15.11   Р.рс элементами культуры речи.Тема и основная мысль текста.
Тема №5 «Чередование звуков»10 часов
16.11   Чередование гласных звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме.    
17.11   Чередование гласных звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме.
18.11   Чередование гласных звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме.
21.11   Чередование гласных звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме.
22.11   Р.рс элементами культуры речи. Главное переживание текста. Работа с картиной Т. Мавриной «Костёр во дворе»
23.11   Составь свой словарный диктант диктант. Чередование согласных в корне слова, которое мы не видим на письме.
24.11.   Чередование согласных в корне слова, которое не видно на письме.
25.11.   Чередование согласных в корне слова, которое не видно на письме.
28.11   Чередование согласных в корне слова, которое не видно на письме.
29.11   Р.рТема и основная мысль текста.
Тема №6»Слова-предметы мужского и женского рода. Родственные слова» 18 часов
30.11   Тайна написания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. - анализ и корректировкатекста. - составлениеплан текста; - оценка текст. -поискв тексте смысловые ошибки. - классификацияслов по частям речи, объяснение основания классификации; - - установлениеналичия изученных орфограмм. -обоснованиенаписания слов;    
01.12   Тайна написаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
02.12   Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.
05.12   Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук.
06.12   Р.рРабота с картиной А. Рылова «Полевая рябинка»
07.12   Контрольное списывание № 2
08.12   Повторение темы «Родственные слова и форма слова»
09.12   Р.рАзбука вежливости. Как написать письмо. Как написать поздравление.
12.12   Повторение темы «Лексика»
13.12   Повторение темы «Лексика»
14.12   Контрольный диктант №3 «Зима» по изученным темам II четверти
15.12   Работа над ошибками.
16.12   Повторение по теме «Орфография»
19.12   Р.рКак писать изложение. Устное изложение «Белка в лодке»
20.12   Списывание «Мама в командировке» Повторение по теме «Синтаксис»
21.12   Работа над ошибками. Повторение: Повторение по теме « Синтаксис»
22.12   Р.рКак написать поздравление.
23.12   Повторение по теме « Синтаксис»
Тема № 7 «Начальная форма.Суффикс» 16 часов
26.12   Заседание для членов клуба «Ключ и заря» на котором мы учились задавать вопросы. -установлениеналичия изученных орфограмм; - -обоснованиенаписания слов; - группировка слов по заданному принципу; - Контроль за правильностью объединения слов в группы  
27.12   Р.рПисьменное изложение «Весенний звон»
28.12   Работа над ошибками изложения Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы.
09.01   Учимся определять начальную форму слова
10.01   Учимся определять начальную форму слова
11.01   Учимся определять начальную форму слова.
12.01   Учимся определять начальную форму слов. Проверочная работа. Диктант «Барсуки»
13.01   Написание ы после ц в окончаниях слов – названий предметов.
16.01   Написание ы после ц в окончаниях слов – названий предметов.
17.01   Р.р. Что мы знаем о тексте. Хокку.
18.01   Как делаются слова Что такое суффикс.
19.01   Как делаются слова Что такое суффикс.
20.01   Как делаются слова. Что такое суффикс.
23.01   Как делаются слова. Что такое суффикс. Словарный диктант.
24.01   Р.р. Деление текста на части
25.01   Как делаются слова. Что такое суффикс.
Тема № 8» Как делаются слова»13 часов
26.01   Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы. Написание буквосочетаний чк, чн. -установлениеналичия изученных орфограмм; - -обоснованиенаписания слов; - группировка слов по заданному принципу; - Контроль за правильностью объединения слов в группы  
27.01   Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы. Написание буквосочетаний чк, чн.
30.01   Как делаются слова. Суффиксы слов называющих предметы и признаки.
31.01   Как делаются слова. Суффиксы слов называющих предметы и признаки. Образование сложных слов.
01.02   Как делаются слова. Суффиксы слов называющих предметы и признаки.
02.02   Как делаются слова. Суффиксы слов называющих предметы и признаки.
03.02   Как делаются слова. Суффиксы слов называющих предметы и признаки.
06.02   Р.рРабота с картиной А. Матисса «Разговор».
07.02   Как делаются слова. Снова слова, называющие предметы.
08.02   Как делаются слова. Снова слова, называющие предметы.
09.02   Как делаются слова. Снова слова, называющие предметы.
10.02   Как делаются слова. Снова слова, называющие предметы.
13.02   Р.рДеление текста на части.
Тема №9»Обращение.Написание частицы не со словами –действиями»18 часов
14.02   Что такое обращение - анализ и корректировкатекста. - составлениеплан текста; - оценка текст. -поискв тексте смысловые ошибки. - классификацияслов по частям речи, объяснение основания классификации; - - установлениеналичия изученных орфограмм. -обоснованиенаписания слов;    
15.02   Что такое обращение.
16.02   Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки
17.02   Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки
20.02   Р.рАзбука вежливости. Как писать письмо. Поздравительная открытка к 8 марта
21.02   Написание частицы НЕ со словами, называющими действие.
22.02   Написание частицы НЕ со словами, называющими действие.
27.02   Написание частицы НЕ со словами, называющими действие. Словарный диктант.
28.02   Написание частицы НЕ со словами, называющими действие.
01.03   Р. Р. Типы текстов: описание и повествование. Работа с картиной Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»
02.03   Написание частицы НЕ со словами, называющими действие.
03.03   Состав слова.
06.03   Состав слова.
07.03   Состав слова. Словарный диктант.
09.03   Р.рУстное изложение. Как писать изложение.
10.03   Состав слова.
13.03   Контрольный диктант №4 «Весна» по темам, изученным в III четверти.
14.03   Работа над ошибками.
Тема №10»Образование слов.Сложные слова» 15 часов
15.03   Образование слов с помощью приставки и суффикса. -установлениеналичия изученных орфограмм; - -обоснованиенаписания слов; - группировка слов по заданному принципу; - Контроль за правильностью объединения слов в группы  
16.03   Образование слов с помощью приставки и суффикса.
17.03   Правильное употребление приставок на- и о в словах : надеть, надевать, одеть, одевать.
20.03   Р.р.Типы текстов. Описание и повествование.
21.03   Правильное употребление приставок на- и о в словах : надеть, надевать, одеть, одевать.
22.03   Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.
23.03   Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного
24.03   Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного
06.04   Р.р.Типы текстов. Описание и повествование.
07.04   Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного
10.04   Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного
11.04   Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного
12.04   Контрольный диктант №5 «Снег идет» по изученным темам.
13.04   Работа над ошибками
14.04   Р.р Типы текстов. Научный и художественный текст
Тема № 11» Разделительный ъ и ь знаки» 15 часов
17.04   Написание разделительных ъ ь знаков. Разделительный ь. -объяснение значения слова -давать развёрнутое его толкование; - обоснование написания слов. -прогнозирование наличия определённых орфограмм; - группировка слова по общим признакам; - объяснениенаписания слов, используя орфографический словарь; -Воспроизведениетекста в соответствии с заданием: выборочно или подробно; - оцениваниесобственного диктанта, - анализ допущенных ошибок; - объяснениенаписания с лов в ходе предварительного анализа текста; -  
18.04   Написание разделительных ъ ь знаков. Разделительный ь.
19.04   Написание разделительных Ь и Ъ знаков
20.04   Написание слов с разделительными Ь и Ъ знаками
21.04   Р.рРабота с картиной Н. Рериха «Стражи ночи» Письменное изложение «Красное лето»
24.04   Работа над ошибками, допущенными в изложении. Написание слов с разделительными Ь и Ъ знаками
25.04   Контрольное списывание № 3
26.04   Написание разделительных ь и ъ
27.04   Словарный диктант Написание слов с разделительными Ь и Ъ знаками
28.04   Работа над ошибками, допущенными в словарном диктанте Р.рРабота с картиной Ван Гога «Подсолнухи» Письменное изложение «Ступеньки»
02.05   Работа над ошибками, допущенными в изложении. Написание разделительных ь и ъ
03.05   Написание разделительных ь и ъ
04.05   Написание разделительных ь и ъ
05.05   Контрольный диктант № 6 «Весна»
10.05   Работа над ошибками.
Тема №12»Непроизносимый согласный звук.Повторение изученного»15 часов
11.05   Непроизносимый согласный звук – нулевой звук    
12.05   Непроизносимый согласный звук – нулевой звук
15.05   Непроизносимый согласный звук – нулевой звук
16.05   Р. р. Письменное изложение.Работа с картиной Ван Гога «Церковь в Овере.
17.05   Чередование согласных в корне слова. Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.
18.05   Чередование согласных в корне слова. Непроизносимый согласный звук – нулевой звук
19.05   Чередование согласных в корне слова. Непроизносимый согласный звук – нулевой звук
22.05   Чередование согласных в корне слова. Непроизносимый согласный звук – нулевой звук. Самостоятельная работа.
23.05   Повторение изученного материала по темам «Написание слов с непроизноси-мыми согласными», «Родственные сло-ва», «Разделительный ъ и ь»,
24.05   Повторение изученного материала по темам «Написание слов с непроизно-симыми согласными», «Родственные слова», «Разделительный ъ и ь», Сло-варный диктант
25.05   Повторение изученного материала по теме «Приставки». Правописание изу-ченных орфограмм.
    Повторение изученного материала по теме «Приставки и предлоги». Правописание изученных орфограмм.
    Повторение изученного материала по теме «Разделительные ъ и ь». Работа со словарем «Произноси правильно».
    Работа со словарями.
    Обобщение и систематизация материала пройденного за год.
    Обобщение и систематизация материала пройденного за год.
                 

Наши рекомендации