Решение задач 78—89 из учебника
Задача 78.Это задача на пояснение темы нового листа определений. После её решения можно поговорить о том, на какие процессы из жизни похоже склеивание цепочек вообще и склеивание с пустыми цепочками в частности. Например, ребёнок проводит выходной: утром помогает маме, днём делает уроки, вечером гуляет. Каждая из перечисленных частей, с одной стороны, выглядит обособленно, а с другой — сама представляет собой цепочку различных действий. На следующий день эти цепочки склеиваются и начинают восприниматься как одна общая последовательность различных действий. Если ребёнок днём не делал ничего, то этот промежуток времени просто исчезает; так же дело обстоит и с пустыми цепочками. Последний пример на склеивание моделирует ситуацию «пустой день», когда ребёнок до обеда ничего не делал и после обеда тоже ничего не делал. Такие дни часто вообще выпадают из памяти, как будто их не было вовсе.
Задача 79. Если перевести условие этой задачи с формального языка на обычный, получается, что здесь нужно придумать любой пример на склеивание двух цепочек равной длины. Решений здесь, конечно, много. В качестве аргументов подойдут даже две пустые цепочки. Основная трудность этой задачи — правильно понять, что здесь требуется сделать.
Задача 80. Эта задача содержательно готовит ребят к выполнению операции, обратной операции склеивания цепочек. Эту операцию мы условно будем называть разрезанием. При этом детям не придётся самим рисовать цепочки, что облегчает решение. Тем не менее задача не из простых, ведь придётся искать аргументы в большом мешке. Кто-то из детей может растеряться или запутаться, таким можно подсказать стратегию решения. Одна из стратегий состоит в том, чтобы сначала рассмотреть все цепочки и выделить из них, во-первых, цепочки, которые могут быть первым аргументом склеивания, и, во-вторых, цепочки, которые могут быть вторым аргументом. В первой группе оказываются цепочки: А, Б, В, Д. Во второй группе оказываются цепочки: Ж, Д, Г. Цепочки, которые не попали ни в одно из множеств, можно сразу вычеркнуть — для построения решения они точно не подойдут. Теперь для каждого первого аргумента будем искать второй так, чтобы в результате склеивания получалась цепочка П (или наоборот). Удобно для начала сориентироваться по длине цепочек. Так, для цепочки А нужен второй аргумент длины 3, а среди вторых аргументов такого не оказывается, значит, цепочку А можно вычеркивать. Затем по очереди проверяем цепочки Б, В и Д. Оказывается, что решение можно построить с цепочкой Д в качестве первого аргумента.
Задача 81.Напомните ребятам о том, что в начальной позиции Робика могут уже содержаться закрашенные клетки (например, потому, что Робик закрасил их раньше, выполняя на этом же поле другую программу). Программа Ф довольно длинная, но результат её предсказуем — Робик закрашивает на поле все белые клетки.
Решение задачи:
Задача 82 (необязательная).Возможно, кто-то из ваших ребят не знает, что означает слово «сапсан», значит, есть повод заглянуть в словарь. Это слово есть в нашем толковом словаре, который находится на странице 102. Чуть позже детям придётся работать с ним вплотную, а сейчас можно только познакомиться.
Задача 83. На примере этой задачи ребята вспомнят все правила расстановки слов в словарном порядке, в частности случай, когда одно слово является частью другого и когда в слове встречается дефис.
Ответ:ГАДОСТЬ
ГДЕ
ГДЕ-НИБУДЬ
ГДЕ-ТО
ГОД
ГОДНЫЙ
ГОДОВОЙ
ГРОМ
ГРОТ
ГРОХОТ
ГРОШ
Задача 84. Это первая задача на склеивание цепочек букв. Детям такие задачи покажутся несложными, ведь в результате получаются осмысленные слова, которые можно быстро записать (а не перерисовать бусины по одной, как с цепочками бусин). Для нас эти задания важны как связующие с курсом русского языка. Изучением частей слова занимается наука «морфология». В примерах на склеивание мы тоже в основном стараемся составлять слово не из каких попало частей, а осмысленно с точки зрения русского языка. Так, в первом примере приставка приклеивается к слову и получается новое слово, а во втором — к корню приклеивается суффикс с окончанием. В третьем примере слово состоит из одного корня, поэтому склеивается с пустой цепочкой (хотя при желании можно считать, что это пустая приставка).
Задача 85.Здесь детям впервые придётся выполнить операцию, обратную склеиванию (разрезание). Здесь также впервые дети могут задуматься о том, что склеивание разных пар цепочек может приводить к одному результату. С подобной ситуацией ребята сталкиваются и на других уроках. Например, одно число можно представить в виде нескольких различных сумм. Стоит обсудить вопрос о том, почему в одной задаче получается несколько правильных ответов. При выполнении операции склеивания цепочек у всех получался один ответ, а здесь ситуация совершенно иная. Интересно послушать, как объясняют это учащиеся.
Тем, кто справился с решением задачи быстро, можно предложить нарисовать ещё одну или несколько пар аргументов, в результате склеивания которых получается цепочка М, но уже с дополнительными условиями. Например, так, чтобы один из аргументов был пустой цепочкой или в каждой из цепочек-аргументов число круглых (или квадратных) бусин было одинаково.
Задача 86.Задача несколько напоминает задачу 80, но сложнее, ведь здесь и результат склеивания придется искать в мешке. Набор цепочек такой, что несложно сразу выделить среди него цепочки, которые могут быть результатами. Поскольку длина самой короткой цепочки в мешке равна 4, в цепочке-результате должно быть не меньше восьми бусин, а таких цепочек в мешке три: П, Т и Х.
Ответ: если к цепочке Р приклеить цепочку Ф, получится цепочка Х.
Задача 87. Словарный порядок слов в цепочке устанавливается по вторым буквам слов. Если кто-то из детей проигнорирует необходимость расстановки слов в словарном порядке, в одном месте он натолкнётся на неоднозначность заполнения (пара ВКУСНЫЙ — ВЛАЖНЫЙ), в остальных случаях окна в словах заполняются однозначно.
Задача 88. Наблюдательные дети, скорее всего, сразу поймут, что оба утверждения могут выполняться только в одном случае — если цепочка Ф пустая. Остальные придут к этому выводу постепенно, в ходе проб и ошибок.
Задача 89 (необязательная). После решения предыдущей задачи детям уже понятно, что первое и третье утверждения выполняются одновременно, только если цепочка Б пустая. Если к этому добавить второе утверждение, оказывается, что все три цепочки должны быть пустыми.
Контрольная работа 1
В качестве обязательных в этой контрольной работе детям предлагается пять задач — задачи 1—4 и одна из задач: 5 или 6. Оставшаяся задача — необязательная. Если класс не очень сильный, можно ограничить объём обязательных задач задачами 1—4, а задачи 5, 6 предложить в качестве необязательных.
Задача 1. Ответов здесь может быть много, в зависимости от того, сколько раз Робик в ходе выполнения программы возвращается. Приводим самые короткие программы (из пяти команд). Таких для каждого варианта имеется лишь две:
Но возможны и более длинные программы.
Задача 2. В задаче все бусины, кроме первой, раскрашиваются однозначно. Первая бусина цепочки не может быть зелёной и красной для варианта 1 и зелёной и синей для варианта 2. Поскольку первая бусина может быть разных цветов, мы в ответе оставили её нераскрашенной, хотя дети должны её раскрасить в один из цветов.
Решение задачи:
Задача 3. Правильных ответов настолько много, что приводить какой-то один или даже несколько просто бессмысленно. В каждой конкретной работе необходимо проверить истинность всех приведённых утверждений. Листьями в дереве Z (в первом варианте) могут быть не только согласные, но и гласные. Важно только, чтобы все согласные были листьями. Аналогично во втором варианте согласные тоже могут быть листьями, но все гласные должны быть листьями.
Задача 4. Задача стандартного уровня на проверку умения выполнять склеивание цепочек. В частности, в этой задаче ребятам встретится случай склеивания с пустой цепочкой.
Задача 5. Задача на выполнение операции, обратной склеиванию, — на «разрезание» цепочки. Сложность её в том, что детям придётся придумать соответствующие слова русского языка. Скорее всего, детям придут в голову составные слова, корни в которых соединены гласной О, например ЛЕСОПИЛКА, БРАКОДЕЛ и т. д. Однако можно придумать и другие варианты. При этом полезно помнить, что в русском языке достаточно предлогов и других однобуквенных частей речи (они ведь тоже являются словами русского языка). Например, подойдет такое решение: В-О-ДА = ВОДА.
Задача 6.Задача на проверку умения упорядочивать слова в словарном порядке.
Вариант 1. Вариант 2.
Урок «Выравнивание, решение необязательных и трудных задач»