VIII. Предложения по объемам и
источникам финансирования целевой программы в целом и отдельных ее направлений на вариантной основе
Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств из внебюджетных источников.
К внебюджетным источникам относятся:
взносы участников реализации Программы, включая учреждения и организации государственного и негосударственного секторов экономики;
целевые отчисления от прибыли учреждений, заинтересованных в осуществлении Программы;
кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации Программы (или ее отдельных мероприятий) и другие поступления.
Общий объем финансирования Программы по первому варианту составляет 122 587,40 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
за счет средств федерального бюджета – 119 180,43 млн. рублей;
за счет прочих источников – 3 406,97 млн. рублей.
Средства направляются на:
капитальные вложения – в объеме 75 174,58 млн. рублей;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – в объеме 528,00 млн. рублей;
прочие нужды – в объеме 46 884,82 млн. рублей.
По второму варианту общий объем финансирования Программы составляет 130 649,69 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
за счет средств федерального бюджета – 125 313,56 млн. рублей;
за счет прочих источников – 5 336,12 млн. рублей.
В том числе:
за счет бюджетов субъектов Российской Федерации – 3 801,28 млн. рублей.
за счет внебюджетных источников – 1 534,85 млн. рублей.
Средства направляются на:
капитальные вложения – в объеме 81 693,17 млн. рублей;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – в объеме 644,91 млн. рублей;
прочие нужды – в объеме 48 311,62 млн. рублей.
В том числе:
субсидии – в объеме 2 483,89 млн. рублей.
Распределение прогнозируемых объемов финансирования Программы по годам, источникам финансирования и направлениям расходования средств приведено в Приложении № 2 (вариант 1 и вариант 2).
Указанное распределение носит прогнозный характер и подлежит уточнению в установленном порядке при формировании проектов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на соответствующие годы.
Настоящая Концепция предусматривает осуществление в 2012–2016 годах системы мероприятий, направленных на обеспечение не только федеральных, но и региональных и муниципальных учреждений культуры, искусства, образования и кинематографии специализированным оборудованием, транспортом, музыкальными инструментами, методическими материалами и литературой в порядке предоставления из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов.
IX. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемого варианта
Решения проблемы
Ключевая особенность культуры заключается в том, что важнейшие результаты культурной деятельности выражаются в отложенном по времени социальном эффекте и проявляются в увеличении интеллектуального потенциала, изменении ценностных ориентаций и норм поведения индивидуумов, что в конечном итоге влечет за собою изменения в основах функционирования общества. Последствия такого рода часто не поддаются обычным статистическим измерениям.
Поэтому в Программе предполагается использовать систему индикаторов и цифровых показателей, характеризующих лишь текущие результаты культурной деятельности. При этом конкретные проекты, включенные в Программу, могут содержать свои собственные показатели результативности. Оценка эффективности реализации Программы и отдельных проектов по каждому ее разделу осуществляется государственными заказчиками и государственным заказчиком-координатором.
Главный социально-экономический эффект от реализации Программы (эффект, отложенный во времени) выражается в повышении роли культуры и искусства в жизни граждан России и, вследствие этого, повышении качества жизни в целом, упрочении статуса России как страны великой культуры.
Этот эффект, в частности, будет выражаться в следующем:
укрепление единства при местном разнообразии культурного пространства страны как условия сохранения государственной целостности России при самобытности народов, ее населяющих;
создание благоприятных условий для разнообразной творческой деятельности, увеличение разнообразия и доступности предлагаемых населению культурных благ и информации по культуре и искусству;
создание благоприятных условий для интеграции российской культуры в мировой культурный процесс, освоение новых форм и направлений культурного обмена;
обеспечение конкурентоспособности молодых специалистов творческих профессий в условиях свободного рынка труда (в том числе в международном масштабе), развитие эстетического воспитания молодежи;
активизация по сравнению с предыдущим десятилетием экономических процессов развития культуры, появление тенденции к росту объемов негосударственных ресурсов, привлекаемых в отрасль.
Целевые индикаторы и показатели, характеризующие текущие и конечные результаты реализации Программы и определяющие ее социально-экономическую эффективность, приведены в Приложении 1 (вариант 1 и вариант 2). Эффективность реализации Программы определяется на основе оценки фактического достижения целевых индикаторов по отношению к нормативным индикаторам, утвержденным Программой.
Экономический эффект Программы будет связан с привлечением дополнительных инвестиций в культуру за счет государственно-частного партнерства, создания экономически привлекательных условий для бизнеса, а также с повышением роли культуры на исторических территориях в связи с формированием музеев-заповедников, культурной и туристской инфраструктуры, позволяющей создать дополнительные рабочие места, пополнить бюджеты соответствующих уровней и обеспечить рост внутреннего валового продукта. Направленность программы на сохранение объектов культурного наследия позволяет снизить риски и угрозы для памятников истории и культуры в последующие периоды и соответственно предотвратить возрастание расходов на эти цели в дальней перспективе. Развитие культурного потенциала страны за счет укрепления базы музейных, театрально-концертных и иных учреждений культуры одновременно создает необходимые условия для ведения культурно-просветительной работы, образования в сфере культуры и искусства, патриотического воспитания молодежи и юношества. Сохранение и развитие культурного потенциала страны будут способствовать укреплению образа России в мировом сообществе.