Критерии оценки деятельности студентов
Тема: Анализ учебно-методических комплектов (УМК) по информатике для начальной школы
Вопросы, рассматриваемые на занятии
1) Характеристика существующих учебно-методических комплектов по изучению информатики в начальной школе.
2) Определение дидактических возможностей учебно-методических комплектов для подготовки и проведения уроков по курсу информатики.
Рекомендации студентам по подготовке к занятию
При подготовке к занятию студентам необходимо повторить вопросы лекции.
Для самостоятельной подготовки к практическому занятию каждой группе следует разделиться на подгруппы по 3-4 человека или пары, в зависимости от общего количества студентов в группе. В теме предлагаются 3 практических задания. Каждая бригада выполняет задания ТОЛЬКО ДЛЯ ОДНОГО выбранного УМК из пяти предложенных ниже. Подготовка выступлений проводится по единому плану, данному в задании 2. Сообщения на занятии могут делать все участники подготовки или отдельные студенты по усмотрению бригады.
Содержание работы
Задание 1. Проведите анализ содержания следующих учебно-методических комплектов по информатике для начальной школы, изучив предложенный материал, расположенный в локальной сети колледжа по адресу Master\ПМК по информатике:
1. УМК «Информатика и ИКТ» авторского коллектива под руководством Н.В. Матвеевой;
2. УМК «Информатика в играх и задачах», «Информатика и ИКТ» авторского коллектива под руководством А.В. Горячева;
3. УМК «Информатика» авторов А.Л. Семёнова, Т.А. Рудченко;
4. УМК «Информатика и ИКТ» авторов Е.П. Бененсон, А.Г. Паутовой
5. УМК «Информатика» авторского коллектива под руководством М.А. Плаксина.
Задание 2. Подготовьте сообщение и выступите с докладом перед группой, работая по следующему плану:
1. Авторы, название методического комплекта, принадлежность образовательной системе;
2. Состав методического комплекта: учебники, тетради, методические пособия, электронное приложение УМК;
3. Особенности методического комплекта;
4. Содержание курса информатики в данном методическом комплекте: основные содержательные линии (разделы), преемственность в усвоении знаний, умений и навыков по годам обучения;
5. Соответствие методического комплекта требованиям ФГОС НОО, формирование УУД;
6. Реализация межпредметных связей в УМК;
7. Доступность изложения содержания учебного материала; его убедительность; красочность; простота и т.п. Приведите примеры.
8. Ваше мнение об учебно-методическом комплекте.
Задание 3.Приготовьтесь принять участие в обсуждении учебно-методических комплектов, представленных другими подгруппами (парами). С этой целью изучите краткие теоретические сведения к практической работе и подготовьте вопросы проблемного или дискуссионного характера.
Вопросы для обсуждения на занятии
1. Каковы основные цели изучения информатики в начальной школе? Что такое информационная грамотность? Каковы современные тенденции в изучении информатики?
2. В чем заключаются общеобразовательный и технологический подходы к обучению информатике в школе? Какой из них реализуется в курсах А.В. Горячева, А.Л. Семёнова?
3. Какова главная цель изучения информатики в курсе Н.В. Матвеевой? Находит ли отражение общая цель обучения информатике в данном курсе для начальной школы?
4. Что общего во всех курсах информатики для начальной школы? Чем отличаются все существующие курсы информатики для начальной школы?
5. В чём особенности учебно-методического комплекта авторов Е.П. Бененсон, А.Г. Паутовой?
6. Какие принципы обучения информатике необходимо учитывать при организации учебного процесса? Какие из них реализуются в пермской версии начального курса информатики (автор М.А. Плаксин и др.)?
Контрольное задание по теме занятия
Заполнить таблицу (каждой подгруппе по всем пяти УМК):
№ п/п | Авторы УМК | Основные содержательные линии | Особенности методического комплекта | Ваша оценка УМК |
Критерии оценки деятельности студентов
1. Качество доклада, его полнота. Содержательность, соответствие приведенному плану, самостоятельность и критичность студенческих оценок, убедительность и грамотность речи докладчика.
2. Качество презентации (в случае присутствия), ее наглядность, полнота, но в то же время лаконичность.
3. Обоснованность и убедительность ответов на вопросы слушателей.
4. Участие в дискуссии, глубина и содержательность вопросов подгруппам студентов, выполнявших задания по другим учебно-методическим комплектам.
Дополнительная рекомендуемая литература и сетевые источники
1. Информатика 1-4. Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов. Учебно-методический комплект [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.int-edu.ru/htdocs/object.php?m1=3&m2=59&id=1219
2. Коротенков, Ю.Г. Учебники «Информатика и ИКТ» Е.П. Бененсон и А.Г. Паутовой для начальной школы [Текст] // Информатика и образование. - 2011 г. - № 7. - С. 17-18
3. Матвеева, Н.В. Фундаментальные основы информатики: в начале пути. УМК «Информатика» для II-IV классов [Текст] // Информатика и образование. - 2013 г. - № 6. - С. 6-11
4. Паутова, А.Г. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики в начальной школе [Электронный ресурс] / ИТО-РОИ-2012. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2010_09_28.html
5. Плаксин, М.А. Интеграция информационно-коммуникационных и интеллектуальных технологий работы с информацией в начальной школе. УМК «Информатика» для III-IV классов [Текст] // Информатика и образование. - 2013 г. - № 6. - С. 12-17