Применение компрессоров и лимитеров
Компрессоры и лимитеры могут применяться как для обработки входных сигналов микшерного пульта, так и для обработки его различных выходных сигналов. В состав передвижного концертного комплекса обычно включают множество таких устройств, так как количество сигналов, способных вызывать перегрузку его системы звуковоспроизведения, очень велико. Если небольшой концертный комплекс имеет только две цепи, по которым сигнал подается на систему звуковоспроизведения, то большой мобильный концертный комплекс подразумевает наличие более разветвленной сети выходов, благодаря более высокой сложности его системы звуковоспроизведения. Выходной сигнал микшерного пульта в сложном комплексе распределяется на основную, дополнительную и мониторные системы звуковоспроизведения, в каждой из которых этот сигнал может делится на различное количество частотных полос. Количество мониторных систем в концертном комплексе может быть очень большим. Например, в составе комплекса могут быть мониторная система ударных, мониторная система гитары, мониторная система баса, мониторные системы клавишных, духовых инструментов, мониторная система первого вокала, мониторная система заднего вокала, общая мониторная система и т.д. Многие из этих систем могут быть стереофоническими. В составе концертного комплекса компрессоры обычно включаются в те цепи, в которых постоянно требуется точная подстройка уровней. Убедиться в целесообразности этого правила можно на следующем примере. Установите порог срабатывания компрессора в положение, соответствующее О дБ. Установите степень сжатия около 3:1. После этого подайте на вход компрессора сигнал с уровнем О дБ от любого источника сигнала стабильного среднего уровня, например, от магнитофона. Контролируя уровень выходного сигнала компрессора, попробуйте в небольших пределах изменить любой из параметров входного сигнала компрессора, например, его спектр или амплитуду. В результате этого вы можете заметить, что любое изменение амплитуды сигнала на входе компрессора приводит к значительно меньшим изменениям амплитуды выходного сигнала компрессора. Это изменение станет еще менее заметным при увеличении степени сжатия компрессора до 10:1. При помощи этого опыта вы можете заодно оценить влияние всех прочих органов управления компрессора на характеристики и звучание обрабатываемого им сигнала. Так как большой концертный комплекс требует применения большого количества однотипных компрессоров, многие фирмы, из соображений более рационального использования рэкового пространства и упрощения коммутации комплекса, начали производить специальные многоканальные компрессоры, состоящие из нескольких однотипных компрессоров стандартного исполнения, помещенных в один общий рэковый корпус. Примером таких компрессоров могут служить четырехканальные компрессоры Quadcomp, выпускаемый фмриой ARX, и Quad Compressor Limiter, выпускаемы фирмой Klark Teknik. Стандартом исполнения органов управления таких компрессоров служил стандарт, принятый в одной из первых, наиболее популярных моделей компрессоров/лимитеров dbx 160. Одноканальный вариант этого компрессора в наше время выпускается под названием dbx 160х.
ОГРАНИЧИТЕЛИ ШУМА
Ограничителем шума называется сигнальный процессор, прерывающий прохождение сигнала, если его уровень оказывается меньше некоторого определенного уровня, называемого порогом срабатывания ограничителя шума. Когда уровень входного сигнала ограничителя шума уменьшается до уровня порога срабатывания, выход ограничителя шума закрывается и входной сигнал перестает на него поступать. Когда уровень входного сигнала становится выше уровня порога срабатывания, выход ограничителя шума открывается и входной сигнал беспрепятственно поступает на этот выход.
Не следует путать ограничитель шума с шумоподавителем и системой шумопонижения. Ограничитель шума не способствует снижению шумов, присутствующих в сигнале, уменьшая уровень шума только при особых состоящих сигнала, Шумоподавитель. уменьшает содержание шума, присутствующего в сигнале или изменяет характер распределения этого шума. Система шумопонижения не снижает уровень шумов, присутствующих в сигнале. Она позволяет добиться только меньшей зашумленности сигнала при передаче его по каналу с повышенным содержанием шумов. Поэтому система шумопонижения всегда состоит из передающего и приемного устройств. Передающее устройство называется кодирующим, а приемное - декодирующим.
Таким образом ограничитель шума позволяет отделить полезный сигнал инструмента или голоса от шумов, фонов, и прочих помех, существующих в канале передачи сигнала при отсутствии этого сигнала. Так как уровень шумов в канале может быть различным, то необходимо производить подстройку срабатывания ограничителя шума, добиваясь его четкого открывания при появлении сигнала и максимальной эффективности подавления помех. Если уровень порога срабатывания будет чрезмерно высок, вы рискуете потерять ту часть сигнала, амплитуда которой не слишком высока. Работа шумоподавителя наиболее эффективна при работе с громкими импульсивными сигналами, такими как сигналы ударных. При приеме сигнала ударных, ограничители шума полностью прерывают подачу сигнала микрофонов на все то время, в течение которого удары отсутствуют, открываясь только на момент удара. С помощью этого эффекта можно выделить из звука ударных инструментов всевозможные оттенки, настраивая ограничитель шума таким образом, чтобы он закрывался в строго определенный момент времени после удара. Можно настроить ограничитель шума сигнала басового барабана так, чтобы он пропускал удар басового барабана только с момента его начала и закрывался спустя несколько миллисекунд после удара, пропуская только звук удара и не пропуская прочие звуки, вызванные этим ударом. С помощью ограничителя шума аналогичным образом можно обработать звуки прочих ударных инструментов. Обрабатывая звуки ведущего барабана или томов, можно усилить их звучание, сделать его более мощным. Ограничители шума также позволяют эффективно бороться с акустическими обратными связями и проникновениями в канал инструмента звуков соседних инструментов. Закрываясь сразу после удара, они предотвращают развитие акустической обратной связи и тем самым ослабляют ее действие. За счет этого, относительный уровень ударных инструментов, имеющих широкий спектр и создающих большое количество всевозможных призвуков, может быть повышен. Одновременно с этим появляется возможность резче выделить характерные недостающие призвуки звучания ударных инструментов коррекцией амплитудно-частотных характеристик их каналов. Благодаря точной настройке ограничителей шума ударной установки, возникает реальная возможность выстроить на основе звучания ударных инструментов любое желаемое ее звучание, какое только можно себе вообразить, не опасаясь влияния помех и возбуждений.