Основные элементы языка pascal
СРЕДА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ
Интегрированная среда разработки (ИСР = IDE) -комплекс программных средств для разработки ПО.
Состав ИСР:
1) текстовый редактор – редактор для набор и редактирование текста на ЯП (подсветка элементов кода, синтаксиса);
2) транслятор – программа для преобразования программы с ЯП (исходный код) в объектный код (файл из 0 и 1) + диагностика ошибок:
интерпретатор | компилятор |
Basic (ранние версии): - читает исходный текст программы по одной строке за раз; - выполняет эту строку; - только после этого переходит к следующей. Java: - исходный текст программы сначала конвертируется в промежуточную форму, а затем интерпретируется; - программа также интерпретируется в процессе выполнения. | - читает сразу всю программу и конвертирует ее целиком в объектный код, т.е. транслирует исходный текст программы в форму, более пригодную для непосредственного выполнения компьютером. Объектный код также называют двоичным или машинным кодом. Когда программа скомпилирована, в ее коде уже нет отдельных строк исходного кода. |
преимущества | |
- возможность работы в интерактивном режиме; - отсутствие необходимости перекомпиляции исходного кода после внесения изменений и при переносе кода на другую платформу; | - компиляция программы выполняется один раз; - наличие компилятора на устройстве, для которого компилируется программа, не требуется; |
недостатки | |
- низкая производительность (машинный код исполняется процессором, а интерпретируемый код — интерпретатором; машинный код самого интерпретатора исполняется процессором); - необходимость наличия интерпретатора на устройстве, на котором планируется интерпретация программы; - обнаружение ошибок синтаксиса на этапе выполнения (актуально для чистых интерпретаторов). | - компиляция — медленный процесс; - при внесении изменений в исходный код, требуется повторная компиляция. |
3) средства автоматизации сборки;
4) отладчик (debugger) – программа для поиска ошибок в программном коде;
5) система управления версиями;
6) инструменты для упрощения разработки интерфейса пользователя;
7) стандартные заготовки («мастера»);
8) возможность визуального редактирования интерфейса программы;
9) браузер классов, инспектор объектов и диаграмму иерархии классов…
Интерактивная среда –работает в режиме постоянного общения с пользователем.
Среды разработки для языка Pascal: Turbo Pascal, QuickPascal, Visible Pascal, Lazarus, FreePascal
Среда разработки PascalABC.NET 3.1
Официальный сайт:
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЯЗЫКА PASCAL
АЛФАВИТ языка - совокупность всех допустимых символов, которые можно использовать в языке.
Алфавит языка Pascal:
- прописные и строчные буквы латинского алфавита от A до z;
- символ подчеркивания ( _ );
- арабские цифры 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9;
- специальные одиночные знаки: + – * / = < > . , : ; ^ $ # @;
- специальные парные знаки: [ ] ( ) { } ;
- составные знаки : < = > = < > .. ( * * ) ( .. ).
ЛЕКСЕМЫ – конечные символы, по умолчанию известные в ЯП.
Лексемы ЯП Pascal:
- спецсимволы: := + = *;
- ключевые слова: begin, end, if, for…;
- идентификаторы (имена): a, b1, Number;
- константы: 2, 'ABC', #5;
- комментарии: {...} (*...*) //...
Программа работает с данными.
В языке Pascal любая переменная перед использованием должна быть описана.
Обычно переменные описываются в разделе описаний.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:
program имя программы; | заголовок программы (не является обязательным) |
uses модуль1, модуль2; | раздел подключения модулей (может отсутствовать) |
varописание переменных; | раздел описаний (типов, меток, констант, переменных, процедур, функций) |
begin | начало раздела операторов |
оператор1; оператор2; … операторN; | операторы отделяются символом «точка с запятой» |
end. | конец раздела операторов и символ «точка» |
ИДЕНТИФИКАТОР – лексема, служащая в качестве имен любых программных объектов: программ, модулей, процедур, функций, типов, переменных и констант.
Идентификатор - любая последовательность латинских букв или цифр, начинающаяся с буквы. Буквой считается также символ подчеркивания "_".
Примеры простых программ:
program Hello; begin writeln ('Hello World!'); end. | program Vichislenie; var a, b : integer; begin write ('Введите число '); readln (a); b:=a*a; writeln ('Квадрат этого числа = ',b); end. |