РЕСS - подготовительный этап.

Еще до того, как обучать ребенка первичным навыкам коммуникации с помощью системы РЕСS, следует основательно подготовиться к обучающему процессу. Ввиду того, что на первоначальном этапе производится обучение навыков, с помощью которых ребенок выражает свои просьбы, желательно определить круг интересов ребенка, и те предметы и действия, которые он обычно просит.

Это можно сделать несколькими способами:

1. Наблюдение за ребенком и запись данных в таблицу. Можно пронаблюдать, чем любит заниматься ребенок в свободное время; что он любит есть - как во время обычных трапез, так и когда получает что-нибудь вкусненькое; что любит пить, с кем любит проводить время; куда любит ходить, а также чего особенно не любит.

Эти данные можно записывать в такого рода таблицу:

РЕСS - подготовительный этап. - student2.ru
 

2. Систематическое тестирование мотивационных стимулов. Можно собрать все любимые предметы ребенка вместе, и дать ему выбрать - либо из всего комплекта, либо - из пары любимых предметов. Можно также обратить внимание, какие стимулы или предметы ребенок выбирает чаще, какие - реже, с какими ему сложно расставаться, а какие - он отдает без сожаления.

И на основе тестирования записать данные в таблицу:

РЕСS - подготовительный этап. - student2.ru

После того, как мотивационные стимулы определены, следует подготовить материалы:

РЕСS - подготовительный этап. - student2.ru

  • 1. Фотокарточки всех любимых мотивационных стимулов и занятий. Желательно, не в полную величину, а размером 5Х5.
  • 2. Липучки
  • 3. Папку и бумажные разделители, на которые можно будет прилепить фотокарточки на липучках. Эти разделители будут расположены в папке, как листы в книге.
  • 4. Для будущего использования - картонную полоску с липучкой, на которую можно прикреплять несколько карточек в определенном порядке - для построения предложений.

РЕСS - первый этап

Следует помнить, что по мере возрастания коммуникативных инициатив ребенка и расширения словарного запаса, начального комплекта фотокарточек будет недоставать, и в процессе обучения нужно будет подготавливать дополнительные карточки.

Основной целью первого этапа обучения РЕСS - научить ребенка подавать коммуникативному партнеру карточку, для того, что бы получить тот предмет, который он хочет. То есть, когда ребенок видит мотивационный стимул, он берет картинку, протягивает ее учителю, и оставляет картинку в руке учителя.

На данном этапе обучения присутствуют двое взрослых. Один из взрослых - "коммуникативный партнер" сидит напротив ребенка и держит в руках предмет, который ребенок хочет получить. Второй взрослый - "фея" - сидит позади ребенка, и физически направляет руку ребенка к картинке, помогает ему взять картинку и протянуть ее "коммуникативному партнеру".

Для того чтобы не подавить инициативу ребенка, ни один из взрослых не обращается к ребенку с вопросами: "Что ты хочешь?" или с инструкциями; "Если хочешь конфетку, то дай картинку!". Важно что бы оба взрослых молчали. "Коммуникативный партнер" может приблизить желаемый предмет к ребенку, для того, чтобы побудить его инициативу, но без слов. Второй взрослый ("фея") должен внимательно следить за движениями ребенка, и как только ребенок начинает тянуть руку к предмету - направить его руку к карточке, и помочь ему взять карточку, и протянуть - и все это тоже молча.

Когда ребенок кладет карточку в руку "коммуникативного партнера" - только тогда "коммуникативный партнер" произносит наименование данного предмета, и сразу же дает его ребенку. Данным действием "коммуникативный партнер" озвучивает просьбу ребенка, и в дальнейшем, если ребенок научится имитировать слова - он сможет сопровождать просьбу словами.

На первом этапе целью является само действие подачи карточки, а не выбор предметов, и не разнообразие просьб. Поэтому, используется только один предмет, и только одна карточка.

Что бы удостовериться, что у ребенка есть мотивация для получения данного предмета, изначально ребенок получает его без того, что бы протянуть карточку. Например, ребенок получает маленькую конфетку. Следующую конфетку "коммуникативный партнер" держит перед ним и не дает. Если ребенок протягивает руку, значит, он хочет еще, и тут вступает в действие "фея" - направляет руку ребенка к карточке, и помогает ему взять и протянуть карточку. Или, если это не предмет, а действие - например, качание на качелях. Сначала ребенка несколько секунд качают на качелях и останавливают качели. Если ребенок делает движения телом, чтобы продолжить качаться - "фея" направляет руку ребенка к карточке с изображением качели, помогает ему взять эту карточку, и протянуть "коммуникативному партнеру". Он скажет "Качели!" и покачает ребенка еще несколько секунд.

Что делать, если ребенок не проявляет инициативу? Просто перейти к следующему предмету по списку. Например, ребенок больше не хочет конфету, можно начать работать над складыванием паззла (если изначально это действие является мотивационным для ребенка!). То есть, на первом этапе желательно "отработать" весь репертуар интересов ребенка. НО! Каждый раз только по одному предмету и только с одной соответствующей карточкой! Очень важно проводить обучение интенсивно, и тренировать до тех пор, пока ребенок не сделает это действие (подаст карточку) - 30-40 раз в день.

В процессе обучения необходимо, что бы "коммуникативный партнер" и "фея" менялись местами и ролями, для того, что бы научить ребенка обращаться с просьбами к разным людям.

РЕСS - второй этап

Основная цель второго этапа - это закрепить и обобщить навык, обученный на первом этапе - подача карточки коммуникативному партнеру, для того, что бы получить желаемый предмет.

Ко второму этапу можно перейти, если ребенок научился подавать от 10 до 24 карточек, и делает это самостоятельно и без физической подсказки "феи".

На втором этапе, как и на первом, отсутствует выбор. То есть перед ребенком всего одна карточка, и всего один предмет. И так же, как и на первом этапе, не используются словесные подсказки.

Но, если на первом этапе от ребенка требовалось всего лишь подать карточку, то на втором этапе от ребенка требуется более сложная реакция. Например, взять карточку, встать из-за стола, и подойдя к взрослому, положить ему в руку карточку. Или, ребенок находится в пространстве, а не за столом. Он увидел, что взрослый держит в руках желаемый предмет - ребенок идет к столу, берет карточку и вместе с карточкой подходит к взрослому. Или, еще вариант - ребенок подходит к доске, на которой на липучке висит карточка, снимает карточку, и подходит с ней к коммуникативному партнеру. Задачи "феи" здесь - физически направлять ребенка к карточке, или партнеру, если ребенок теряет сосредоточенность, и не может сделать это самостоятельно.

Итак, работу на втором этапе можно разбить на следующие шаги:

  • Шаг 1. Снять картинку с доски. Вместо того, что бы продолжать класть картинку на стол, на картинку прикрепляется липучка, и картинка на липучке вешается на доску, которая расположена на стене, рядом с местом, где сидит ребенок. Ребенок учится снимать картинку с доски, вместо того, что бы брать со стола. Этот шаг можно отработать за столом. То есть, "коммуникативный партнер" сидит напротив ребенка и держит в руках предмет, который ребенок хочет получить. "Фея" - сидит позади ребенка, и физически направляет руку ребенка к картинке, которая висит на доске, помогает ему взять картинку и протянуть ее "коммуникативному партнеру".
  • Шаг 2. Постепенное увеличение расстояния между ребенком и учителем. Когда ребенок снимает картинку с доски, и протягивает "коммуникативному партнеру" для того, чтобы получить желаемый предмет, взрослый немного отодвигается назад. И тогда, для того, что бы вложить картинку в руку взрослого, ребенок должен встать со стула и приблизиться к нему.
  • Шаг 3. Постепенное увеличение расстояния между ребенком и доской. Ребенка усаживают на стул немного дальше от доски, на которой висит картинка. И потом процедура повторяется. Для того, что бы получить желаемый предмет, ребенок должен встать со стула, подойти к доске, снять картинку, подойти к "партнеру", протянуть ему картинку - и только после этого получить желаемый предмет.
  • Шаг 4. Постепенное прекращение использования подсказок. Очень важно, как и при обучении любого другого навыка, прекращать использование подсказок (физического направления) как можно быстрее. Кроме этого, и "коммуникативный партнер" должен прекратить протягивать руку, для того что бы напомнить ребенку, что он должен положить в руку карточку. Таким образом, закрепляется желаемая реакция - ребенок из любого угла комнаты может подойти к доске, и взять карточку, и подойти к "партнеру", привлечь его внимание (например, дотронуться до него), и когда партнер обратит на него внимание - протянуть ему карточку, и получить желаемый предмет.

Второй этап обучения РЕСS не прекращается никогда. То есть, для любой нововведенной карточки нужно отработать все варианты, и удостоверится в том, что ребенок может принести эту карточку в любой ситуации. На данном этапе следует постоянно работать над усложнением реакции, и научить ребенка переходить из комнаты в комнату, для того, что бы найти "партнера" или карточку, обращаться с просьбой к различным партнерам, включая сверстников, и сопровождать просьбу взглядом.

Иногда, вместо доски, используется папка для карточек. В данную папку можно прикрепить все картинки, которые использует ребенок, в течение работы на первом и втором этапе доставать из папки нужную карточку, и прикреплять на обложку папки.

Наши рекомендации