Объекты синхронизации и функции ожидания
Объекты синхронизации представляют собой частный случай объектов ядра Windows. Отличительной особенностью объектов синхронизации является возможность использовать в качестве аргументов функций ожидания.
Для создания объекта нужно вызвать функцию CreateXxx, где вместо Xxx указывается название конкретного типа объектов, например, CreateMutex или CreateEvent.
Общей чертой всех объектов синхронизации является наличие двух состояний, одно из которых называется сигнальным (signaled), а другое, соответственно, несигнальным. Смысл сигнального состояния различен для разных типов объектов, общим же является то, что состояние ожидания для нити заканчивается тогда, когда объект переходит в сигнальное состояние.
Для конкретных типов объектов вместо термина «сигнальное состояние» может быть удобно использовать как синонимы «свободно», «включено», «имеется», «произошло» и т.п., а для несигнального, соответственно, «занято», «выключено», «нет» и т.п.
Поскольку объекты существуют в системной памяти, процессы могут получить к ним доступ только с помощью хэндлов. Это требует затрат времени на переключение контекста памяти при работе с объектами, но зато дает возможность синхронизации нитей, принадлежащих разным процессам. Для этого при создании объектов ядра одним из параметров функции CreateXxx может указываться имя этого объекта. Если после этого другой процесс попытается создать объект того же типа и с тем же именем, то он получит хэндл уже существующего объекта. В результате оба процесса будут работать с одним и тем же объектом синхронизации.
К функциям ожидания относятся WaitForSingleObject (ожидание одного объекта) иWaitForMultipleObjects (ожидание нескольких объектов). Рассмотрим сначала первую из них.
Функция WaitForSingleObject имеет два аргумента:
· хэндл какого-либо объекта синхронизации;
· тайм-аут ожидания, т.е. максимальное время ожидания (в миллисекундах).
Эта функция — блокирующая: если в момент ее вызова указанный объект находится в несигнальном состоянии, то вызвавшая нить переводится в состояние ожидания (разумеется, пассивного!). Ожидание, как правило, завершается в одном из двух случаев: либо объект переходит в сигнальное состояние, либо истекает заданный тайм-аут. Третий, особый случай завершения связан с понятием «заброшенный мьютекс», которое будет пояснено ниже. Значение, возвращаемое функцией, позволяет узнать, какая из трех причин пробуждения нити имела место.
Если в момент вызова функции указанный объект уже находился в сигнальном состоянии, то ожидания не происходит, функция сразу же возвращает результат.
Если задана нулевая величина тайм-аута, то выполнение функции сводится к проверке, находится ли в данный момент объект в сигнальном состоянии.
Если значение тайм-аута равно константе INFINITE, то время ожидания не ограничено, т.е. нить может пробудиться только по сигнальному состоянию объекта.
Функция WaitForMultipleObjects отличается тем, что вместо единственного хэндла принимает в качестве аргументов адрес массива, содержащего несколько хэндлов, и количество этих хэндлов (размер массива). Как и в предыдущем случае, задается величина тайм-аута. Дополнительный, четвертый аргумент — булевский флаг режима ожидания. Значение FALSE означает ожидание любого объекта (достаточно, чтобы хоть один из них перешел в сигнальное состояние), TRUE — ожидание всех объектов (ожидание завершится, только когда все объекты окажутся в сигнальном состоянии).
Возвращаемое значение позволяет определить причину пробуждения:
· переход одного из заданных объектов в сигнальное состояние, и какого именно объекта;
· переход одного из объектов-мьютексов в «заброшенное» состояние (будет пояснено ниже), и какого именно объекта;
· истечение тайм-аута ожидания.
Кроме двух названных, имеется еще ряд функций ожидания. Функции WaitForSingleObjectEx иWaitForMultipleObjectsEx позволяют также дожидаться завершения асинхронных операций ввода/вывода для указанного файла. Функция MsgWaitForMultipleObjects позволяет, наряду с объектами синхронизации, использовать для пробуждения появление сообщений, ожидающих обработки. Функция SignalObjectAndWaitвыполняет редкостный трюк: она переводит один объект в сигнальное состояние и тут же начинает дожидаться другого объекта.