ProcedureTForm1.Button1Click(Sender: TObject);var
p1,p2,p3: Integer; // указатели на переменные типа integer
Begin
// создадим динамические переменные типа integer
// (выделим память для динамических переменных)
New(p1);
New(p2);
New(p3);
р1^ := 5;
р2^ := 3;
р3^ := р1^ + р2^;
ShowMessage('Сумма чисел равна ' + IntToStr(р3^));
// уничтожим динамические переменные
// (освободим память, занимаемую динамическими переменными)
Dispose(p1);
Dispose(р2);
Dispose(р3);
end;
В начале работы процедура создает три динамические переменные. Две переменные, на которые указывают p1 и р2, получают значение в результате выполнения инструкции присваивания. Значение третьей переменной вычисляется как сумма первых двух.
Списки
Указатели и динамические переменные позволяют создавать сложные динамические структуры данных, такие как списки и деревья.
Список можно изобразить графически (рис. 8.6).
Рис. 8.6.Графическое изображение списка
Каждый элемент списка (узел) представляет собой запись, состоящую из двух частей. Первая часть — информационная. Вторая часть отвечает за связь со следующим и, возможно, с предыдущим элементом списка. Список, в котором обеспечивается связь только со следующим элементом, называется односвязным.
Для того чтобы программа могла использовать список, надо определить тип компонентов списка и переменную-указатель на первый элемент списка. Ниже приведен пример объявления компонента списка студентов:
Type
TPStudent = ^TStudent; // указатель на переменную типа TStudent
// описание типа элемента списка
TStudent = record
surname: string[20]; // фамилия
name: string[20];' // имя
group: integer; // номер группы
address: string[60]; // домашний адрес
next: TPStudent; // указатель на следующий элемент списка
end;
Var
head: TPStudent; // указатель на первый элемент списка
Добавлять данные можно в начало, в конец или в нужное место списка. Во всех этих случаях необходимо корректировать указатели. На рис. 8.7 изображен процесс добавления элементов в начало списка.
После добавления второго элемента в список head указывает на этот элемент
Рис. 8.7.Добавление элементов в список
Следующая программа (ее текст приведен в листинге 8.4) формирует список студентов, добавляя фамилии в начало списка. Данные вводятся в поля редактирования диалогового окна программы (рис. 8.8) и добавляются в список нажатием кнопки Добавить(suttoni).
Рис. 8.8.Окно программы Динамический список 1
Листинг 8.4. Добавление элемента в начало динамического списка
Unitdlist1_; interface
Uses
Windows, Messages, SysUtils, Classes,
Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls;
Type
TForm1 = class(TForm)
Label1: TLabel;
Label2: TLabel;
Label3: TLabel;
Edit1: TEdit; // фамилия
Edit2: TEdit; // имя
Button1: TButton; // кнопка Добавить
Button2: TButton; // кнопка Показать
procedureButtonlClick(Sender: TObject);
procedureButton2Click(Sender: TObject);
private
{ Private declarations } public
{ Public declarations } end;
Var
Form1: TForm1;
Implementation
{$R *.DFM)
Type
TPStudent=^TStudent; // указатель на тип TStudent
TStudent = record
f_name:string[20]; // фамилия
l_name: string[20]; // имя
next: TPStudent; // следующий элемент списка
end;
Var
head: TPStudent; // начало (голова) списка
// добавить элемент в начало списка
procedure TForml.Button1Click(Sender: TObject);
Var
curr: TPStudent; // новый элемент списка
Begin
new(curr); // выделить память для элемента списка
curr^.f_name := Edit1.Text;
curr^.1_пате := Edit2.Text;
// добавление в начало списка
curr^.next := head; head := curr;
// очистить поля ввода
Edit1.text:=''; Edit2.text: = " ;
end;
// вывести список
procedure TForml.Button2Click(Sender: TObject);
Var
curr: TPStudent; // текущий элемент списка
n:integer; // длина (кол-во элементов) списка
st:string; // строковое представление списка
begin n := 0; st := '';
curr := head; // указатель на первый элемент списка