Самостоятельная работа по карточкам.
Ход урока
І.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Работа со словарем.
- Ребята, мы часто употребляем слово «компьютер», но не всегда точно знаем его значение, поэтому давайте обратимся к словарям.
Компьютер – это электронная вычислительная машина. Все программы компьютера записываются с помощью цифр.
2. «Мозговой штурм».
- Чтобы узнать, куда нас сегодня отправит Компьютер, мы должны раскодировать его программу. А для этого вам нужно вспомнить алфавит. Каждая цифра соответствует букве алфавита.
З | а | м | о | к |
С | о | ч | е | т | а | н | и | я |
- Компьютер выдал нам маршрутный лист. Вот он на доске.
ІІ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Ознакомление с планом урока.
- Сегодня на уроке мы будем учиться находить и правильно записывать слова с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Ж, Ш, Ч, Щ
Пещера Сказочная |
Остров Каллиграфия |
Река Скороговорок |
Залив Книжный |
Ручей Знаек |
Гора Дружбы |
Пригорок Внимательности |
Долина Правил |
Замок Сочетаний |
Море Ошибок |
Грамматическая Математика |
- Ребята, посмотрите на карту. Мы сегодня путешествуем не сами, а с кем?
( Буквы Ж, Ш, Ч, Щ). Ведь им тоже будет интересно с нами, и возможно, они найдут своих друзей.
Постановка проблемы.
Подумайте: компьютер – это машина. Какая орфограмма встречается в слове «машина»?
Путешествие.
Пещера Сказочная.
Сказка о буквосочетаниях
Ча- Ща, Чу –Щу, Жи – Ши
В одном Алфавитном царстве-государстве жили-были буквы Ча и Ща. И вот однажды они решили, сто нужно найти настоящих друзей. Подумали и отправились в страну Сочетаний. Путь был не близкий. Целый день они шли полем, а к вечеру подошли к лесу. В лесу волки рыщут, пищу ищут. Страшно буквам Ча и Ща стало, нужно было торопиться. Побежали они. Бегут, бегут и видят, что лес все гуще становится – чаща начинается. А в чаще той жило страшное чудовище. Напало оно на них и хотело затащить в нору. Но тут на помощь буквам пришел чудак. Он стал щекотать чудовище. Оно хохочет и кричит: «Тащу – не дотащу, боюсь, что выпущу!». И выпустило!
Бегут Ча и Ща дальше и видят:
Чуть колыша камыши,
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нем живут,
Тучи в озере плывут.
Бор сосновый, как живой,
Дремлет книзу головой.
А там:
Щука в озере жила,
Щеткой воду мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
Угостила она и буквы Ча и Ща и рассказала, как пройти к царю Сочетаний: « Идти надо прямо по этой дороге. Там вы увидите лестницу-чудесницу. По ней поднимитесь на тучу, на которой стоит дворец. В нем и живет царь». Поблагодарили буквы Ча и Ща щуку и отправились в путь. В дороге они встретили буквы А и У. они сообщили, что тоже идут к царю, чтобы найти верных друзей. Все решили идти вместе: и дорога короче кажется, и веселее. Рано утром буквы подошли к лестнице-чудеснице, стали подниматься. Идти было тяжело, они помогали друг другу.
Вот, наконец, буквы Ча и Ща, А, У увидели чудесный дворец. Царь принял их и сказал:
- Я знаю, зачем вы пришли. Вы ищите друзей. Вы их уже нашли. Ведь вы, Ча и Ща, подружились в дороге с А и У. Я принимаю вас всех в свое царство Сочетаний и издаю закон: «Отныне рядом с буквами Ча и Ща всегда будут стоять их друзья – А и У. Во веки веков! И наши верные подданные буквы Ж и Ш тоже нашли здесь свою подругу букву И. Всегда она будет стоять рядом с Ж и Ш».
Обрадовались буквы, взялись за руки и с тех пор не расстаются. Это было очень давно. Так давно, что никто не помнит когда. Но закон этот действует и сегодня: ЧА, ЩА пишите с А; ЧУ, ЩУ пишите с У; ЖИ, ШИ пишите с И.
ІІІ. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Давайте, ребята, проверим, не нарушено ли это правило в словах нашей сказки?
(Дети подходят к доске и комментируют написание слов).
Остров Каллиграфии.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
Февраля
- Объясните написание орфограмм: жи-ши, ча, чу.
- Запишите пять слов с данными орфограммами.(Придумать самим!)
Река Скороговорок.
Работа над скороговоркой.
§ Подогрела чайка чайник, пригласила в гости чаек.
- Какие шипящие звуки часто повторяются в данных скороговорках?
- Какие гласные стоят после этих шипящих?
- Спишите скороговорку и подчеркните изученные орфограммы.
Залив Книжный.
Работа с Букварем.
с.106 Списывание четырех строк стихотворения К. Чуковского "Чудо-дерево". Название и автора написать
Ручей Знаек.
В компьютере появился вирус и съел некоторые слоги.
Работа над словами (на доске).
Сту...ть, ...деса, ры…ть, мол...
Гора Дружбы.
Работа в парах по карточкам.
- В народе есть такая поговорка: «Одна голова хорошо – а две лучше». Вот и сегодня мы поработаем парами. Соедините стрелочками слова с одинаковой орфограммой.
роща жизнь
Оксана шина
чулок Джек
машина чашка
ножи молчу
Пригорок Внимательности.
Списывание с последующей взаимопроверкой.
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы
Надвинулась туч... Закач…лись над озером камыш... Закрич …ли иволги.
(Проверка на доске).
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работу соседа.
Долина Правил.
Работа с таблицей у доски «Правописание гласных после шипящих. Слова-исключения».
Лыжи, мыши, ужи,
Шины, ежики, пыжи,
ЖИ да ШИ, ЖИ да Ши
С буквой И всегда пиши!
Чумазый, чучело, чурбан,
Чудесный, чувство и чулан,
Кричу, ворчу, ищу, тащу –
Я с буквой У пишу и ЧУ, и ЩУ.
ЧА и ЩА, ЧА и ЩА:
Роща, чаша и свеча,
Пища, туча, саранча –
С буквой А, и ЧА, и ЩА.
Запомни исключения: ЖЮРИ, ПАРАШЮТ.
Замок Сочетаний.
- Откроем окошки. Посмотрите, мы помогли найти друзей Ча, Ща, Же, ша своих друзей. Назовите их.
- Нам нужно вернуться в наш город, а на пути Море Ошибок.
- Чтобы переплыть это море, нужно исправить ошибки в тексте.
У Ильичя удачя, есть машына и дачя. У грачя грачята пищят. У врачя свечя горячя.
Самостоятельная работа по карточкам.
- Вот мы уже и в нашем родном городе. А чтобы попасть обратно в класс, нужно заняться …