Недостаточная громкость звука в мониторной системе
Низкая громкость звучания мониторной системы - это очень серьезная проблема. В процессе работы все звукооператоры рано или поздно непременно с ней сталкиваются, а иногда с ней приходится бороться постоянно - всегда хочется, чтобы мониторная система звучала громко. Однако при попытке увеличения громкости мониторной системы она начинает самовозбуждаться, создавая оглушительный свист.
Одной из основных причин самовозбуждения мониторной системы, возникающего при низком уровне ее сигнала, является излишне ограниченное пространство сцены, на котором мониторные акустические системы и микрофоны расставлены слишком плотно, а мониторы инструментов и ударная установка находятся близко от исполнителей. Бороться с таким недостатком мониторной системы можно по-разному.
• Чтобы восстановить баланс мониторной системы, можно попросить исполнителей играть тише. К сожалению, большей частью это невозможно.
• Если самовозбуждение мониторной системы возникло неожиданно, нужно попробовать обнаружить какие-либо ошибки в ее сборке. Может оказаться, что отключен мониторный эквалайзер.
• Если вы пользуетесь общим эквалайзером для коррекции звука и основной и мониторной систем звуковоспроизведения, то для устранения самовозбуждения мониторной системы вам придется, как говорится, занять, выменять или стащить еще один эквалайзер, без которого полноценная настройка звука мониторной системы не представляется возможной.
• Если проблема устранения самовозбуждения мониторной системы упирается в недостаточный диапазон регулировки амплитудно-частотной характеристики графического эквалайзера, например, когда требуется опустить ручки эквалайзера ниже их крайнего положения, нужно произвести полную перенастройку эквалайзера с учетом запаса по регулировке. Это можно сделать следующим образом. Уменьшив уровень сигнала на входе мониторной системы, приподнимите все ручки графического эквалайзера на одинаковое количество децибел, например, на 3 или 6 дБ. Уровень сигнала на выходе эквалайзера соответственно поднимется на ту же самую величину. Для компенсации этого подъема, нужно уменьшить уровень выходного сигнала эквалайзера опять-таки на ту же самую величину при помощи регулятора уровня выходного сигнала эквалайзера. Это один из самых простых случаев компенсации недостаточности диапазона регулировки эквалайзера. В более сложных случаях приходится осуществлять один из вариантов так называемой косой настройки эквалайзера, которая получается при коррекции амплитудно-частотной характеристики тракта мониторной системы с помощью дополнительного регулятора тембра или посредством перенастройки кроссовера.
• Можно попробовать уменьшить уровни спектральных составляющих сигнала мониторной системы, лежащих в диапазоне от 80 до 100 Гц, а также тех, которые находятся ниже 80 Гц. Эти спектральные составляющие отнимают у мониторной системы очень большую мощность и маскируют звучание более высоких частот, а информативность этих спектральных составляющих не так уж высока. Снижение уровней этих частот высвобождает в звучании мониторной системы наиболее ответственный диапазон частот, в который входят также все частотные составляющие спектра вокала.
• Увеличить эффективность действий мониторной системы можно при помощи соответствующей концентрации звуковых волн, излучаемых мониторными акустическими системами. Например, чтобы увеличить громкость звучания мониторной системы в определенной ограниченной области сцены, нужно направить в эту область основной поток звуковых волн, излучаемых мониторными акустическими системами. Для этой цели можно использовать наклонные или ориентируемые мониторные акустические системы. Если эффект изменения ориентации окажется недостаточным, можно приблизить мониторные акустические системы к исполнителям, установив их на транспортировочных ящиках, подбирая положения мониторных акустических систем таким образом, чтобы излучаемый ими звук был направлен точно на исполнителя с максимально близкого расстояния.
При изменении положений мониторных акустических систем требуется полная перенастройка звука мониторной системы, осуществив которую можно получить требуемую громкость ее звучании.
• Если в тракте основной системы звуковоспроизведения применяется многоканальный эксайтер, часть каналов которого свободна, а на основную и мониторную системы подается один и тот же сигнал, то для того, чтобы увеличить воспринимаемость звука в мониторной системе, сигнал, подаваемый на мониторную систему, целесообразно снять с выхода свободных каналов эксайтера, которые нужно настроить так, чтобы звучание мониторной системы было более жестким, чем звучание основной системы.
• Уровень сигнала мониторной системы, на котором происходит ее самовозбуждение, можно увеличить, если выровнять характеристики исходных сигналов микрофонов. Это можно сделать подбором микрофонов, расположенных на сцене. Возможно, что некоторые из них имеют ярко выраженные резонансы звучания, способствующие самовозбуждению системы при низком уровне ее выходного сигнала. В первую очередь нужно подобрать те микрофоны, которые непосредственно участвуют в самовозбуждении. Подбор микрофонов нужно произвести даже в том случае, если вы используете однотипные микрофоны. Многие из них имеют в конструкции различные отклонения, из-за которых звучания этих микрофонов могут сильно отличаться друг от друга.
• Громкость звучания двухполосной мониторной системы можно повысить, если немного уменьшить громкость звучания полосы высоких частот, понизив уровень выходного сигнала высокочастотной полосы кроссовера примерно на 3 дБ, а затем увеличить уровни всех тех спектральных составляющих сигнала этой полосы, на которых не происходит самовозбуждения мониторной системы, воспользовавшись для этой цели графически эквалайзером мониторной системы. Если в мониторной системе не предусмотрен кроссовер, уровень высоких частот можно понизить, заткнув рупоры драйверов давления небольшим количеством пористого материала. К глушению драйверов подобным образом можно прибегать только в крайнем случае, так как заглушающий материал создает для драйверов тяжелый режим работы, что сокращает общий срок их службы. К тому же, для того, чтобы правильно заглушить акустические системы, требуется определенный навык.
• Чистота и ясность звучания мониторной, как, впрочем, и основной системы звуковоспроизведения зависит от состояния микрофонов. Защитная сетка микрофона и его противошумный фильтр должны быть чистыми. Для их очистки микрофон нужно осторожно разобрать, снять сетку и фильтр и промыть их теплой мыльной водой. Вы будете очень удивлены, когда увидите, какое количество грязи скапливается в противошумном фильтре микрофона. Перед сборкой микрофона все промытые части необходимо высушить досуха как можно быстрее. После очистки микрофон начинает звучать чисто и ясно, характеристика его звучания выравнивается и отдача микрофона на низких и высоких частотах восстанавливается. К тому же с чистый микрофоном гораздо приятнее работать.^-' Недостаточная громкость звука монитора ударных Громкость звука в мониторе ударных редко бывает достаточной. Очень трудно добиться того, чтобы барабанщик вошел в баланс с собственной мониторной системой, потому что для этого мониторная система ударных должна звучать так же громко, как и ударная установка. Чтобы обеспечить требуемую громкость звучания мониторной системы ударных, приходится применять очень мощный мониторный усилитель и специальный набор акустических систем, причем подобрать такой набор акустических систем, который одинаково удовлетворял бы требованиям всех барабанщиков, очень непросто. Если же мощность мониторной системы ударных будет недостаточной, она будет плохо звучать, даже если из нес удастся извлечь требуемую громкость. Мощность мониторной системы ударных должна быть не менее 300 ватт. Только в этом случае возможно произвести точную настройку характеристик звучания этой мониторной системы.
• Для того, чтобы звук мониторной системы ударных хорошо воспринимался барабанщиком, мониторные акустические системы нужно располагать как можно ближе к барабанщику и соответствующим образом ориентировать.
• Чтобы мониторная система ударных звучала громко, необходимо правильно размещать микрофоны ударной установки. Особенно тщательно нужно подбирать положение микрофона ведущего барабана. Если он направлен в сторону одной из мониторных акустических систем, звучание мониторной системы ударных настроить не удастся. В отношении этого микрофона действует правило N1, касающееся сборки мониторных системы вокала - мониторные акустические системы должны располагаться так, чтобы микрофон, сигнал которого присутствует в этих системах, ни при каких условиях не мог быть направлен в сторону этих акустических систем.
• Басовый барабан ударной установки нужно, как следует задемпферировать, потому что его незаглушенное звучание настолько громко, что мониторная система ударной установки начнет возбуждаться гораздо раньше, чем удастся выставить более или менее высокий уровень се звучания. Однако чрезмерное глушение может плохо сказаться на звучании басового барабана, сильно обедняя его. Барабанщики обычно стремятся к тому, чтобы звук басового барабана был заглушён как можно меньше. Звукооператору в этом случае приходится идти на компромисс и предпринимать все возможные меры к тому, чтобы звук басового барабана в мониторной системе ударной установки и основной системе звуковоспроизведения получался как можно более живым. Для этого приходится поднимать в звучании басового барабана уровень средних низких частот. Однако, прежде чем приступить к выполнению такого решения, лучше заранее обсудить все детали этой операции с барабанщиком. Если такое звучание басового барабана его устроит, он пойдет вам навстречу.
• Громкость звука мониторной системы ударных можно повысить, если применить в ней отдельный эквалайзер. Настраивая этот эквалайзер, нужно тщательно подбирать его характеристику в области низких и средних частот. Особенно внимательно нужно относиться к настройке этой характеристики в области от 100 до 200 Гц. Другая критичная область лежит в диапазоне средних высоких частот. Эта область представляет собой диапазон частот самовозбуждения мониторной системы ударных. Подбирая характеристику эквалайзера в этом диапазоне, нужно добиться максимальной громкости звучания мониторной системы независимо от того, насколько сильной будет неравномерность характеристики в этом диапазоне. Вообще, характеристика настройки эквалайзера мониторной системы ударных может оказаться очень странной. Для того, чтобы ее обнаружить, звукооператору во многом приходится опираться на свою интуицию.
Особая проблема ударных
Знаете, какие слова особенно неприятно слышать звукооператору? Нет, это не «Нет денег». Гораздо неприятнее знать, что барабанщик поет. Эти слова нагоняют ужас даже на самых стойких звукооператоров.
Два слова, которые особенно неприятно слышать звукооператору - «Барабанщик поет!»
Настройка монитора ударных сама по себе является чрезвычайно сложным делом из-за большого количества микрофонов, расположенных в области, озвучиваемой этой мониторной системой. Поместить в эту область еще один микрофон, к тому же вокальный, и сохранить прежнюю громкость звучания мониторной системы крайне тяжело. Размещение в ударной установке микрофона для вокала способно полностью нарушить работу мониторной системы, акустические системы которой должны располагаться как можно ближе к барабанщику, а звучание должно быть лишено вокальных частот. Эта проблема более или менее успешно разрешается с введением в мониторную систему ударных отдельного вокального монитора, например, наклонного, аналогичного мониторным акустическим системам первого вокала. Характеристика звучания этого монитора должна настраиваться отдельно от характеристики звучания монитора ударных инструментов. Звучание вокального монитора ударных должно быть сжато по спектру, главное, чтобы он звучал достаточно громко, не мешал звучанию монитора ударных инструментов, а слова были бы разборчивыми. Положение вокального монитора ударных должно быть подобрано так, чтобы барабанщик не имел возможности случайно направить вокальный микрофон в его сторону.
Вокальный микрофон ударной установки должен располагаться так, чтобы он как можно меньше улавливал сигналы ударных инструментов. Он должен быть направлен на барабанщика и пододвинут к нему как можно ближе. Такое расположение позволяет исключить влияние. изменения уровня сигнала этого микрофона на баланс ударной установки в основной системе звуковоспроизведения.