Практические методы коррекции амплитудно-частотной характеристики системы воспроизведения звука в помещении
1. Расположите контрольный микрофон где-нибудь в середине помещения, направив его в сторону сцены. Затем подключите его к одному из каналов микшерного пульта, установите в этом канале линейную характеристику и начинайте постепенно увеличивать уровень сигнала этого микрофона. В тот момент, когда система звуковоспроизведения начнет возбуждаться, постарайтесь снять это возбуждение главным эквалайзером. После этого попробуйте еще раз добавить уровень. Повторяйте эту операцию до тех пор, пока на эквалайзере не выстроится требуемая характеристика.
Благодаря своей простоте этот метод коррекции звучания помещения очень популярен. Однако он может приводить к гиперэквализации звучания. К тому же, микрофоны, расположенные на сцене, находятся в несколько других акустических условиях, чем контрольный микрофон, поэтому найденная таким образом корректирующая характеристика эквалайзера не может гарантировать линейности настройки мониторной системы, что может стать причиной ее самовозбуждения. Для устранения этого самовозбуждения в условиях гиперэквализации приходится ослаблять те спектральные составляющие, уровень которых находится на своем нижнем пределе, в результате чего звучание основной системы звуковоспроизведения становится совершенно безжизненным. Чтобы избежать влияния этого явления, необходимо учитывать его при настройке эквалайзеров мониторной системы.
При настройке главного эквалайзера располагайте контрольный микрофон немного в стороне от оси симметрии зала.
2. Характеристику звучания основной системы звуковоспроизведения с учетом влияния помещения можно настроить с помощью контрольной фонограммы. В качестве подобной фонограммы можно использовать высококачественную магнитную запись или компакт-диск с записью музыки, звуковой баланс которой вам хорошо известен. Опираясь на это звучание, можно по памяти выстроить амплитудно-частотную характеристику главного эквалайзера. Однако для того, чтобы настраивать эквалайзер таким способом, надо иметь стабильную слуховую память и фотографически помнить звучание контрольной фонограммы.
3. Попросите кого-нибудь подняться на сцену и произнести в микрофон какую-либо фразу. Выведете систему на максимальную громкость и слушайте внимательно частотные призвуки. Те частоты, на которых система будет звенеть, должны быть ослаблены эквалайзером, так как именно на этих частотах возможно возбуждение системы звуковоспроизведения.
4. Этот метод основан на применении генератора розового шума. Розовый шум представляет собой сумму колебаний со всеми частотами, находящимися в диапазоне 20 Гц - 20кГц. и имеющими равномерное энергетическое распределение по всему спектру. Спектральный состав шумов очень трудно определять на слух, поэтому для такого типа настройки необходим анализатор спектра. Расположите микрофон способом, описанным в первом примере, и установите систему звуковоспроизведения на максимально возможный уровень громкости, при котором она не будет возбуждаться. Затем отключите микрофон и включите в этотканал генератор розового шума. После этого заглушите этот канал и установите его регулятор уровня в максимальное положение. В этой ситуации распределение призвуков помещения очень просто обнаружить, если включать этот канал на короткий промежуток времени и слушать звук, остающийся в помещении после его выключения. Подбором настройки главного эквалайзера вы добиваетесь исчезновения этих призвуков до тех пор, пока не появится возможность установить в системе требуемый уровень громкости. Что касается анализатора спектра, то, подключив к его входу измерительный микрофон, располагаемый там же, вы сможете корректировать амплитудно-частотную характеристику помещения и системы звуковоспроизведения, добиваясь ее линейности при максимально возможном уровне громкости. Преимуществом этого метода настройки является то, что в нем вы используете предельно близкую имитацию громко звучащей музыки, имея возможность что-либо определять количественно.
5. Для этого метода настройки необходим анализатор спектра с памятью и измерительная фонограмма. Вместо измерительной фонограммы можно использовать любую достаточно качественную запись, звучание которой вам хорошо известно, а если в вашем анализаторе спектра режим памяти не предусмотрен, можно записывать состав спектра на бумажке. Сначала вы подключаете вход анализатора спектра к выходу магнитофона или проигрывателя компакт-дисков так, чтобы в цепи подключения отсутствовали возможные частотные корректоры, и, включив подходящий участок фонограммы, снимаете показания спектроанализатора или запоминаете их. Затем, установив в центре зала измерительный микрофон и подключив его ко входу спектроанализатора, вы снова включаете тот же фрагмент, но на этот раз вы прослушиваете его звучание через систему звуковоспроизведения с максимальным уровнем громкости и снова снимаете показания спектроанализатора. Сравнив между собой эти показания, вы можете очень точно оценить изменение спектрального состава, вносимое помещением и системой воспроизведения звука. Если вы обнаружите, что возникшее усиление или ослабление звука на какой-либо частоте составляет определенное число децибел, вы легко сможете компенсировать такое отклонение главным эквалайзером, ослабив или усилив сигнал на той же частоте на то же количество децибел. Можно также просто пытаться компенсировать эту разницу эквалайзером, постоянно сравнивания спектр получающегося сигнала с исходным до тех пор, пока эти спектры не совпадут.
Вместо измерительного микрофона анализатора спектра предпочтительнее пользоваться микрофоном, аналогичным применяемым на сцене, так как получаемая в этом случае настройка оказывается более адекватной характеристике звучания зала и системы звуковоспроизведения. При проведении настройки системы звуковоспроизведения с помощью анализатора спектра необходимо учитывать, что характеристика звучания будучи линейной в отношении микрофона, вовсе не обязана быть линейной для слухового восприятия. При применении подобных способов настройки в звучании системы будет ощущаться некоторый недостаток высоких и низких частот, поэтому с их помощью можно определить лишь исходную позицию настройки эквалайзера, наиболее удобную для дальнейшей более тонкой настройки. Так что в конечном итоге настройка все равно производится на слух, а анализатор спектра – это всего лишь удобный прибор для оценки акустических характеристик звука. Он может упростить работу звукооператора, но не может выполнить ее вместо него. В конце концов ведь не анализаторы спектра приходят слушать концерт. Проводя настройку системы звуковоспроизведения с помощью спектроанализатора, не следует упускать этот фактор из внимания.
Если ваш опыт в настройке систем звуковоспроизведения недостаточно богат, то тогда эту настройку лучше всего проводить первыми тремя методами, пока вы не научитесь различать дефекты звучания систем воспроизведения на слух. А этому так или иначе все равно придется научиться.