Обработка текстовой информации
Практическая работа 3
Основные приемы работы в MS Word
Цель занятия.Данная работа поможет приобрести основные навыки, связанные с вводом и редактированием текста, вставкой рисунков. Пользователь получит представление о командах форматирования различных объектов документа. В процессе работы студент подготовит небольшой документ (Приглашение), который должен будет выглядеть как на предоставленном образце (рис. 3.1).
Задание 3.1. Настройка окна редактора
Порядок работы
1. Запустите Microsoft Word: Пуск/Программы/Microsoft Word
Сразу после запуска Word автоматически создает новый документ. Прежде чем начать ввод и оформление текста, рассмотрим вопрос о настройке окна Word.
Краткая справка. В окне Word довольно много различных элементов управления. Большинство из них можно включать/выключать. Для удобной работы с документом должны быть включены две панели инструментов, полосы прокрутки и строка состояния. Настроенные один раз параметры окна будут запомнены, поэтому каждый раз вам не придется их настраивать. Вы должны уметь включать эти элементы управления на тот случай, если кто-нибудь, поработав на вашем компьютере, изменит настройку окна редактора.
2. Выберите команду ВидÞПанели инструментовÞНастройка. Появится диалоговое окно со списком доступных панелей инструментов. Убедитесь, что включены две панели – Стандартная и Форматирования и Строка меню (включены – значит, помечены флажками). Все остальные панели инструментов отключите.
3. Если линейка включена, то отключите ее командой ВидÞ Линейка.
4. Выберите команду СервисÞПараметрыÞВид. Убедитесь, что в нижней части диалогового окна, в разделе Окно, включены строка состояния и обе полосы прокрутки (горизонтальная и вертикальная).
Теперь надо установить параметры, влияющие на отображение документа в окне Word. Установим их в расчете на работу с обычным документом, так, чтобы документ на экране был максимально похож на печатный результат.
5. Включите режим отображения, приближенный к печатной копии, выбрав команду ВидÞРазметка страницы.
6. В списке Масштаб панели инструментов Стандартная установите масштаб отображения По ширине страницы (щелкнуть мышкой на значке и выбрать нужный масштаб).
7. Убедитесь, что кнопка отображения непечатаемых символов на панели инструментов Стандартная находится в нажатом состоянии. Если нет, нажмите ее. Во время работы с документом вы должны видеть маркеры абзацев и другие спецсимволы – так удобнее оформлять документ.
Задание 3.2. Ввод текста
Порядок работы
1. По умолчанию Word в новом документе устанавливает размер шрифта 10 пунктов. Для большинства документов этот размер слишком мал (шрифт пишущей машинки примерно 13-14 пт). Можно в самом начале работы сразу изменить размер шрифта. В списке Размер шрифта панели инструментов Форматирование установите размер 14.
2. В тексте документа, который вы будете набирать, помечены места нажатия клавиш [Enter] и [Tab] (эти метки, конечно, набирать не нужно) Клавиша [Enter] отмечает новый абзац, поэтому ни в коем случае НЕ нажимайте Enter после каждой строки – только в отмеченных местах. С одной строки на другую Word будет переносить текст автоматически.
Наберите следующий текст (обратите внимание, что после знаков препинания пробел ставить надо, а до знаков препинания – не надо):
Господину Enter
Иванову Сергею Ивановичу Enter
Цветочная улица, 34 Enter
444147 Ульяновск Enter
9 января 2005 г. Enter
3имний отдых в 2005 г. Enter
Уважаемый господин Иванов, Enter
Вы уже решили, где провести зимние каникулы? Для Вас мы делаем специальное недорогое предложение. Путешествуйте с фирмой Sunrise Ltd. в Австрию и пользуйтесь привлекательными условиями отдыха. Enter
Отель "Снежная долина", Бергштадт, Австрия. Enter
Отель "Снежная долина" - это туристический комплекс, занимающий значительную площадь. Отель приспособлен для отдыха с детьми. Лыжный подъемник, лыжная школа расположены рядом. В отеле есть ресторан, бассейн, сауна и гимнастический зал. Кроме того, в отеле есть такие удобства: Enter
Детский сад, в котором воспитатели заботятся о детях, устраивают праздники, просмотр детских фильмов или чтение сказок. Enter
Апартаменты с цветным телевизором, телефоном и балконом, лоджией или террасой. Тип 1 - жилая площадь около 27 кв.м, тип 2 - около 34 кв.м. Enter
Вот наши цены: Enter
Продолжительность пребывания Tab Тип1 Tab Тип 2 Enter
10 дней Tab 676.00 Tab 794.00 Enter
20 дней Tab 875.00 Tab 945.00 Enter
30 дней Tab 990.00 Tab 1099.00 Enter Enter
Позвоните нам, если у Вас возникнут вопросы. Enter Enter
С дружественным приветом.
3. Прежде чем продолжить работу с документом, отработайте несколько элементарных операций, которые в будущем вам придется использовать очень часто.
3.1. Перемещение курсора. Курсор можно перемещать клавишами-стрелками (на одну позицию в заданном направлении), комбинациями клавиш [Ctrl+клавиши стрелки] (на одно слово влево/вправо или на один абзац вверх/вниз) и щелчком левой кнопкой мыши. Несколько раз попробуйте каждый из трех способов перемещения курсора.
3.2. Разрыв строки в заданном месте. Поставьте курсор в строку 3имний отдых в 1994 г. после слова Зимний. Нажмите [Enter]. Cтрока будет разорвана в позиции курсора, и в месте разрыва появится новый маркер конца абзаца. Вообще говоря, разрывается не строка, а абзац – вместо одного абзаца теперь стало два.
3.3. Объединение двух абзацев. Маркер конца абзаца – это обычный символ, который можно удалить, скопировать и т.п. Самым важным из этих действий является удаление – при этом два абзаца объединяются в один. Поставьте сейчас курсор после слова Зимний ПЕРЕД маркером конца абзаца и удалите этот маркер клавишей [Delete].
3.4. Удаление лишних символов. Удалять лишние символы очень просто – слева от курсора символ удаляется клавишей [Backspace], справа – клавишей [Delete]. Вы можете пользоваться любым способом, как вам удобнее.
Поставьте курсор перед одной из трех первых "4" в строке 444147 Дортмунд и удалите этот символ клавишей [Delete], чтобы получилось 444147.
Еще одно упражнение: переместите курсор в предложение
Кроме того, в отеле есть такие удобства:
И удалите лишние символы, чтобы получилось:
Кроме того, в отеле есть:
3.5. Добавление символов. Чтобы добавить новые символы в какое-либо место текста, надо поставить туда курсор и начать набирать эти символы. Старые символы будут отодвигаться вправо.
Поставьте курсор после слова школа в предложении
Лыжный подъемник, лыжная школа расположены рядом.
и напечатайте слова и теннисный зал, чтобы получилось:
Лыжный подъемник, лыжная школа и теннисный зал расположены рядом.
3.6. Добавление новых абзацев. Добавление нового абзаца очень похоже на операцию разрыва строки, только разрыв строки надо сделать в позиции непосредственно перед маркером конца абзаца.
Поместите курсор в конец строки, перед маркером конца абзаца:
Тип 1 - жилая площадь около 27 кв.м, тип 2 - около 34 кв.м.
Добавьте новый абзац нажатием [Enter] и напечатайте следующий текст (можете посмотреть его расположение в образце приглашения в начале работы):
Буфет для завтраков с большим выбором блюд.
Задание 3.3. Исправление орфографических ошибок.
Порядок работы
Краткая справка. В Word есть орфографический словарь, с помощью которого редактор автоматически ищет в набираемом тексте орфографические ошибки. Слова с ошибками подчеркиваются красной волнистой чертой (это служебное обозначение, при печати на принтере эта черта не выводится). Вы должны обращать внимание на все подчеркнутые слова. Есть три основных причины, по которым Word считает слово ошибочным:
1) Данное слово написано с ошибкой, например, вы пропустили какую-нибудь букву или, наоборот, добавили лишнюю.
Можно попробовать исправить это слово по словарю – щелкнуть на нем правой кнопкой мыши и затем выбрать правильный вариант. Если правильного варианта нет, надо исправить слово вручную – поместить курсор на слово и удалить лишние буквы или допечатать пропущенные.
2) Слово написано без ошибки, но является собственным именем. Например, в вашем документе подчеркивается имя Ульрих и название города Бергштадт.
В этом случае можно либо не обращать на подчеркивание внимания, либо можно исключить слово из проверки – щелкнуть на нем правой кнопкой и в появившемся объектном меню слова выбрать команду Пропустить все.
3) Несколько слов подряд написаны без ошибок, но все равно подчеркнуты.
Так бывает из-за дефекта Word: во время переключения языка клавиатуры редактор иногда неправильно определяет, на каком языке набран текст. Чтобы исправить данный дефект, надо выделить подчеркнутые слова (о выделении текста см. раздел 4.2) и присвоить тексту правильный язык командой СервисÞЯзыкÞВыбрать язык.
1. С помощью объектного меню (из вышеописанных вариантов см. 2) исключите из проверки в вашем тексте слова Ульриху, Ульрих, Бергштадт и сокращение кв.м..
2. Если вы допустили другие ошибки, исправьте их способами 1) или 3). Если ошибок нет, попробуйте удалить одну букву в каком-нибудь слове (например, вторую букву о в слове Господину в первой строке текста) и затем щелчком правой кнопкой на слове исправьте ошибку с помощью словаря Word.
3. Прежде чем перейти к следующему разделу, убедитесь, что в вашем тексте не осталось слов, подчеркнутых как ошибочных.
Задание 3.4. Сохранение документа в файле.
Порядок работы
Краткая справка. Теперь, когда текст набран и готов к оформлению, целесообразно сохранить его в файле. Перед сохранением не обязательно полностью оформлять документ. Во время работы с документом гораздо лучше сохранять его периодически (например, каждые 15-20 мин). Тогда вы будете застрахованы от случайной потери документа, например, из-за отключения электричества.
Сохраняя документ первый раз, надо дать имя файлу документа, т.е., указать, на каком диске, в какой папке файл будет лежать и как он будет называться.
1. Выберите команду ФайлÞСохранить. В появившемся диалоговом окне довольно много элементов управления. Основными являются:
1) Список папок, в котором показывается текущая папка. По умолчанию Word сохраняет файлы в папке C:\Мои документы.
2) Кнопка выхода в предыдущую папку (родительскую) (в показанном примере, для C:\Мои документы, родительской является корневая папка C:\).
3) Список с содержимым текущей папки. Если содержимое списка не видно целиком, то список можно прокрутить горизонтальной полосой прокрутки.
4) Строка ввода с именем файла, в котором будет сохранен документ. В этой строке вы ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ ввести корректное имя, прежде чем сохраните файл.
5) Кнопка Сохранить, которую необходимо нажать для записи документа в файл с указанным именем.
2. Вы должны поместить свой файл документа в папку, заведенную для вашей группы, например, ФК-11. Имя файла будет – Приглашение <Фамилия>, например, Приглашение Иванов.
3. Войдите в папку своей группы. Для этого дважды щелкните на имени папки в списке с содержимым текущей папки. Если вы не видите папки своей группы, прокрутите содержимое списка горизонтальной полосой прокрутки. После того, как вы войдете в папку, убедитесь, что ее имя попало в список наверху окна вместо Мои документы.
4. Щелкните один раз в строку с именем файла "по умолчанию". В этой строке появится курсор. Уберите имя "по умолчанию" и наберите нужное имя файла, например (фамилию напишите свою):
Приглашение Иванов
Расширение .doc указывать не нужно, Word добавит его автоматически.
5. Нажмите кнопку Сохранить. Убедитесь, что ваше имя файла появилось в строке заголовка Word.
Имя файлу дается только при первом сохранении документа. Впоследствии при выборе команды ФайлÞСохранить новый вариант документа будет заменять старый в файле с тем же именем.
Задание 3.5. Форматирование документа
Порядок работы
3. Настройка полей страницы. Приступим к оформлению (форматированию) документа. Во-первых, надо установить размер полей страницы. Поля – это белые области с четырех сторон страницы, на которых нет текста. Текст располагается между полями.
Для настройки полей выберите команду ФайлÞПараметры страницы. В диалоговом окне сделайте четыре поля – Верхнее, Нижнее, Левоеи Правое – равными 2 см (для изменения размера поля можно нажимать мышью маленькие кнопки со стрелками). Остальные параметры (например, Переплет) НЕ ТРОГАЙТЕ!
4. Выделение фрагментов текста. Для оформления документа совершенно необходимо уметь выделять фрагменты (участки) текста – например, абзацы, слова или отдельные символы. Поскольку текст уже набран, чтобы оформить его, приходится ВЫДЕЛЯТЬ фрагменты текста и затем применять команды оформления.
Выделенный фрагмент помечается черным цветом. После того, как команда выполнена, оставлять выделение не нужно – его надо снять. Для этого достаточно один раз щелкнуть мышью в любом месте текста.
Ниже перечислены несколько способов выделения фрагментов текста. Попробуйте каждый из них. Вы должны знать все эти способы.
• Выделение произвольного количества символов.
Нажмите левую кнопку мыши на первом символе фрагмента и, не отпуская кнопку, растяните выделение до конца фрагмента.
• Выделение слова.
Дважды щелкните левой кнопкой мыши на выделяемом слове.
• Выделение нескольких строк.
Поместите указатель мыши СЛЕВА от строки. Указатель должен превратиться из вертикальной черточки в стрелку . Теперь нажмите левую кнопку мыши, и, не отпуская кнопку, переместите мышь вертикально вниз (или вверх) для выделения нескольких строк.
• Выделение абзаца.
Поместите указатель мыши СЛЕВА от строки. Указатель должен превратиться из вертикальной черточки в стрелку . Теперь дважды щелкните по левой кнопке мыши.
• Выделение всего документа.
Поместите указатель мыши СЛЕВА от строки. Указатель должен превратиться из вертикальной черточки в стрелку . Теперь трижды щелкните по левой кнопке мыши. Или выполните команду ПравкаÞВыделить все.
• Выделение фрагмента при помощи клавиатуры.
Поставьте курсор (текстовый курсор, а не указатель мыши!) ПЕРЕД первым символом фрагмента. Нажмите клавишу [Shift] и, не отпуская ее, с помощью курсорных клавиш-стрелок растяните выделение на весь фрагмент.
3. Оформление текста документа. Для изменения оформления текста надо выделить нужный фрагмент, а затем изменить его свойства с помощью соответствующей команды Word.
3.1 Шрифтовое оформление.
Выделите абзац, начинающийся с предложения Вы уже решили, где провести зимние каникулы?. Присвойте выделенному тексту размер шрифта 15 пунктов. На панели инструментов Форматирование в списке размеров нет значения 15. Чтобы установить именно этот размер, сделайте так:
1) Щелкните мышью внутрь белого поля списка размеров (туда, где в результате должно быть число 15). Там появится курсор.
2) Наберите 15 с клавиатуры и нажмите [Enter].
3) Снимите выделение с текста.
Выделите строку 9 января 1994 г. и оформите ее полужирным шрифтом (т.е. нажмите кнопку на панели Форматирование). Теперь снимите выделение. Аналогичным образом выделите полужирным шрифтом 3 строки:
3имний отдых в 1994 г.
Продолжительность пребывания Тип1 Тип 2
С дружественным приветом.
Строку
Отель «Снежная долина», Бергштадт, Австрия.
Оформите полужирным подчеркнутым шрифтом (после выделения строки по очереди нажмите кнопки и ).
3.2 Оформление графического заголовка с использованием WordArt.
Добавьте новый абзац в начале документа. Наберите слово Приглашение. Выделите его. Выполните команду ВставкаÞРисунокÞобъект WordArt. В окне Коллекция WordArt выберите понравившейся стиль и нажмите клавишу ОК. В окне Изменение текста WordArt можно изменить текст, тип шрифта, его размер и начертание. Нажмите клавишу ОК. Выровняйте объект WordArt по центру.
3.3 Вставка верхнего индекса.
Сокращение кв.м надо заменить на обозначение с верхним индексом м2. Удалите символы кв., поставьте курсор после буквы м и выберите команду ФорматÞШрифтÞНадстрочный. Теперь напечатайте цифру 2. Аналогичным образом замените второе сокращение кв.м.
3.4 Выравнивание абзацев.
Word автоматически формирует строки внутри абзацев. На панели инструментов Форматирование есть четыре кнопки, с помощью которых можно задать способы выравнивания строк абзаца: по левому краю, по центру, по правому краю и по ширине (по обеим границам) .
Поместите указатель мыши на одну из этих кнопок, но не нажимайте ее. Через 1-2 сек. появится подсказка с названием кнопки. Посмотрите, как называется каждая из четырех кнопок.
Теперь поставьте курсор в строку 9 января 1994 г. и соответствующей кнопкой панели инструментов выровняйте ее по правому краю.
Выделите два абзаца, начинающихся с предложений Вы уже решили, где провести зимние каникулы? и Отель "Снежная долина" - это туристический комплекс, занимающий значительную площадь. Для одновременного выделения двух несмежных абзацев следует выделить первый абзац, а затем удерживая клавишу < Shift > выделить второй. Выровняйте их по щирине.
3.5 Настройка отступов после абзацев.
В образце приглашения вы можете заметить, что между некоторыми абзацами есть пустое пространство. Эти промежутки можно было сделать при помощи пустых строк – нажимая лишний раз [Enter] при вводе текста. Этот способ неудобен тем, что размер промежутка, если потребуется, будет довольно сложно изменить – каждый придется менять по отдельности. Удобнее сделать отступы с помощью специального свойства абзаца – Интервал после.
Сейчас выделите строки текста от строки
Цветочная улица, 34
до строки (включительно)
Вот наши цены:
Выберите команду ФорматÞАбзац. Появится окно со свойствами выделенных абзацев. Установите свойство Интервал после равным 12 пт.
Проверьте, помещается ли теперь весь документ на одну страницу. Если нет, то удалите одну или несколько пустых строк в верхней части текста.
3.6 Настройка отступа первой строки.
Выделите два абзаца, начинающихся с предложений Вы уже решили, где провести зимние каникулы? и Отель "Снежная долина" - это туристический комплекс, занимающий значительную площадь. Вызовите окно свойств абзацев командой ФорматÞАбзац и в списке Первая строка выберите вариант Отступ и установите его равным 1 см.
3.7 Настройка междустрочного интервала.
Теперь изменим межстрочный интервал. Выделите абзац, начинающийся с предложения Вы уже решили, где провести зимние каникулы?, выберите команду ФорматÞАбзац и в списке Междустрочный укажите вариант Полуторный.
3.8 Расстановка переносов.
В документах с большим количеством однородных абзацев для экономии пространства листа часто включается перенос слов. Этот параметр действует на весь документ, и для его установки выделять текст не надо.
Чтобы включить перенос, выберите команду СервисÞЯзыкÞРасстановка переносов и поставьте флажок Автоматическая расстановка переносов. Закройте диалоговое окно кнопкой OK и обратите внимание на то, что у правого края текста появились дефисы – там, где Word автоматически сделал в словах переносы.
4. Проверка результата. Сравнивать свой документ с образцом удобно в режиме предварительного просмотра перед печатью. Выполните действия:
· Выберите команду ФайлÞПредварительный просмотр.
· В списке Масштаб в панели инструментов установите масштаб Страница целиком.
· Щелчком левой кнопкой на странице вы можете переключать масштаб между увеличенным и нормальным вариантами. Посмотрите на различные места документа. Обратите внимание, что непечатаемые символы не видны.
· Нажмите кнопку Закрыть на панели инструментов для выхода из режима предварительного просмотра.
Задание 3.6. Оформление списка
Выделите три абзаца, которые надо оформить в виде списка (эти абзацы в образце приглашения помечены специальным значком – стрелочкой – в начале первой строки абзаца). После выделения этих абзацев выберите команду ФорматÞСписок, перейдите на закладку окна Маркированный и выберите подходящий тип списка. Для изменения формата списка следует нажать кнопку Изменить -> в открывшемся окне (см. рис. 7.1) изменить положение маркера в поле Отступ, положение текста в полях Табуляцияпосле и Отступ.
Задание 3.7. Оформление таблицы
Порядок работы
При наборе текста вы разделяли отдельные ячейки таблицы нажатием клавиши [Tab], а каждую строку вводили в отдельном абзаце. Набранные таким образом данные можно преобразовать в таблицу специальной командой Word (правда, в Word есть более удобные средства работы с таблицами, о них вы узнаете позже).
1. Выделите четыре строки, относящиеся к таблице. Выберите команду ТаблицаÞПреобразовать в таблицу. В появившемся диалоговом окне нажмите кнопку OK. Снимите выделение с таблицы.
2. Перетаскивая мышью вертикальные разделители столбцов таблицы (на них указатель мыши превращается в двойную стрелку), подберите их ширину. Первый столбец должен быть достаточно широким, чтобы заголовок Продолжительность пребывания не разбивался на две строки. Второй и третий столбец должны быть одинаковыми по ширине, но уже, чем первый. Вся таблица по ширине должна занимать примерно 3/4 ширины листа.
3. С помощью кнопок панели Форматирование настройте выравнивание абзацев в ячейках таблицы:
1) выделите строку заголовков и отцентрируйте эти ячейки;
2) выделите первый столбец и отцентрируйте эти ячейки;
3) выделите ячейки с числами во втором и третьем столбце (заголовки не выделяйте). Выровняйте эти ячейки по правому краю (числа удобно выравнивать по правому краю, чтобы сразу видеть старшие разряды).
Краткая справка. По умолчанию Word присваивает таблице обрамление типа Сетка (посмотрите в режиме предварительного просмотра, как выглядит таблица c таким обрамлением). Изменим обрамление так, чтобы в таблице не было внутренних вертикальных разделителей, и чтобы внешняя граница таблицы была обведена двойной линией.
4. Поставьте курсор в любую ячейку таблицы (при этом ни одна из ячеек не должна быть выделена). Выберите команду ФорматÞГраницы и заливка. В диалоговом окне выберите тип обрамления Другая. С помощью списка типов линий (чтобы найти двойную линию, придется список прокрутить вниз) и кнопок включения/выключения границ таблицы присвойте одинарную линию внутренним горизонтальных разделителям и двойную линию – внешним границам. После настройки границ нажмите OK.
5. Проверьте оформление таблицы в режиме предварительного просмотра.
Задание 3.8. Вставка рисунка
Порядок работы
1. Поставьте курсор в одну из пустых строк в заголовке приглашения. Выберите команду ВставкаÞРисунокÞКартинки. В открывшемся окне «Вставка картинки» щелкнуть мышью по пункту Коллекция картинок. Откроется окно «Избранное – Коллекция картинок (Microsoft)» открывшемся, в котором щелкнуть по знаку «+» у пункта Коллекции Microsoft Office , затем выбрать нужную категорию картинок и рисунок из данной категории и перетащить его в документ.
2. По умолчанию рисунок вставляется в режиме «в тексте», поэтому рисунок как бы приклеен к тексту. Чтобы расположить рисунок, как в образце, надо сменить у него обтекание текстом, уменьшить размер и поместить рисунок в правый верхний угол страницы.
3. Щелкните на рисунке ПРАВОЙ кнопкой мыши. В появившемся объектном меню выберите команду Формат рисунка. Появится диалоговое окно свойств рисунка. Перейдите в нем на вкладку Положение. В качестве типа обтекания текстом выберите Вокруг рамки. Выйдите из окна свойств с сохранением измененных параметров, т.е. нажатием кнопки OK.
4. Щелкните в рисунок ЛЕВОЙ кнопкой мыши ОДИН РАЗ. Обратите внимание, что на рамке рисунка появились маленькие квадратики – маркеры размера. Если поместить на маркер размера указатель мыши, то он превратится в двойную стрелку. Подберите размер рисунка, перетаскивая мышью один из угловых маркеров размера.
5. Перетащите рисунок мышью за внутреннюю область в правый верхний угол страницы. При необходимости подберите размер рисунка еще раз.
6. В режиме предварительного просмотра сравните документ с образцом. Найденные различия устраните. Сохраните документ.
Задание 3.9. Вставка сноски
Порядок работы
Посмотрите на образец документа. На первой странице есть одна сноска. В основном тексте номера сносок выглядят как надстрочные индексы. Текст сносок набран внизу листа, под разделительной горизонтальной чертой. Это – обычные сноски. Еще бывают концевые сноски, текст которых набирается в конце документа. В вашем документе сноска обычная.
Выполнение сноски:
1) Поставьте курсор в первом абзаце после слов Sunrise Ltd., после точки – т.е. именно в том месте, где должен быть надстрочный индекс с номером сноски.
2) Выберите команду ВставкаÞ СсылкаÞСноска. Появится диалоговое окно (рис. 7.3). Пусть останутся все параметры по умолчанию (рассмотрите их). Нажмите кнопку OK.
3) Word создаст разделительную черту внизу страницы и поместит курсор в то место, где вы должны набрать текст сноски. Наберите (после текста [Enter] нажимать не надо!):
Известная в Европе компания, организующая путешествия
4) Чтобы выйти из сноски, просто щелкните где-нибудь в области основного текста.
Задание 3.10. Вставка колонтитула
Порядок работы
Колонтитул — это текст и/или рисунок, который печатается внизу или вверху каждой страницы документа. В зависимости от места расположения (на верхнем или на нижнем поле страницы) колонтитулы бывают верхними и нижними. Пример колонтитулов – это номера страниц.
Допускается создать уникальный колонтитул для первой страницы документа или вообще убрать верхний и/или нижний колонтитул с первой страницы. Можно также создавать отличающиеся колонтитулы для четных и нечетных страниц документа.
В вашем документе верхним колонтитулом должна быть строка:
Интересное предложение
Эта строка должна быть набрана шрифтом Arial, 12 пунктов, и выровнена по правому краю. Сейчас сделайте верхний колонтитул:
1) Выберите команду ВидÞКолонтитулы. Вы перейдете в режим редактирования колонтитулов, по умолчанию – в область верхнего колонтитула.
2) Установите шрифт Arial, 12 пунктов.
3) Наберите текст колонтитула.
4) Выровняйте колонтитул по правой границе.
5) Выйдите из режима редактирования колонтитулов, дважды щелкнув в области основного текста.
6) В режиме предварительного просмотра убедитесь, что верхний колонтитул появился на обеих страницах.
Нижним колонтитулом в вашем документе будут номера страниц. Word может создать их автоматически. Выберите команду ВставкаÞНомера страниц, укажите расположение номеров Внизу страницы, От центра, флажок Номер на первой странице должен быть включен. После нажатия кнопки OK убедитесь, что номера страниц действительно появились.
Задание 3.11. Рисунок Microsoft Draw
Порядок работы
В документе есть рисунок. Он состоит из надписей в прямоугольных рамках с объемом, которые соединены стрелками. Подобный рисунок можно сделать в любом графическом редакторе и затем перенести в Word с помощью буфера обмена. Можно также воспользоваться встроенным в Word простым графическим редактором – программой Microsoft Draw.
Поставьте курсор в пустую строку перед абзацем Кроме того, в отеле есть:, т.е. туда, где должен быть рисунок. Выберите команду ВставкаÞОбъектÞРисунок Microsoft Word. Будет запущена программа Microsoft Draw. Пока она работает, документ Word не видно. Рисунок (рис. 3.4) надо делать с помощью инструментов панели Рисование. Когда рисунок будет готов, для возврата в Word надо выбрать команду ФайлÞЗакрыть и вернуться.
Рис 3.4. Рисунок, который надо нарисовать в Microsoft Draw
Заголовок Отель "Снежная долина", выполним следующим образом:
1) Выберите на панели Рисование инструмент Автофигуры и в нем Звезды и ленты, выберите соответствующий образцу вид ленты.
2) В контекстном меню к ленте выберите Добавить текст.
3) Установите шрифт Times New Roman, 12 пунктов, полужирный.
4) Наберите текст надписи – Отель "Снежная долина".
5) Отцентрируйте набранную строку.
6) Подберите размер ленты, используя угловые маркеры.
Первую надпись в рамке создайте следующим образом:
1) Выберите на панели Рисование инструмент Надпись (кнопка ).
2) Нарисуйте прямоугольник. Внутри прямоугольника появится курсор.
3) Установите шрифт Times New Roman, 12 пунктов, полужирный.
4) Наберите текст надписи – слово Ресторан.
5) Отцентрируйте набранную строку.
6) Мышью за угловой маркер (квадратик на углу рамки) подберите размер рамки, так, чтобы слово было видно целиком.
7) На панели Рисование выберите инструмент Объем и подберите нужный вид объема. Свертись с образцом.
Аналогичным образом сделайте еще 3 надписи. Затем расположите их так, как представлено на образце.
Выполните стрелки, используя соответствующий инструмент на панели Рисование.
Для выполнения подписи к рисунку используйте на панели Рисование выберите инструмент Надпись. После того, как набрали текст, в контекстном меню к надписи выберите пункт Формат надписи и на вкладке «Цвета и линии» в поле «Цвет» установите «нет линии».
Когда рисунок готов, надо настроить его размер и затем вернуться в документ:
1) Найдите панель инструментов Изменение рисунка ( ). Если ее нет, то включите эту панель командой ВидÞПанели инструментовÞИзменение рисунка.
2) На панели инструментов Изменение рисунка нажмите кнопку Восстановить границы рисунка.
3) На панели инструментов Изменение рисунка нажмите кнопку Закрыть рисунок (или выберите команду ФайлÞЗакрыть и вернуться).
4) В документе Word отцентрируйте рисунок.
Дополнительные задания
Задание 3.9.
Выделите в таблице строку заголовка. Выберите команду ФорматÞГраницы и заливка и на закладке Заливка присвойте выделенным ячейкам серый цвет фона.
Задание 3.10.
Выделите весь документ. С помощью списков панели инструментов Форматирование смените шрифт с Times New Roman на Courier New, а размер – с 14 пт на 12 пт. Обратите внимание на вид символов шрифта Courier New – это моноширинный шрифт, в нем все символы одинаковой ширины. Шрифт Times New Roman – пропорциональный, например, символ "i" в нем уже, чем символ "ш".
Задание 3.11.
Команда ПравкаÞОтменить позволяет отменить по очереди несколько последних команд Word. Выберите эту команду два раза, чтобы вернуть шрифтовое оформление документа (Times New Roman, 14 пт).
Задание 37.12.
Команды ПравкаÞКопировать/Вырезать и ПравкаÞВставить очень удобны для компоновки текста.
Выделите второй пункт маркированного списка. Выберите команду ПравкаÞ/Вырезать. Фрагмент будет удален из документа и помещен в буфер обмена Windows. Поставьте курсор в начало строки Вот наши цены. Выберите команду ПравкаÞВставить. Таким образом, с помощью буфера обмена вы переместили фрагмент текста.
Восстановите вид документа, выбрав несколько раз команду ПравкаÞОтменить.
Задание 3.13.
Повторите предыдущее упражнение, используя вместо команды ПравкаÞ/Вырезать команду ПравкаÞ/Копировать.
Задание 3.14.
Измените форматирование абзацев основного текста, установив параметры:
Выравнивание: по левому краю Межстрочный интервал: одинарный
Первая строка: Нет Интервал после: 6 пунктов
В режиме предварительного просмотра посмотрите, как теперь выглядит документ.
Задание 3.15.
Выровняйте верхний колонтитул по левому краю и оформите его курсивом.
Задание 3.16.
Выделите три первые строки после заголовка и командой ФорматÞРегистрÞВСЕ ПРОПИСНЫЕ преобразуйте текст в верхний регистр.