Операционная система MS DOS
MS-DOS состоит из следующих основных модулей:
-базовая система ввода/вывода (BIOS- Basic Input Output SYSTEM);
-блок начальной загрузки (Boot Record);
-модуль расширения базовой системы ввода/вывода (IO.SYS);
-модуль обработки прерываний (MSDOS.SYS);
-командный процессор (COMMAND.COM);
-внешние команды(файлы);
-драйверы устройств(файлы).
Дисковая Операционная Система- это средство, которое вы используете для работы с информацией, хранящейся в файлах на диске вашего компьютера. DOS - это обозначение для дисковой операционной системы (Disk Operating System).
При установке ДОС на компьютер в корневом каталоге появляются следующие файлы COMMAND.COM, CONFIG.SYS и AUTOEXEC.BAT. Эти файлы принадлежат системе и служат для организации правильной работы компьютера. Отсутствие этих файлов на компьютере может привести к нестабильной работе компьютера или к полному прекращению работы. В некоторых случаях файлы могут быть обозначены как 'скрытые'. Это означает то, что хотя файлы не будут отображаться на экране но на диске они будут присутствовать и соответственно участвовать в работе.
ФАЙЛОВАЯ СТРУКТУРА ДОС
При небольшом количестве файлов на диске работа с ними не представляет трудностей. Но если их становится много то поиск нужного файла становится весьма затруднительным. Для облегчения работы с файлами используется каталоговая система. Файлы создаваемые при помощи ваших прикладных программ (или каким либо другим способом ) хранятся на диске в каталогах, которые можно сравнить с папками находящимися в шкафу. В свою очередь шкафы могут хранится в комнатах, комнаты на этажах и т.д. Также как и в папках в файлах могут храниться различные документы, рисунки, диаграммы, таблицы и т.д. Содержимое, структура и тип ваших файлов важны для ваших прикладных программ.
Организация каталогов на диске иерархична. Это означает, что уровни каталогов вырастают из одного главного каталога. Это делается для того, чтобы:
- выделить в отдельные группы логически однородные файлы;
- выделить все файлы, относящиеся к какой-либо подсистеме;
- выделить отдельное пространство на диске для каждого из пользователей данной машины.
Поскольку каталоги на диске выглядят как связанные ветви дерева, структура каталогов называется деревом каталогов. Каталоги делятся на два типа :
- корневой каталог
- подкаталоги
Каждый каталог имеет свое имя, которое высвечивается на дисплей при загрузке операционной системы. Каталоги могут содержать другие каталоги или файлы. Для того, чтобы применить к файлу команду или произвести с ним какую - либо операцию, вы должны точно указать ДОС, в каком месте дерева каталогов расположен файл. Для этого вы указываете путь, начиная с имени диска. Путь определяет маршрут, по которому ДОС будет искать файл - начиная от корневого каталога, возможно через несколько других каталогов к тому, который содержит файл и, наконец к самому файлу.
В пределах одного каталога имена подкаталогов и файлов должны быть уникальными. Однако, вы можете использовать те же имена файлов или подкаталогов, если они хранятся в другом каталоге.
Замечание: Следует продумывать имена файлов и каталогов. Имена должны чётко идентифицировать содержание файла.
КОМАНДЫ ДОС
CD (CHDIR)- изменить каталог;
CLS - очищает экран дисплея;
COPY - копирует указанный файл или группу файлов;
DATE - выводит или сохраняет дату в компьютере;
DEL - удаляет указанный файл или группу файлов;
DIR - просмотр содержимого каталогов;
ERASE - уничтожает указанный файл или группу файлов;
MD (MKDIR) - создать каталог;
RD (RMDIR) - удаление каталога;
REN (RENAME) - переименовывает файл или группу файлов;
TIME - выводит или запоминает время в компьютере;
TYPE - выводит на экран содержимое файла;
Создание текстовых файлов
Чтобы создать текстовый файл, лучше всего воспользоваться любым редактором, который может работать с текстовыми файлами
Небольшие текстовые файлы можно набрать непосредственно клавиатуры. Для этого необходимо ввести команду copy con имя-файла
После ввода этой команды нужно будет поочередно вводить строки файла. В конце каждой строки надо нажимать клавишу [Enter"), а после ввода последней — нажать клавишу ^Z (CTRL+Z)
и затем (Enter).