Информатизация представляет собой переход к наукоемкому производству и новым видам информационного обмена в технических и социальных областях.
Особую коллективизирующую роль в информатизации общества занимает широкое распространение информационных технологий и Интернет.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ |
В связи с применением новых информационных технологий, основанных на использовании средств связи, компьютеров, широко используется понятие “информационная система” (ИС).
Информационная система представляет собой коммуникационную систему по сбору, передаче, переработке информации об объекте, снабжающую работников различного ранга информацией для реализации функции управления.
Внедрение информационных систем производится с целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности фирмы за счет не только обработки и хранения рутинной информации, автоматизации конторских работ, но и за счет принципиально новых методов управления, основанных на моделировании действий специалистов фирмы при принятии решений (методы искусственного интеллекта, экспертные системы и т.п.), использовании современных средств телекоммуникации (электронная почта, телеконференции), глобальных и локальных вычислительных сетей и т. д.
Информационные системы используются буквально во всех сферах человеческой деятельности – в науке, материальном производстве, на транспорте, в медицине, государственной и общественной жизни, торговле, криминалистике, искусстве, спорте.
Научные ИС предназначены для автоматизации деятельности научных работников, анализа статистической информации, управления экспериментом.
ИС автоматизированного проектирования предназначены для автоматизации труда инженеров-проектировщиков и разработчиков новой техники (технологии). Такие ИС помогают осуществлять:
разработку новых изделий и технологии их производства;
различные инженерные расчеты (определение технических параметров изделий, расходных норм - трудовых, материальных и т. д.);
создание графической документации (чертежей, схем, планировок);
моделирование проектируемых объектов;
создание управляющих программ для станков с числовым программным управлением.
ИС организационного управления предназначены для автоматизации функций административного (управленческого) персонала. К этому классу относятся ИС управления как промышленными (предприятия), так и непромышленными объектами (банки, биржи, страховые компании, гостиницы и т. д) и отдельными офисами (офисные системы).
ИС управления технологическими процессами предназначены для автоматизации различных технологических процессов (гибкие производственные процессы, металлургия, энергетика и т.п.).
Эволюция информационных технологий настолько тесно связана с развитием новых моделей корпоративного бизнеса, что эти процессы нередко воспринимаются, как единое целое. Стремление компании повысить эффективность ИС стимулирует появление более совершенных аппаратных и программных средств, которые, в свою очередь, подталкивают пользователей к дальнейшей модернизации ИС.
Одним из древнейших изобретений человека в области оперирования с информацией явилась библиотека, которую можно по праву назвать первой информационной системой. Объектами хранения в библиотеке служат книги, журналы, статьи, альбомы, отчеты, т.е. не данные, а информационные источники. Для успешного поиска нужного объекта разработан поисковый аппарат (информационно-поисковая система) - система каталогов, описывающая структуру информационного массива библиотеки. Все объекты хранения индексируются (кодируются) и размещаются в хранилище по определенной системе.
Библиотека весьма далека от идеального хранилища информации. Если в библиотеке имеется единственный экземпляр книги или журнала и он выдан читателю, а желающих читать несколько, выстраивается очередь. Известно, что однажды изданный справочник можно дополнять сведениями либо в виде приложения к нему, либо путем его переиздания. Кроме этого, следует отметить такие принципиальные недостатки библиотеки для современного читателя как то, что поиск нужной информации происходит долго (так как библиотека предоставляет не саму информацию, а источник, где вероятно эта информация содержится) и в неудобной для потребителя форме.
В самом широком смысле под информационной системой понимают большой массив структурированных данных, характеризующих определенную предметную область или определенный вид деятельности и комплекс аппаратно-программных средств для хранения этих данных и манипулирования ими. Систематизация данных, т.е. объектов хранения, позволяет эффективно искать в системе нужную информацию и пополнять систему новой информацией.
В наш век интенсивного интеллектуального (и как следствие технического и технологического) развития человеку потребовалось создать компьютерную информационную систему, помогающую принимать решения в условиях изменяющейся информации при больших ее объемах.
С помощью информационных систем человек успешно оперирует с данными любого типа, получая необходимую информацию, и управляет деятельностью любой организации.
Информационная система в широком смысле выполняет следующие функции:
Хранение и использование информации с помощью баз данных и экспертных систем для пополнения знаний,
Выполнение многовариантных расчетов,
Обработка текстовой и графической информации,
Использование сетевых технологий и средств телекоммуникаций для передачи и получения информации.
Информационная система как правило содержит информацию о людях, фактах, событиях, продуктах человеческой деятельности и вещах как внутри организации так и о среде, окружающей организацию.
Информация в системе хранится в виде данных, представляющих собой потоки фактов, событий, характеристик объектов, аранжированных в форму, которую может понять и использовать человек. На основании хранящихся и пополняющихся данных информационная система производит информацию, на основании которой принимаются решения, выполняется контроль операций, анализ проблем и создание новых продуктов (или новых услуг).
Информационная система имеет:
вход, где собираются данные,
систему обработки, где производится накопление информации, ее классификация, приведение в порядок, анализ информации, необходимые вычисления, подготовка текстовой и графической информации, преобразование информации в необходимую форму и принятие решений,
выход, с которого обработанная информация распределяется людям для их деятельности,
система обратной связи, которая возвращает определенную информацию соответствующим членам организации для оценки состояния процесса и необходимой корректировки накопленных данных.