Распределение ресурсов между задачами (процессора) и процессами.

После запуска программы на исполнение создается соответствующий процесс, в который выделяются ресурсы ЭВМ, а именно: каждый процесс получает адресное пространство в ОЗУ, время процессора и доступ к устройствам ввода/вывода. Процесс могут породить ОС, пользователь или другой процессор. Т.к. процессор распределяет время для выполнения различных процессов, возникает иллюзия многозадачности. Спец. Программа, «планировщик», является частью ОС, распределяющей ресурсы между процессами. Процессы конкурируют за ресурсы ЭВМ. Ресурсы распределяются с учетом приоритета процесса. ↑приоритет – компоненты ОС, ↓ - программы пользователя.


25.Интерфейс. Виды интерфейса пользователя.

Под интерфейсом понимается совокупность различных характеристик какого-либо устройства, определяющих организацию обмена информацией между этим устройством и микропроцессором.

Интерфейс пользователя — разновидность интерфейсов, в котором одна сторона представлена человеком (пользователем), другая — машиной/устройством. Представляет собой совокупность средств и методов, при помощи которых пользователь взаимодействует с различными, чаще всего сложными, машинами, устройствами и аппаратурой.

· Визуальный (умозримое) интерфейс пользователя;

· Текстовый интерфейс пользователя (в частности, интерфейс командной строки, осн. инструмент упр-я – компьютер);

· Графический интерфейс пользователя (для работы мб использованы и клавиатура, и манипулятор, и мышь, основано на взаимодействии активных(курсор мыши) и пассивных (граф.эл-ты управления приложениями-значки, строки меню, кнопки) экранных элементов управления.

Все ПУ должны работать согласованно с центральными устройствами. Это возможно только в случае совместимости их интерфейсов. В случае несовместимости интерфейсов двух устройств используют контролеры (состав: схемы сопряжения и регистры, используемые для временного хранения информации). Контролеры реализовывают два интерфейса: с системной шиной (для всех интерфейсов одинаков), с ПУ (для каждого свой). Интерфейс ПУ включает линии для передачи данных и линии для передачи сигналов управления. Интерфейс системной шины – линии для передачи данных, адреса, управленческого сигнала.


26.Файловая система ОС.

Файл – именованная конечная область на диске (другом внешнем носителе), содержащая информацию. На 1 физическом жестком диске может размещаться 1 или несколько логических дисков.

Схема

Каждый логический диск содержит программный код для загрузки ОС. Область данных содержит файлы и каталоги ОС и пользователя. Нумерация дисков: А..В.. – дисководы для дискет, С..D.. – логические диски для жестких дисков.

Часть ОС, которая обеспечивает хранение файлов на диске и доступ к ним, называется файловой системой. Минимальная единица хранения на жестком диске – кластер. Местоположение определяется двумя способами адресации – пользовательским (пользов. имя адресации): C:\K1\K2\..\f1.doc и аппаратным: содержит номер диска, стороны, дорожки, сектора. Определяет действительное положение файла. Преобразование пользовательского адреса в аппаратный осуществляется файловой системой ОС.

Действия с файлами:

· Создание (за файлом закреплено 1 название и закреплено свободное место)

· Открытие (поиск файла на диске и выделение памяти в ОЗУ)

· Закрытие (сохранение текущего состояния файла, в конце файла записывается признак конца файла)

· Модификация (изменение содержимого файла)

· Копирование, перемещение

· Переименование (закрепление нового имени)

· Удаление («освобождение» места на диске, ОС забывает файл, но он остается)

Файлы могут иметь разные расширения: Файловая система ОС по имени файла определяет физическое расположение его частей, наличие свободного места и выделяет это место для нового файла. Скорость выполнения этой операции зависит от самой ФС. FAT – истор. первая, NTFS – более современная.

27.Среда VB. Проект. Структура проекта. Интерфейс программы. Элементы управления.

Microsoft Visual Basic — язык программирования, а также интегрированная среда разработки программного обеспечения, разрабатываемое корпорацией Microsoft.

Visual Studio 2005 является средой визуального программирования. Она позволяет разработчику прямо на экране конструировать интерфейс приложения, используя стандартные компоненты. Visual Basic 2005 поддерживает событийно - управляемое программирование. При таком подходе разработка программы заключается в создании фрагментов программных кодов, каждый из которых связывается с определенным событием. Событие – это любое действие пользователя: щелчок кнопкой мыши, ввод текста, изменение размеров или положения окна и т.д. В результате создается не одна большая программа, а приложение, состоящее из набора взаимосвязанных подпрограмм. Среда разработки программ Visual Basic 2005 содержит все необходимые инструменты для проектирования, запуска и отладки программ. Она позволяет упростить процесс создания программных приложений. Среда Visual Basic 2005 включает в себя средства построения интерфейса программ, редактор кодов, отладчик, а также множество дополнительных инструментов. Приложение, разработанное в среде Visual Basic 2005, называется проектом. Проект включает в себя информацию об интерфейсе программы и программные коды для обработки различных событий.

Панель элементов управления состоит из различных разделов, в которых расположены элементы управления, доступные в данный момент разработчику. Рассмотрим эти разделы:

• All Windows Forms (Все элементы управления) – в этом блоке собраны все доступные элементы управления. Как правило, элементы управления расположены в алфавитном порядке;

• Common Controls (Основные элементы управления) – в этом блоке хранятся наиболее часто используемые элементы управления;

• Containers (Контейнеры) – блок объединяет элементы управления, которые могут содержать в себе другие элементы управления;

• Menus & Toolbars (меню и панели инструментов) – содержит такие элементы управления как обычное и контекстное меню, панели инструментов и строка состояния;

• Data (Данные) – в этом блоке собраны элементы управления, предназначенные для организации доступа к данным и источникам данных.

• Components (Компоненты) – в этом блоке хранятся элементы, которые позволяют выполнять мониторинг файловой системы, запись информации об ошибках, возникающих в процессе выполнения приложения и так далее;

• Printing (Печать) – содержит элементы управления, которые используются для организации печати;

• Dialogs (Диалоговые окна) – блок объединяет стандартные диалоговые окна: открытия и сохранения файла, настройки шрифта и цвета;

• General (Общие) – в этом блоке расположены специальные управляющие элементы.

Создание любого приложения в Visual Basic 2005 начинается с создания проекта. Проектом называется совокупность файлов, входящих в состав приложения и хранящих информацию о его компонентах. Чтобы создать новый проект необходимо выполнить следующие действия.

1. Запустить Visual Basic 2005.

2. Выбрать команду Create Project из стартового окна Start Page или, закрыв стартовое окно, выбрать команду New Project из меню File.

3. Открывшееся окно создания нового проекта (рис. 11) состоит из двух частей. В левой части надо выбрать тип проекта (Project Types). Здесь определяется язык программирования, на котором будет написан программный код 17 будущего проекта. В этом окне надо выбрать язык Visual Basic и указать тип приложения – Windows. По строке Windows необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши. В правой части окна выводится список шаблонов приложений (Templates). В этом списке надо выбрать шаблон Windows Application.

4. В поле Name надо указать имя будущего проекта. Имя лучше всего строить в соответствии с правилом имен (см. раздел 4.1). Имя следует записывать без пробелов, скобок и знаков препинания. Как правило, проект хранится в папке, имя которой совпадает с именем проекта.

5. В поле Location указывается место физического расположения папок проекта на жестком диске.

6. Если рядом со словами Create directory for solution стоит галочка, ее нужно снять.

7. После заполнения всех полей надо нажать кнопку «Oк».

28.Структура программы на VB. Переменные. Типы данных. Структурированные типы данных.

1. Обычно текст программы на языке VBA начинается с опций, которые управляют описанием переменных, способом задания индексов массивов и т.п. Затем следуют объявления глобальных переменных или констант для данного модуля, то есть таких переменных, которые можно использовать во всех процедурах модуля. Далее непосредственно располагается текст функций и процедурсоставляющих саму программу. Например:
Начало модуля

Private Sub
‘ Опции VBA(Option Base 1, Option Explicit)
‘ Определения констант (Const PI As Double = 3,1415, Const MS = 20)
‘ Определения переменных (Dim x As String * 10, Dim IJ As Integer)
‘ Далее следуют функции и процедуры
(Function F(x), F = 2*PI*x, End Function)
Sub My_Pr()
Z = F
MsgBox”otv = ”&Format(z)
End Sub

Конец модуля

2. Переменные в Visual Basic объявляются оператором Dim после которого указывается ключевое слово As и тип переменной. Если тип опущен, то переменная объявляется как Variant. Если не указать конструкцию Option Explicit в разделе деклараций, то явного объявления переменных не требуется и они автоматически будут созданы при первом использовании. Данное поведение может привести к снижению скорости выполнения программы, так как необъявленные переменные будут иметь тип Variant, а также возможны логические ошибки, связанные с неверным вводом имени имеющейся переменной или риска конфликтов в приложении, когда область определения переменной не совсем ясна.

Правила задания переменной:

· Начинаются с буквы, далее – неважно

· Не должно содержать спец. символов (искл. - )

· Имя переменной не должно совпадать с именами встроенных процедур и функций, ключевых слов

Тип данных – способ хранения и предоставления данных в компьютерной системе.

· Числовые

ü Целые:

Ø Со знаком (sbyte – 1б, short -2б, integer – 4, long – 8)

Ø Без знака (byte – 1, ushort – 2, uinteger – 4, ulong – 8)

ü Вещественные:

Ø С фиксированной точкой (Decimal -16)

Ø C плавающей точкой (String – 4, Double – 8)

· Нечисловые

ü Символьные (chart, string)

ü Boolean, date, object

Структурированный тип данных – это тип данных, который позволяет в одной величине хранить одновременно несколько значений. К таким типам данных VBA относятся массивы и пользовательские типы данных.

Массив – упорядоченный набор фиксированного количества некоторых значений (компонент массива) одного и того же типа. Все компоненты пронумерованы. Индивидуальное имя получает весь набор, а для компонента этого набора определяется лишь порядок их следования и общее количество. Каждый компонент массива может быть обозначен путем указания имени массива, за которым следует взятый в скобки индекс. В зависимости от количества индексов массивы делятся на одномерные и многомерные. По типу хранения информации выделяют статистические (размер массива задается 1 раз и не может быть изменен в процессе выполнения программы) и динамические (размер может быть изменен) массивы. Нижняя граница индекса в одномерном массиве -0. При описании в скобках указывается верхняя граница.


29. Операторы языка VB.

Оператор присвоения:

· Знак равенства (=) используется для присвоения значения переменной. Также возможно использование ключевого слова Let перед именем переменной;

· Многократное присваивание, так как это реализовано в языке C, невозможно. A = B = C не означает, что A, B и C будут иметь равные значения.

Арифметические операторы:

· сложение (+), вычитание (-), умножение (*), деление (/)

· возведение в степень (^). Пример: 2 ^ 3 = 8

· целочисленное деление (\)

· деление по модулю (Mod) (возвращает остаток по модулю).

Операторы сравнения:

· равенство (=);

· больше, чем и меньше, чем (> и <);

· больше или равно и меньше или равно (>= и <=);

· не равно (<>)- Пример: If nVar <> 10 Then;

· сравнение объектов (Is). Определяет, ссылаются объектные переменные на тот же объект или на разные - Пример: If obj1 Is obj2 Then;

· оператор подобия (Like). Сравнивает строковый объект с шаблоном и определяет, подходит ли шаблон - Пример: If strEmail Like "*@*.*" Then.

Логические операторы:

· логическое И (And);

· логическое ИЛИ (Or);

· логическое отрицание (Not);

· логическое исключение (Xor) — в выражении E1 Xor E2 возвращает True, если только E1 = True или только E2 = True, иначе — False;

· эквивалентность (Eqv) ;

· импликация (Imp).

Операторы конкатенации:

· Оператор (+) используется для конкатенации строк. Если обе части выражения имеют символьный тип, то операция склеивания строк будет успешной. Если одна из частей выражения, имеет числовой тип, но другая часть не может быть корректно преобразована к числу, то возникает ошибка приведения типов. Чтобы не допустить таких ситуаций, рекомендуется использовать соответствующие операторы для конвертации типов или применять оператор (&) для соединения строк;

· Оператор (&) производит автоматическое преобразование выражений и значений в строковой тип. Например, выражение str = "10" & 20 даёт результат "1020", а не "30". Если бы использовали оператор (+) в данном выражении, то VB привел бы выражение "10" к числовому типу 10, и в случае успеха, произвёл бы арифметическое сложение.


30.Способы организации циклов, примеры.

· Цикл с известным числом повторений: for..next

For имя переменной=зн1 (начальное значение переменной (параметра)) to зн2(конечное) [step зн3] (шаг изменения параметра, по умолчанию 1)

Операторы { тело цикла}

[ Exit for] – преждевременный выход из цикла

[continue for] – переход на следующий шаг цикла

Next

· Цикл с условием Do..Loop

· Условие true в начале цикла (с предусловием, работает, если усл=true и прекращает работу, если усл=false. Мин число повторений= 0) do while условие →блок операторов→loop

· Условие true в конце цикла (с постусловием, Мин число повторений – 1) do → блок операторов→loop while условие

· Условие false в начале цикла (цикл работает, если усл=false и прекращает работу, если усл=true. Мин число повторений =0) do until условие →→loop

· Условие false в конце цикла(мин число повторений =1) do →→loop until условие

31.Подпрограмма. Виды подпрограмм. Способы описания и вызова подпрограмм.

Любую сложную задачу можно представить как совокупность взаимосвязанных более простых подзадач. Как правило, решение каждой подзадачи оформляется в виде самостоятельного законченного фрагмента – кода подпрограммы. Такой фрагмент называется подпрограммой.

Делятся на 2 класса:

· процедуры (делятся на общие и обработки событий);

· функции.

Процедура – самостоятельная часть кода, имеющая имя и параметры, выполняющая некоторую последовательность действий и изменяющая свои параметры. Процедура обработки события вызывается ОС, а общая процедура начинает работать только после ее явного вызова. После ее выполнения происходит автоматический возврат в то место программы, откуда была вызвана процедура.

Private|Public Sub Имя процедуры (список входных/выходных параметров)→

End Sub

Функция – подпрограмма, имеющая имя и вычисляющая на основе параметров (аргументов) некоторые значения, которые затем передаются вызывающей программе.

Private|Public Function Имя Функции (список входных/выходных параметров) As ТипФункции→

Return результат →

End Function

Область видимости определяет, к какому классу принадлежит подпрограмма (к классу локальных/глобальных подпрограмм). Подпрограмма локальна, если она доступна (видна) только внутри данного модуля и не может быть вызвана из других модулей. Глобальна – если может быть.

Параметры, указанные в заголовке подпрограммы, являются формальными. При вызове подпрограммы на их место подставляются фактические параметры. При этом имена фактических и формальных могут не совпадать. Параметры подпрограмм – входные (переменные, значения которых должны быть известны до начала работы подпрограммы и используются в процессе ее работы) и выходные (которые вычисляются или изменяются в процессе работы подпрограммы).

32. Параметры подпрограммы. Назначения и требования к параметрам подпрограмм.

Параметры, указанные в заголовке подпрограммы, являются формальными. При вызове подпрограммы на их место подставляются фактические параметры. При этом имена фактических и формальных могут не совпадать. Параметры подпрограмм – входные (переменные, значения которых должны быть известны до начала работы подпрограммы и используются в процессе ее работы) и выходные (которые вычисляются или изменяются в процессе работы подпрограммы). Существует два режима передачи параметров в подпрограмму: по значению (ByVal) и по ссылке(ByRef).

Если параметр задается как ссылка, то вызванная подпрограмма получает физ.адрес памяти, передаваемой переменной. При передаче параметра по ссылке можно изменить его значение. Т.к. вызываемая и вызывающая подпрограммы обращаются к одной и той же области памяти, значения переменной для них идентичны. При передаче параметра в качестве значения в подпрограмму передается копия этого значения. Эта копия размещается в другом месте памяти и существует только во время работы подпрограммы. При передаче параметра по ссылке изменение значения сохраняется. По значению – нет.

Наши рекомендации