Рисуем с мамой в удовольствие
Он совсем не рисует! Как часто приходится слышать это от расстроенных родителей. Ну как же так? Купили ему мольберт в Икее, выдали арсенал фломастеров и разных красок (даже модные пальчиковые), наборы трафаретов и печатей... И что? Пальчиковые краски вымазал на себя, листы бумаги замалевал густо одним цветом, почиркал фломастером и сказал, что ему надоело. А как же творчество? Что делать, неужели мой ребенок совсем не любит рисовать? Может быть, посадить его за раскраски, будет больше толку?
Интересно, что жаждут увидеть родители на выходе - пейзажи, человечков, солнышко? Что вкладываем мы в слово "рисовать", когда говорим о детском творчестве, и почему нас так расстраивают тонны покрытой ровным слоем черной краски макулатуры? Давайте вспомним, прежде всего, о том, что суть творчества - это процесс выражения себя, выплескивания полученных ранее впечатлений, эмоций. При помощи творчества мы отражаем все богатство окружающего мира, преломленного в нашем восприятии. С этой точки зрения, напрашивается вопрос - а так ли важны сами по себе результаты творческой деятельности? Стоит ли перед нами задача научить ребенка рисовать, скажем, лошадку (по сути, воспроизводить из памяти некий готовый шаблон) или же нам важнее научить ребенка выражать себя посредством рисования, дать ему в руки еще один инструмент познания себя? В зависимости от того, какой ответ нам ближе, будет различаться и тактика наших занятий с малышом. В первом случае мы, скорее всего, начнем обучение ребенка с воспроизведения простейших форм - линий, круга, квадрата, покажем ему, как при помощи сочетания линий и кругов можно схематично изображать предметы, предложим ему простые картинки для раскрашивания. Только вот к творчеству это будет иметь весьма опосредованное отношение. Если же мы хотим, чтобы в рисовании наш ребенок смог выразить частичку себя, почувствовать себя творцом, создающим мир вокруг себя, выплеснуть свои эмоции, в том числе, негативные, снять напряжение, тогда запаситесь терпением. Здесь нет немедленных результатов, и вы вряд ли сможете похвастаться чем-то своим знакомым - по крайней мере, в начале. И что немаловажно, приготовьтесь, что на этом пути именно вы станете проводником ребенка в мир творчества. Сам он вряд ли вдохновится от очередной пачки фломастеров, мелков или цветной бумаги.
Итак, мы договорились, что рисование - это всего лишь один из инструментов выражения себя, а раз так, то инструмент этот нужно познать со всех сторон, им нужно научиться пользоваться, и не всегда это происходит само собой.
Лучше всего начать первые опыты с красками в ванной - держите всегда под рукой небольшие пластиковые емкости под краску, маленькие губки, тряпочки, толстые кисти. Вместо специальных пальчиковых красок можно использовать медовую акварель и гуашь. Дайте ребенку возможность исследовать текстуру краски, познакомиться с ее свойствами - пусть он пробует рисовать пальчиком прямо на ванне, кафельной плитке и на себе в первую очередь. На следующем этапе покажите ребенку, что можно, например, закрасить краской часть ванной и рисовать пальчиком, прокладывая "дорожки" на закрашенной поверхности. Научите его макать в краску кусочки губки или тряпочки и покажите, какие следы они оставляют на стенках ванны. Не пытайтесь показать ребенку, что можно нарисовать что-то конкретное - в какой-то момент он сам начнет комментировать свой процесс рисования.
Важно: Постарайтесь удержаться от оценочных суждений в адрес трудов ребенка. Не принуждайте его к предметному рисованию. На первом этапе знакомства с рисованием детям интересны цвет и текстура сами по себе - дайте им свободу в их исследовании.
Интересно, что в какой-то момент дети начинают комментировать свои рисунки в очень интересной манере. Они не говорят, например: "Вот птичка", а комментируют: "Вот летит сова", с упоением замазывая все хаотичными линиями. Дело в том, что малыши воспринимают мир преимущественно через движение, они не мыслят предметными категориями, как взрослые. Поэтому с детьми имеет смысл рисовать как летит самолет, как капает дождь, как дует ветер и качаются деревья, как ползет жучок. Начните сами, комментируя то, что вы изображаете, словами: "Смотри, вот поезд поехал и гудит - уууу", фантазируйте, постарайтесь не сковывать себя никакими ограничениями, и вы увидите, с какой радостью и энтузиазмом ребенок продолжит вашу игру. Если вам кажется, что ребенок не проявляет интереса к рисованию, садитесь рисовать сами - чертите линии, прокладывайте "дороги", закрашивайте. На его вопрос, что вы делаете, с увлечением рассказывайте о процессе. Если ребенок сердит, расстроен, напуган или, напротив, смеется и счастлив - дайте ему краски и предложите нарисовать свое состояние. Опять же, воздержитесь от комментариев. Таким образом, мы вводим в наши игры элементы арт-терапии и учим ребенка выражать себя не топаньем и криком, а более конструктивными способами.
Постарайтесь найти в своем доме место, к которому можно подойти и начать рисовать в любой момент. Лучше всего, если это будет кусок стены в детской или в коридоре, оклеенный листами ватмана. Также подумайте над тем, как вы будете организовать выставку детских работ. Хорошо, если ребенок сможет созерцать некоторое время то, что он изобразил. Можно обойтись магнитами и вешать детские работы на холодильник. Еще один вариант - оклеить часть стены пробковыми обоями и прикреплять рисунки к стене кнопками. А можно протянуть струну для штор вдоль стены и вешать листы бумаги на прищепки для штор.
Ребенок растет и в какой-то момент вдруг начинает рисовать маму, папу, цветы, домики, машины - все, что видит вокруг, одним словом. Как правило, это происходит после 3 лет. Это закономерный этап развития творчества, который ни в коем случае не нужно искусственно торопить. Когда ребенок перешел к предметному рисованию, предложите ему все разнообразие средств самовыражения - штампы, ручки, краски, фломастеры, карандаши. На этом этапе ребенок может также пытаться рисовать (именно рисовать) буквы, цифры, в общем, знаки. Таким образом, он готовится к письму.
Рисунки ребенка могут быть сильно далеки от действительности - по-прежнему, постарайтесь не показывать "как правильно". При этом это вовсе не значит, что вам полагается просто скромно сидеть рядом с ребенком. Напротив, лучший вдохновитель для малыша - это мама творящая, увлеченная своим делом. Заведите себе свой собственный мольберт (возможно, вы даже захотите сами пройти курс рисования у настоящего художника) и рисуйте в свое удовольствие. Не принуждайте ребенка следовать вашему примеру - увидите, он не пройдет мимо, и сеансы рисования с мамой, когда вы творите бок о бок каждый что-то свое, станут вашим излюбленным занятием. В какой-то момент можно попробовать рисовать вместе с ребенком с натуры - ставить необычные натюрморты - например, любимый мячик или ветку сирени в чашке, сначала рассмотрев предмет в мельчайших деталях. Детей постарше можно увлечь рисованием декораций к домашнему театру, раскрашиванием костюмов из бумаги, а можно вместе творить сказку на бумаге, придумывая сюжет по ходу дела.
Многих родителей волнует вопрос, стоит ли водить ребенка в изостудию. Это чаще всего зависит непосредственно от ребенка и его желания погрузиться в атмосферу студии. Конечно, если там царит атмосфера творчества и свободы самовыражения, а во главе всего стоит ее величество игра, то почему бы и нет. В студию, где ребенка будут именно обучать рисованию, законам построения композиции, пропорциям и т.п. раньше школьного возраста водить детей не рекомендуется, именно из-за преждевременного смещения акцентов с процесса творчества на конечный результат.
Такой интересный компьютер!
Ребенок только недавно научился ходить, а его уже, как магнит, притягивает монитор вашего компьютера. Он словно чувствует, что за этим невзрачным ящичком скрывается целый мир, ведь не зря мама или папа уходят туда в буквальном смысле с головой. Стоит ли бороться с этим жгучим интересом, оттягивая знакомство ребенка с компьютером до тех пор, пока это представляется возможным? Наверное, это действительно зависит от того, работают ли родители из дома и насколько часто ребенок видит маму и папу за компьютером. Ведь есть семьи, где родители чуть ли не общаются через Skype друг с другом, сидя в соседних комнатах.
В такой ситуации изолировать ребенка от столь важного в жизни семьи предмета как минимум странно. Да и попросту невозможно. Научите ребенка воспринимать компьютер, прежде всего, как источник информации и откройте для себя новые идеи приятного и познавательного совместного времяпрепровождения с детьми. Кроме того, компьютер может стать палочкой-выручалочкой, если родителям необходимо выделить полчаса на свои дела. При этом постарайтесь не использовать домашний компьютер для показа мультфильмов или компьютерных игр - это позволит с раннего детства сформировать у ребенка правильные установки в отношении работы на компьютере.
Итак, как же можно с пользой и удовольствием проводить время за компьютером с детьми, начиная уже с трехлетнего возраста?
- Старый добрый Word или любой текстовый редактор. Ребенок интересуется буквами и цифрами? Отлично - установите размер шрифта в полстраницы и выберите какой-нибудь яркий цвет - дальнейшее предоставьте ребенку. Печатать на клавиатуре - одно из любимых развлечений детей всего мира. Складывайте простые слова, учитесь писать до того, как ребенок научиться держать в руке карандаш. Возможно, первое в жизни письменное послание вашего ребенка будет написано именно на компьютере.
- Презентации в PowerPoint. Поистине компьютерные презентации стали настоящим спасением для адептов подхода Глена Домана и теории раннего обучения (напомним, что в данном подходе огромное значение отводится регулярной демонстрации ребенку разнообразного визуального материала). Благодаря энтузиастам со всего мира в сети существует бесчисленное множество самых различных презентаций на любые темы - от голосов животных и птиц до таблицы Менделеева. Скачивайте и рассматривайте презентации вместе с ребенком. Для каждого возраста найдется что-то интересное, а с младшими школьниками можно попробовать составлять презентации самостоятельно, познакомив их с основами этой программы. Отчасти это альтернатива традиционным рефератам и стенгазетам. Возможно, ваш ребенок захочет выпускать еженедельную электронную газету о жизни семьи, используя PowerPoint или Adobe Illustrator. Вы зря сомневаетесь в том, что ему это под силу!
- Paint или любой графический редактор. Простой и увлекательный способ занять малыша делом. Загрузите в программу изображение и предложите ребенку его раскрасить разными цветами, используя мышку. Кроме того, хороший тренинг координации «рука-глаз».
- Собственный блог. Дневники вели во все времена. Это мощный способ познания себя и самоанализа, развития рефлексии, структурирования своих мыслей и впечатлений. Только в отличие от бумажного дневника, блог предполагает обратную связь от читателей (членов семьи, как минимум), учит излагать свои мысли ясно и красиво и, что немаловажно, грамотно. Если вы чувствуете, что ваш ребенок еще не дорос до потребности вести свой личный дневник, то предложите ему вести блог о вашей семье или просто записывать в него свои сочинения, стихи, выкладывать фотографии.
- YouTube. Вот уж действительно палочка-выручалочка для уставших родителей. Как извергается вулкан? Что такое художественная гимнастика? Кто поет песню "Пропала собака"? Найти видеоответ на любой вопрос ребенка - согласитесь, заманчиво. Правда, в более сознательном возрасте запросы он будет отправлять сам - осторожно!
- Тематические фотосайты - например, новый ресурс www.LoveMyPlanet.ru, на который фотографы загружают лучшие фотографии со всех уголков земного шара. Изучение географии станет увлекательным виртуальным путешествием - достаточно просто кликнуть по карте и попасть совершенно в другой мир. Отличное дополнение чтению энциклопедий и рассматриванию географической карты.
- Познавательные флэш-игры. В сети существует большое количество совершенно замечательных англоязычных ресурсов, на которых в простой интерактивной форме даже самые маленькие пользователи смогут познакомиться с алфавитом, цифрами, цветами и формами, нотами, научиться читать (по-английски), потренировать свое внимание, логику, память, просто поиграть в веселые игры. Главное, что ресурсы эти совершенно бесплатны - достаточно просто иметь под рукой Интернет.
Самый замечательный из них - www.poissonrouge.com - этот сайт многоязычен.
Также стоит сходить на:
www.barnyworld.ru
www.starfall.com
www.biggreenrabbit.com
www.babytv.com
http://duplo.lego.com/en-us/Games/TrainDriver.aspx