V. Учебно-материальное обеспечение
Кафедра Автоматы
ЛЕКЦИЯ
Для проведения занятия по дисциплине
«Организация и планирование автоматизированных производств»
для студентов, обучаемых по направлению
Автоматизация технологических процессов
И производств
Тема № 5
Производственная программа предприятия
Рассмотрена на заседании
кафедры Автоматы,
протокол № 1
от «6» сентября 2016 г.
Санкт-Петербург
I. Учебные цели
Дать студентам сведения о производственной программе предприятия, показателях, характеризующих объем производства, основных задачах управления маркетингом предприятия.
II. Воспитательные цели
Воспитать у студентов и слушателей положительное отношение к предмету.
III. Расчет учебного времени
Содержание и порядок проведения занятия | Время, мин |
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Производственная программа предприятия и показатели, характеризующие результат и эффект производства 2. Формирование оптимальной производственной программы 3. Основные задачи технико-экономического планирования предприятия 4. Основные задачи управления маркетингом предприятия 5. Оперативно-календарное планирование (система планово-предупредительного обслуживания рабочих мест) ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
IV. Литература
Основная:
1. Ильченко А.П., Организация и планирование производства. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Academia (Академпресс), 2010. - 208 с.
2. Организация и планирование производства (производственный менеджмент), по ред. Ю.В. Скворцова, Л.А. Некрасова, Учебник, Высшая школа, 2007, 470 с.
3. Родионова В.Н., Туровец О.Г. Организация производства и управление предприятием: Учеб. Пособие. М.: Издательство РИОР, 2005. – 128 с.
Дополнительная:
1. А.Н. Мардас, О.А. Мардас. Организационный менеджмент, Учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2003 . – 336 с.
2. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес–системах.- М.: Издательство “Финпресс”, 2001. – 240 с.
3. Управление персоналом организации. / Под ред. А.Я. Кибанова – М. – ИНФРА-М , 1997
4. Фатхутдинов, Р.А. Организация производства : учебник для вузов / – М. : Инфра–М, 2007. – 544 с.
V. Учебно-материальное обеспечение
1. Мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
1. Производственная программа предприятия и показатели, характеризующие результат и эффект производства
Производственная программа предприятия — это объем производства и реализации продукции, как правило, в годовом исчислении по соответствующей номенклатуре, ассортименту и качеству.
В процессе разработки производственной программы учитываются объемы поставок каждого вида продукции по ранее заключенным договорам и результаты маркетинговых исследований по выявленному дополнительному рыночному спросу, а в основу ее разработки закладываются реальные производственно-технические возможности предприятия по выполнению намеченной производственной программы, т.е. его производственная мощность.
Производственная программа включает в себя три раздела:
• объем производства продукции в натуральных единицах измерения;
• объем производства продукции в стоимостном выражении;
• объем реализации продукции в денежном выражении и объемы ее продаж в натуральных единицах измерения.
Объем производства продукции в натуральном выражении рассчитывается по каждому виду продукции (по номенклатуре), в ассортиментном разрезе и с показателями качества изделий в физических единицах измерения.
Номенклатура — это укрупненный перечень выпускаемых предприятием видов продукции, отличающихся между собой разными потребительскими свойствами.
Ассортимент характеризует состав продукции внутри одной номенклатуры, т.е. продукции одного и того же потребительского назначения, но отличающихся между собой отдельными признаками (марка, сортность, размер, тип изделия и т.д.).
Для оценки объемов производства продукции в ассортиментном разрезе в натуральном выражении используются такие физические единицы, как тонны, погонные метры, квадратные и кубические метры, штуки и др.
Расчет объемов производства продукции в натуральном выражении по номенклатуре производится в условно-натуральных единицах измерения (условные тонны, условные штуки и т.д.).
Определение объемов производства и реализации продукции в натуральном выражении не обеспечивает возможности оценки общего объема производства и продаж в целом по предприятию с многономенклатурными производствами.
Для оценки объемов выработки и продаж продукции по предприятию в целом эти показатели рассчитываются в стоимостном выражении, для чего используются соответствующие цены. Необходимость определения так называемых объемных показателей в денежной форме обусловлена возможностью расчета таких показателей по предприятию в целом, как:
• объем производства продукции и его структуру;
• объем реализации продукции (валовый доход предприятия);
• сумму прибыли предприятия от реализации продукции.
Объем производства в стоимостном выражении по предприятию в целом оценивается показателями товарной, валовой и чистой продукции, а также стоимостью, добавленной обработкой, или добавленной стоимостью.
Объем производства товарной продукции(Vтп) представляет собой выраженную в стоимостной форме законченную производством, предназначенную для реализации потребителям и имеющую все признаки товара продукцию. Общая сумма товарной продукции предприятия исчисляется по заводскому методу и рассчитывается по выражению:
Vтп= ГП + ПФ + РУ + ПС, млн. руб.
где ГП – стоимость готовой продукции, предназначенной для реализации, млн. руб.;
ПФ – стоимость полуфабрикатов собственного производства и продукции вспомогательных цехов, предназначенных для поставки на сторону, млн. руб.;
РУ – стоимость работ и услуг промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны, млн. руб.;
ПС – стоимость инструментов и приспособлений для собственного производства, готовой продукции и полуфабрикатов, поставляемых для собственного капитального строительства и непромышленным хозяйствам данного предприятия, млн. руб.
Товарная продукция исчисляется в действующих оптовых ценах предприятия, что позволяет определить реальный (фактический или плановый) объем дохода и сумму прибыли предприятия, рассчитать уровень затрат на один рубль товарной продукции.
Показатель валовой продукции характеризует общий объем промышленного производства вне зависимости от степени готовности продукции и определяется в стоимостном выражении.
В состав валовой продукции промышленного предприятия включается стоимость всех выработанных за определенный период времени готовых изделий, а также предназначенных для реализации на сторону полуфабрикатов и стоимость выполненных работ промышленного характера.
Объем валовой продукции в самом общем виде определяется как сумма товарной продукции (Vтп) и изменение остатков незавершенного производства:
Vвп= Vтп+ (О2– О1), млн. руб.
где О1, О2– стоимость остатков полуфабрикатов собственного производства и незавершенного производства на начало и конец календарного периода, соответственно, млн. руб.
Валовая продукция рассчитывается в неизменных (сравнимых) ценах по так называемому заводскому методу, согласно которому в ее объем не включается в целях избегания повторного счета продукция отдельных цехов, предназначенная для последующей ее переработки внутри данного предприятия.
Как товарная, так и валовая продукция не обеспечивают объективной и достоверной оценки собственного вклада данного предприятия в результаты его деятельности. Объясняется это тем, что в эти показатели включается стоимость сырьевых и других материальных и энергетических ресурсов, приобретенных предприятием со стороны, удельный вес которой в себестоимости продукции достигает порой 80% и более. При росте стоимости этих ресурсов увеличивается объем как валовой, так и товарной продукции, хотя «вклад» данного предприятия в формирование величины этого объема может и не изменяться.
Для оценки собственного вклада предприятия в результат его деятельности рассчитываются показатели чистой продукции и добавленной стоимости.
Объем чистой продукции (ЧП) – это сумма вновь созданной на данном предприятии стоимости. В ее состав включаются:
• фонд оплаты труда по предприятию в целом (ФОТ);
• сумма отчислений на социальные нужды (Онс);
• прибыль предприятия (Пб), т.е.:
ЧП = ФОТ + Онс+ Пб, млн. руб. (4.9)
Сумма добавленной стоимости (ДС) по предприятию в целом – часть стоимости товаров, приращенная непосредственно на данном предприятии, и включает в себя:
• фонд оплаты труда по предприятию в целом;
• сумму отчислений на социальные нужды;
• амортизационные отчисления (Ао);
• прибыль предприятия, т.е.:
ДС = ФОТ + Онс+ Ао+ Пб, млн. руб.
Важнейшим показателем производственной программы является объем реализованной продукции (объем продаж, доход предприятия), оценивающий стоимость продукции (работ, услуг), которая не только завершена производством, но уже продана и поступила в сферу потребления, а деньги за нее поступили на расчетный счет предприятия.
Объем дохода предприятия от реализации продукции, работ и услуг (Vpп) может быть рассчитан по выражению:
, млн. руб.
Где – объем реализации j-то вида продукции (работ, услуг) в натуральных единицах измерения, н.е.; Цj– цена реализации (оптовая цена предприятия) единицы j-й продукции (работ, услуг), руб./н.е.
Особенно важным показателем деятельности предприятия является сумма полученной им от всех источников прибыли.
Прибыльпредставляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предприятия, полученный от всех видов его деятельности и определяемый разницей между его совокупным доходом и совокупными расходами. Основными источниками образования общей суммы прибыли предприятия являются прибыль от реализации и прибыль от внереализационных операций.
Прибылью от реализации (Прп) признается такая прибыль, которая получена от продаж:
• продукции (работ и услуг) собственного производства;
• ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
• покупных товаров;
• собственных основных фондов;
• товаров и услуг собственных обслуживающих производств и хозяйств.
В прибыль от внереализационных операций (Пвр) включаются:
• дивиденды по акциям, вложенным в другие предприятия;
• доходы по облигациям;
• суммы процентных денег, полученных от числящихся на банковских счетах средств предприятия;
• выручка от реализации излишних материальных ценностей и других активов;
• средства, полученные в виде безвозвратной финансовой помощи;
• другие доходы, не связанные непосредственно с производством и реализацией продукции.
Общая сумма прибыли, полученной из всех этих источников, называется валовой (балансовой) прибылью (Пб), т.е.:
Пб= Прп+ Пвр, млн. руб.
Основной составной частью балансовой прибыли предприятия является прибыль от реализации произведенной продукции (работ и услуг), удельный вес которой в сумме валовой прибыли составляет 90-95%. Сумма прибыли, полученной от реализации продукции, работ и услуг (Прп) рассчитывается как разность между объемом продаж продукции в оптовых (отпускных) ценах предприятия-изготовителя и полной ее себестоимостью:
, млн. руб.
где Срп– полная себестоимость всего реализованного объема продукции (работ, услуг), млн. руб.; Cj–себестоимость единицы j-го вида продукции (работ, услуг), руб./н.е.
Прибыль – главный побудительный мотив собственников, менеджеров и работников предприятия в его успешной деятельности по производству и реализации продукции и удовлетворения на этой основе рыночного спроса в ней. Это обусловлено теми ролью и значением, которые играет прибыль в условиях рыночной экономики, поскольку:
• во-первых, прибыль обеспечивает собственнику имущества предприятия не только уровень его благосостояния, но и приводит к увеличению стоимости этого имущества в результате капитализации части прибыли;
• во-вторых, менеджеры предприятия, не являющиеся собственниками его имущества, также заинтересованы в получении предприятием прибыли, поскольку она является важнейшим критерием успеха их деятельности по управлению предприятием и, кроме того, уровень оплаты их труда также во многом определяется суммой полученной предприятием прибыли;
• в-третьих, для работающих других категорий рост прибыли предприятия также является стимулирующим их эффективную деятельность фактором, поскольку это обеспечивает получение повышенных сумм по дивидендам тех работников, которые являются держателями акций данного предприятия, помимо этого, высокая прибыльность предприятия служит основанием для повышения заработной платы и удовлетворения ряда социальных потребностей работающих;
• в-четвертых, прибыль является основным внутренним источником формирования инвестиционных ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие, она повышает конкурентоспособность предприятия и служит основным средством ее расширенного воспроизводства;
• в-пятых, прибыль предприятия служит основным защитным средством, предохраняющим его от банкротства.
Решая задачу выбора показателей, которые могли бы максимально достоверно характеризовать результат и эффект его функционирования, следует остановиться на уточнении самих понятий «результат» и «эффект».
Результатв самом общем смысле означает итог или следствие какого-либо процесса или действия. Основным результатом производственного процесса выступает объем произведенной продукции (работ или услуг), выраженный в тех или иных единицах измерения. Очевидно, что процесс производства может сопровождаться получением разного рода результатов как положительных (например, произведенная и имеющая спрос на рынке продукция), так и отрицательных (например, бракованная продукция, продукция, не нашедшая спроса на рынке по различным причинам, образование веществ нетоварного выхода, нанесенный производством целевой продукции экологический ущерб и т.д.).
Показателями, оценивающими положительный результат производства, могут выступать те, которые характеризуют объем произведенной продукции, обладающей свойствами товара, но еще не перешедшей из сферы производства в сферу потребления. Среди таких объемных показателей, наиболее часто используемых для оценки результата производства в стоимостном выражении, необходимо назвать объем валовой продукции (Vвп) и объем производства товарной продукции (Vтп). Кроме того, показателями, оценивающими индивидуальный результат работы предприятия, могут служить: объем полученной на предприятии чистой продукции (ЧП) или сумма добавленной стоимости (ДС ), созданной на данном предприятии.
Под «эффектом» всегда подразумевается только конечный и полезный результат, полученный вследствие реализации поставленной цели того или иного процесса или действия.
Исходя из сформулированной двуединой цели функционирования предприятия было установлено, что внешней его целью является производство и реализация продукции (работ, услуг), благодаря чему достигается удовлетворение рыночного спроса, а внутренней целью предприятия — получение максимально возможной суммы прибыли.
Поэтому следует сказать, что показателем, характеризующим внешний эффект производственной деятельности предприятия должен выступать объем реализованной продукции (Vpп).
Объясняется это тем, что в объем реализации включается только та продукция, которая не только закончена производством, но и в требуемом объеме, необходимого качества, нужного ассортимента, в установленные договором на поставку сроки дошла до своего потребителя, а деньги за нее поступили на расчетный счет предприятия-поставщика. Именно этими обстоятельствами устанавливается факт поступления этой продукции в сферу потребления, а, следовательно, и факт реализации внешней цели деятельности предприятия — удовлетворение рыночной потребности в данном виде продукции.
Показателем, характеризующим внутренний эффект производственной деятельности предприятия, должна выступать сумма полученной прибыли от реализации (Прп).
Неоспоримость этого утверждения доказывается ролью и значением прибыли (они охарактеризованы выше), которые она играет в процессе реализации в первую очередь внутренних интересов предприятия.
Показатели объема реализации (дохода предприятия) и суммы прибыли от этой реализации очень тесно связаны между собой, поскольку получение прибыли возможно тогда и только тогда, когда предприятие реализовало свою продукцию, удовлетворив тем самым рыночные потребности. Иначе говоря, получение прибыли является следствием достижения первоочередной цели предприятия — удовлетворение рыночной потребности в произведенных и реализованных товарах.
2. Формирование оптимальной производственной программы
На основании контрольных цифр бизнес-плана, информации портфеля заказов формируется производственная программа. Информационная характеристика задачи по формированию производственной программы предприятия в натуральном и стоимостном выражении на квартал представлена на рис. 1.
Портфель заказов формируется на основании заказов от покупателей ежемесячно отделом договоров поставок и сбыта, отделом внешних экономических связей и отделом маркетинга.
Перед промышленными предприятиями ставится задача получения оптимальной производственной программы. Мнемосхема формирования такой программы представлена на рис. 2.
Рис. 1. Мнемосхема формирования оптимальной производственной программы предприятия
Рис. 2. Информационная характеристика задачи по формированию производственной программы на квартал
Математическая модель оптимального планирования
По потребителям
Задача «Оптимального плана по потребителям» имеет следующую математическую модель.
Целевая функция задачи отражает требование: сформировать план по потребителям, обеспечивающий максимальную прибыль.
,
где:
Pi - ожидаемая прибыль от реализации единицы i-го изделия.
i - индекс вида продукции; i =1...n;
n - количество видов продукции в портфеле заказов предприятия;
Xi-планируемое количество выпуска i-го изделия.
3. Основные задачи технико-экономического планирования предприятия
Подсистема технико-экономического планирования выполняет следующие функции:
- определение потребности в трудовых ресурсах и оборудовании для выполнения планов;
- планирование себестоимости выпуска продукции по периодам;
- калькулирование себестоимости единицы продукции и расчет цен;
- анализ объемов и номенклатуры фактического выпуска.
Для составленных планов определяются потребности в трудовых ресурсах и оборудовании по предприятию в целом и по каждому подразделению. Расчеты потребностей выполняются на основании трудовых нормативов и норм использования оборудования, после чего формируется бизнес-план предприятии на планируемый год.
Основными участниками ТЭП являются: планово-экономический отдел, производственный отдел, отдел сбыта, отдел материально-технического обеспечения, бухгалтерия предприятия, экономические службы цехов и других подразделений предприятия. Центральное место занимает планово-экономический отдел предприятия. На основе данных из других подразделений он создает технико-экономический план предприятия, который в свою очередь, служит основанием для ТЭП в низовых подразделениях.
Сущность технико-экономического планирования – разработка и установление количественных и качественных показателей деятельности предприятия на период. Это обязательная составляющая деятельности любого предприятия. Являясь основным документом планирования на период, технико-экономические показатели представляет собой сводный план производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений. Он определяет такие основные показатели, как объемы производств, потребности в ресурсах, плановые цены, себестоимость продукции.
Состав основных автоматизированных задач ТЭП представлен в табл. 1.
Таблица 1.
Основные задачи ТЭП
NN n/n | Наименование задач |
Создание и ведение пооперационных норм времени на ДСЕ по предприятию | |
Создание и ведение полной трудоемкости и зарплаты на ДСЕ по предприятию | |
Расчет оптовой цены на ДСЕ | |
Составление нормативной калькуляции на ДСЕ | |
Расчет плановой калькуляции и расчет рентабельности ДСЕ | |
Расчет отчетной (фактической) калькуляции и расчет рентабельности ДСЕ | |
Расчет плановой численности и фонда зарплаты производственных рабочих | |
Формирование портфеля заказов по договорам | |
Формирование плана производства по портфелю заказов | |
Расчет плана производства в натуральном и стоимостном выражении | |
Формирование оптимальной производственной программы на квартал | |
Прогнозирование себестоимости и объема выпуска ДСЕ (с помощью нейроновой сети) | |
Расчет материальных ресурсов в натуральном и стоимостном выражении | |
Планирование технико-экономических показателей цехам предприятия |
4. Основные задачи управления маркетингом предприятия
В современных рыночных экономических условиях для государственных промышленных предприятий маркетинг стал необходимой потребностью. Раньше при централизованном планировании не возникали вопросы о поиске потребителей товаров и услуг, и поставщиков материалов, комплектующих изделия. Все промышленные предприятия, в централизованном порядке, имели закрепленных за ними поставщиков и потребителей. Сейчас предприятиям необходимо самостоятельно определять рынки товаров и услуг и при наличии конкурентов планировать, регулировать и оценивать свою производственно-хозяйственную деятельность через призму маркетинга. Управление маркетингом – это новая функциональная подсистема для промышленных предприятий. Однако она должна создаваться и внедряться в системе управления предприятием как главенствующая подсистема интегрированной АСУ. Она является задатчиком для замкнутого контура управления в интегрированной АСУ промышленным предприятием и через обратную связь должна оперативно корректировать ранее принятые показатели, адекватно изменившимся внешним условиям на рынке товаров и услуг.
Функциональная подсистема “Управление маркетингом” должна органически вписываться в общую интегрированную АСУ в части информационного, математического и технического обеспечения.
Основные задачи управления маркетингом представлены в табл. 2
Таблица 2
Основные задачи управления маркетингом
NN n/n | Наименование задач |
Создание и ведение ИПС “Потенциальные и реальные потребители” | |
Создание и ведение ИПС “Состав потенциальных и реальных товаров и услуг” | |
Создание и ведение ИПС “Потенциальные и реальные поставщики” | |
Интернет-система рекламирования товаров и услуг | |
Создание и ведение ИПС “Динамика цен на потенциальные и реальные товары и услуги предприятия и для предприятия с учетом требований рынка” | |
Определение емкости рынка товаров и услуг предприятия | |
Создание и ведение ИПС “Конкуренты предприятия” | |
Электронная система реализации готовой продукции и услуг (электронный магазин) | |
Учет изменения количества товаров и услуг, потребителей в результате маркетинговых мероприятий | |
Учет продвижения рекламы по различным каналам | |
Анализ сбытовой деятельности предприятия в результате внедрения маркетинговых мероприятий | |
Анализ рынков сбыта товаров и услуг предприятия и товаров и услуг для предприятия |
5. Оперативно-календарное планирование (система планово-предупредительного обслуживания рабочих мест)
Существуют различные методы оперативно-календарного планирования (ОКП) и управления производством:
- Новочеркасская система, ее модернизация–системы “Р-Г”, “Ритм;”
- системы прямого счета ДСЕ, применяемые в системах “БААН”, “R3”, “Галактика” и другие.
Прежде всего, разрабатываются на основании производственной программы изготовления изделий – диспетчерский график (подетальная производственная программа). Производится разузлования изделий, затем в соответствии с расцеховкой формируется номенклатура, закрепления ДСЕ за цехами. В соответствии с календарно-плановыми нормативами (КПН), учитывающими размеры партий, производственные циклы детали формируется диспетчерский график для каждого цеха на месяц. ПРБ цехов формируют сменные задания на участки и рабочие места.
Информационная характеристика задачи по расчету КПН представлена на рис. 5.10.
Рис.3 Информационная характеристика задачи по расчету КПН
Существуют автоматизированные системы планирования и учета выполнения сменных заданий.
Для рациональной организации работы в цехах основного производства внедряются системы планово-предупредительного обслуживания рабочих мест. Работа по этой системе заключается в следующем:
1) на основании диспетчерских графиков на месяц производят расчет потребностей в:
- материалах;
- технологической оснастке;
- оборудовании;
- основных производственных рабочих;
2) под каждое сменное задание ведется комплектация по рабочим местам:
- технологическим процессом;
- материалом;
- технологической оснасткой.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
Рассмотреть:
1. Что такое производственная программа предприятия?
2. Дать определение объему производства продукции, номенклатуре, ассортименту
3. Что представляет собой объем производства товарной продукции?
4. Что представляет собой объем чистой продукции?
5. Что такое сумма добавленной стоимости?
6. Как рассчитывается объем дохода предприятия от реализации продукции, работ и услуг?
7. Что представляет собой прибыль, и как она рассчитывается?
8. Что такое валовая балансовая прибыль?
9. Как рассчитывается прибыль от реализации произведенной продукции (работ, услуг)?
10.Перечислите функции подсистемы технико-экономического планирования.
11.Перечислите основных участников ТЭП
12.Перечислить основные задачи ТЭП.
13.Перечислите основные задачи управления маркетингом.
14.В чем заключается сущность методов оперативно-календарного планирования и управления производством?
Разработал: профессор кафедры Автоматы
д.в.н.., профессор Бабенков В.И.
«_1___» сентября 2016 года
ЗАДАНИЕ К СЕМИНАРУ
Дисциплина «Организация производства и менеджмент»
По теме 6 «Производственная программа предприятия»
I Вопросы:
1. Производственная программа предприятия и показатели, характеризующие результат и эффект производства
2. Формирование оптимальной производственной программы
3. Основные задачи технико-экономического планирования предприятия
4. Основные задачи управления маркетингом предприятия
5. Оперативно-календарное планирование (система планово-предупредительного обслуживания рабочих мест)
II. Темы сообщений:
1. Производственная программа предприятия и показатели, характеризующие результат и эффект производства
2. Формирование оптимальной производственной программы
3. Основные задачи технико-экономического планирования предприятия
4. Основные задачи управления маркетингом предприятия
5. Оперативно-календарное планирование (система планово-предупредительного обслуживания рабочих мест)