Правила набора текстовых материалов

До появления компьютеров текстовые материалы в машинописном виде поступали в типографию, где профессиональные наборщики на клавиатуре линотипов или наборных автоматов заново воспроизводили текст. В настоящее время профессия типографского наборщика исчезает, и ответственность за правильный набор ложится на журналистов. В связи с этим приведем некоторые правила введения текстового материала в память компьютера:

• известно, что на некоторых клавиатурах компьютера отсутствует тире, в ряде изданий этот знак отсутствует до сих пор, а вместо него используется дефис. Это грубейшая ошибка. Для введения в текст знака тире рекомендуется использовать сочетание клавиш — (Alt+0151); иногда, например, между датами, используется короткое тире без пробелов — (Alt+0150): 1700–1800;

• для вставки специальных символов можно обратиться к утилите Character map (Start>Programs>Accessories> Character map);

• для предотвращения разрыва частей слова или сочетания слов используются неразрывный дефис (CTRL+SHIFT+дефис) или неразрывный пробел (CTRL+SHIFT+пробел);

• инициалы друг от друга отбивают узким неразрывным пробелом, а от фамилий — обычным неразрывным пробелом.

• между словами не должно быть более одного пробела, все выравнивания производятся табуляцией;

• не отбиваются пробелом от предшествующего слова или цифры точка, запятая, двоеточие, точка с запятой, вопросительный и восклицательный знаки, символы процента (20%), градуса (200), минуты, секунды;

• необходимо помнить, что построенные в Microsoft Word таблицы будут некорректно экспортироваться в издательские системы;

• абзацные отступы ни в коем случае нельзя заменять пробелами или табуляцией;

• в установках текстового процессора должны быть разрешены только «мягкие переносы»;

• точка не ставится в заголовке и подзаголовке, если он отделен от текста, в конце подписи под рисунком, в заголовке таблицы и внутри нее;

• пробел ставится после всех знаков препинания, за исключением короткого тире, дефиса, открывающей кавычки и открывающей скобки;

• пробел не ставится перед всеми знаками препинания, за исключением тире и закрывающих скобки и кавычки;

• если скобка (кавычка) завершает предложение, точку ставят после нее. Если точка необходима внутри скобки (кавычки), то снаружи ее не ставят;

• дроби не отделяются пробелом от целой части (2,3), равно как математические знаки (–5+7) и обозначения степени;

• между числом и указанием размерности ставится неразрывный пробел (10 см).

Изобразительный материал

Технологии ввода изображений. Ввод изображений в ПЭВМ осуще­ствляется на основе сканирования оригиналов иллюстративных мате­риалов, использования цифровых фотокамер или путем создания ри­сунков и других элементов графического оформления публикаций с по­мощью инструментария графических пакетов.

Необходимо отметить, что процесс ввода изображений тесно вза­имосвязан с параметрами соответствующих иллюстраций в подготав­ливаемом издании. В связи с этим классические процедуры сканирования изображений дополняются тем или иным набором операций, ко­торые можно отнести к этапу обработки изображений. В первую оче­редь при сканировании изображений следует указать на разрешение, ко­торое должно соответствовать разрешению растрирования изобра­жения при его выводе на фотонаборные автоматы. В процессе скани­рования изображения могут также осуществляться тоновая и цветовая коррекции изображения, поэтому практически все профессиональные графические пакеты обработки изображения (например, Adobe Photoshop) содержат специальные программные модули настройки (управления) процессов сканирования изображений.

Виды изобразительных материалов. Графические изображения имеют две формы представления: растровую (точечную) и векторную. Растр — это сетка из пересекающихся линий, разбивающая полутоновое изображение на микроштриховые элементы. Величина растра определяет разрешение изображения и измеряется в точках на дюйм (dpi). Чем мельче ячейки, образуемые линиями растра, тем больше градация тонов. Главной характеристикой растра является его линиатура, т. е. число линий, приходящихся на 1 погонный сантиметр, — от 24 и выше.

Растровая графика. Принцип кодирования графической информации в точечной графике чрезвычайно прост для понимания.

Он был изобретен и использовался людьми за много веков до компьютеров, мониторов и сканеров. Это и рисование «по клеточкам» — продуктивный способ переноса изображения с подготовительного картона на стену, предназначенную для фрески. Это и такие направления монументального и прикладного искусства, как мозаика, витраж, вышивка: в любой из этих техник изображение строится из дискретных элементов.

Все точечные изображения представляют собой не совокупность отдельных объектов, а мозаику из очень мелких элементов — пикселей, характеризующихся положением в так называемой битовой карте (таблице, матрице) и цветовыми характеристиками. Каждый пиксель, как стеклышко в витраже, независим друг от друга. Если задать больший физический размер ячеек, то и изображение будет отображаться с увеличением, и наоборот.

Достоинств у точечной графики, как ни странно, не слишком много.

§ Основным является простота и, как следствие, техническая реализуемость автоматизации ввода (оцифровки) изобразительной информации. Существует развитая система внешних устройств для ввода фотографий, слайдов, рисунков, акварелей и прочих изобразительных оригиналов. К ним относятся сканеры, видеокамеры, цифровые фотокамеры, графические планшеты.

§ Не менее важным достоинством точечной графики для художников и фотографов является фотореалистичность. Можно получать живописные эффекты, например туман или дымку, добиваться тончайшей нюансировки цвета, создавать перспективную глубину и нерезкость, размытость, акварельность и т. д.

§ Форматы файлов, предназначенные для сохранения точечных изображений, являются стандартными, поэтому не имеет решающего значения, в каком графическом редакторе создано то или иное изображение. Файл, сохраняющий точечное изображение, легко открывается и импортируется в редакторах точечной и векторной графики, а также в программах верстки и браузерах.

Однако точечной графике присущи и существенные недостатки.

§ Недостаток, который обнаруживается при первой же попытке что-нибудь нарисовать в программе точечной графики, заключается в том, что до начала рисования она потребует введения конкретных значений разрешения (количества пикселей на единицу длины) и глубины цвета (количества цветовых бит на пиксель), а также геометрического размера (длины и ширины изображения, т. е. площади). Конечно, потом эти значения можно изменить, но, как правило, это приводит к тем или иным погрешностям, да и нельзя это делать многократно и в широком диапазоне.

§ Второй недостаток не замедлит проявиться при попытке отсканировать не очень большую фотографию с максимальными разрешением и глубиной цвета.
Объем файла в точечной графике однозначно определяется произведением площади изображения на квадрат разрешения и на глубину цвета (если они приведены к единой размерности, например, к дюймам и байтам). Поэтому программное обеспечение любого сканера в состоянии сосчитать эту величину и "предсказать" объем, необходимый для сохранения изображения. При этом совершенно не важно, что отображено на фотографии: белый снежный пейзаж с одиноким путником вдалеке, или сцена рок концерта с обилием цвета и форм. Если три параметра одинаковы, размер файла (без сжатия) будет практически одинаков. В качестве примера, можно указать, что максимальный размер цифрового изображения, который может обрабатывать типичный представитель редакторов точечной графики — программа Adobe Photoshop, составляет 30000x30000 пикселов, а максимальное разрешение равно 10000 ppi. Максимальный размер файла составляет 2 Гбайт. Разумеется, что эти значения могут быть очень сильно ограничены аппаратными возможностями.

§ Третий недостаток всплывет при попытке слегка повернуть на небольшой угол изображение, например, с четкими тонкими вертикальными линиями. Сразу обнаруживается, что четкие линии превращаются в четкие «ступеньки». Это означает, что при любых трансформациях (поворотах, масштабировании, наклонах и т. д.) в точечной графике невозможно обойтись без искажений.

Можно даже сказать, что точечную графику легче деформировать, чем трансформировать.

Поэтому в программах большинство фильтров (всевозможные шумы, размытия, волны, ряби), если к ним приглядеться, не что иное, как сознательное искажение, т. е. искажение, возведенное в принцип, а художественный эффект — это просто прием отвлечения внимания.

Основная программа для работы с растровой графикой — пакет Adobe Photoshop.

Векторная графика. В векторной графике все изображения описываются в виде математических объектов — контуров (path). Каждый контур представляет собой независимый объект, который можно перемещать, масштабировать и изменять. В основе этих контуров лежат т. н. кривые Безье. Векторную графику часто называют также объектно-ориентированной графикой.

У векторной графики много преимуществ по сравнению с точечной графикой.

§ Она экономна в плане объемов дискового пространства, необходимого для хранения изображений: это связано с тем, что сохраняется не само изображение, а только некоторые основные данные, используя которые программа всякий раз воссоздает изображение заново. Кроме того, описание цветовых характеристик не сильно увеличивает размер файла.

§ Объекты векторной графики легко трансформируйте ими просто манипулировать, что не оказывает практически никакого влияния на качество изображении. В тех областях графики, где принципиальное значение имеет сохранение ясных и четких контуров, например в шрифтовых композициях, в создании фирменных знаков логотипов и пр., векторная графика незаменима.

§ Векторная графика максимально использует возможности разрешающей способности любого выводного устройствам: изображение всегда будет выглядеть настолько качественно, насколько способно данное устройство. Векторная графика может включать в себя и изображения точечной графики, которые становятся таким же объектом, как и все остальные (правда, с особым статусом и со значительными ограничениями в обработке).

Важным преимуществом программ векторной графики является развитые средства интеграции изображений и текста, единый подход к ним, и как следствие — возможность создания конечного продукта, который может быть без дополнительных операций отправлен на цветоделение и растрирование. Поэтому программы векторной графики нашли широчайшее применение в области графического и полиграфического дизайна, технического рисования, для чертежно-графических и оформительских работ.

Очень популярны такие программы, как CorelDRAW, Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand.

Однако, с другой стороны, изображения векторной графики могут показаться чрезмерно жестковатыми, «фанерными». Векторная графика действительно ограничена в чисто живописных средствах и не предназначена для создания фотореалистических изображений. Правда, в последних версиях векторных программ внедряется все больше элементов «живописности» (падающие тени, прозрачности и другие эффекты, ранее свойственные исключительно программам точечной графики).

Сложность векторного принципа описания изображения не позволяет автоматизировать ввод графической информации и сконструировать устройство, подобное сканеру для точечной графики.

Значительным недостатком векторной графики является программная зависимость: каждая программа сохраняет данные в своем собственном формате, Поэтому изображение, созданное в одном векторном редакторе, как правило, не конвертируется в формат другой программы без погрешностей.

Кроме графических изображений приходится иметь дело с различными графиками и диаграммами. Этот вид изображений обычно получают при помощи программ типа Microsoft Excel.

Способы получения и обработки. Способов получения изобразительных материалов много. Это фотографии и рисунки, которые вводятся в компьютер при помощи сканера; с цифровых видеокамер и фотоаппаратов снятые кадры можно вводить в компьютер, используя встроенные интерфейсы непосредственно, минуя сканирование. Графики и диаграммы, как было отмечено, получаются при помощи некоторых программ и могут быть импортированы в рабочую среду при верстке. Наконец, существует огромное количество библиотек растровых и векторных изображений, распространяемых на дисках или посредством Интернета.

Кроме указанных выше источников можно отметить, что все программы работы с графикой (как с растровой, так и с векторной) позволяют при помощи встроенных модулей создавать несложные изображения в своей среде. Это относится и к программам набора текста (Microsoft Word) и верстки (Adobe PageMaker и др.)

Для профессионалов в области допечатных процес­сов программа Adobe Photoshop обеспечивает такие возможности, как сканирование, корректировка и редактирование изображения, выпол­нение цветоделения полноцветных изображений, анализ пробных CMYK-копий в процессе обработки RGB-изображений, редактирова­ние цвета в режиме субтрактивной цветовой CMYK-модели, отслежи­вание тех из них, которые не могут быть воспроизведены при печати, оп­ределение количества наносимой краски, а также генерирование высо­кокачественных одно-, двух-, трех– и четырехцветных изображений.

Для фотографов и других специалистов подобного рода Adobe Photoshop обеспечивает разнообразные возможности по электронной обработке и оптимизации отсканированных фотоизображений. Обла­дая полным набором необходимых инструментов для коррекции цве­та, ретуширования, регулировки контрастности и насыщенности цве­тов, маскирования, создания различных световых эффектов и т. д., этот пакет позволяет выполнить монтаж разнообразных сюжетов.

Дизайнерам программа Adobe Photoshop открывает новые возмож­ности электронной обработки информации. Для сканированного изображения могут быть образованы объектные уровни (или слои), в каждом из которых можно создать или разместить графические элементы и объ­екты и отредактировать любой из этих слоев независимо от других.

Adobe Photoshop дает возможность импортировать файлы из раз­личных программ, например, из Adobe Illustrator. Большое обилие фильтров позволит создавать разнообразные специальные визуаль­ные эффекты. Результаты обработки в виде изображений или их фраг­ментов могут быть экспортированы в программные пакеты верстки.

Макетирование и верстка

С появлением компьютерных технологий, как уже было отмечено, процесс верстки переместился из типографии в редакцию и по времени совместился с процессом макетирования.

Как устроена полоса. Полоса — это страница издания. Она имеет следующие атрибуты:

– поля — верхнее, нижнее, внутреннее и внешнее;

– колонки и межколонники.

Две смежные страницы образуют разворот. В этом случае внутренние поля обеих страниц составляют средник. В некоторых случаях при подготовки газеты применяют сплошной разворот без средников.

Виды верстки.Графический план верстки (макет) создается в редакции либо непосредственно в процессе компьютерной верстки, либо заранее.

В практике известны несколько видов верстки, различающихся в зависи­мости от конфигурации материалов, их расположения по горизонтали и вер­тикали и относительно центра полосы. Мы называем верстку прямой(брус­ковой), если каждый материал имеет четырехугольную форму, и ломаной(ступенчатой), когда колонки различной высоты образуют формы «флаж­ков», «сапожков» и т. п. Очень распространенная в 50-х и 60-х годах, сегодня ломаная верстка — редкая гостья на страницах газет. Вытеснившая ее прямая верстка стала общей нормой в наших газетах. Ее преимущест­во — в геометрической простоте, а, следовательно, и в большей доступнос­ти, удобочитаемости.

При построении полос в виде трех–четырех этажей, образуемых гори­зонтально расположенными материалами, мы говорим о горизонтальной верстке;при постановке материалов по вертикали получаем вертикальную верстку.В чистом виде такие построения встречаются редко, так как они статичны в своих повторах и зрительно или растягивают, или сужают полосы, нарушая их пропорции. В силу необходимости, когда на полосе надо раз­местить два крупных материала, газетчики прибегают к чисто горизонталь­ным или чисто вертикальным композициям. В других же случаях они пред­почитают так строить полосы, чтобы широким, многоколонным конфигу­рациям противопоставить узкие и получить горизонтальную верстку с верти­кальными пересечениямиили, если преобладают узкие конфигурации, вертикальную с горизонтальными пересечениями.Контрастные противо­поставления такого рода создают на полосе живые, динамичные компо­зиции.

Симметричную верстку образует такое рас­положение текстов, заголовков, иллюстраций и других оформительских пятен, при котором они взаимно уравновешивают друг друга. При делении симметрично сверстанной полосы пополам вертикальной линией правая часть полосы композиционно совпадает с ее левой половиной. Симметрич­ная верстка по-своему красива, как красивы многие окружающие нас предметы, созданные по законам симметрии. Не случайно симметричные композиции мы встречаем в праздничных номерах, на тематических, за­ранее спланированных полосах. Симметрично обычно верстаются крупные официальные и отчетные материалы, занимающие полосу и разворот.

И все-таки в газете мы чаще имеем дело с асимметричной версткой. Она больше соответствует многотем­ной и многожанровой природе газеты, требованиям разграничения в ней главного и второстепенного, материалов на внутреннюю и международ­ную тематику и т. п. Она и экономичнее во времени, так как избавляет от скрупулезных расчетов площадей и объемов, от подгонки каждого материа­ла под определенный размер. Хотя в симметрично сверстанной полосе есть привлекательность уравновешенности всех ее частей, но это точно рассчитанное равновесие воспринимается как искусственная конструк­ция, тогда как в асимметрии связи и отношения между частями выгля­дят естественными и поэтому более выразительными. Элемент контрастно­го оживления вносят даже небольшие отклонения от строгой симметрии. Яркая, выразительная верстка — это, как правило, верстка, построенная на контрастах.

Графические контрасты в газете.Одни контрасты — это контрасты широкого и узкого, или горизонтального и вертикального, ле­жащие в основе верстки с пересечениями.

Содержание газеты обычно составляют аналитические материалы боль­ших и средних размеров и мелкая информация. Эта разномасштабность публикаций, контраст большого и малого, дает возможность оживить и раз­нообразить верстку.

В основе графики, как известно, лежит контраст черного и белого. В газе­те мы фактически имеем дело еще и с серым цветом, а при многокрасочной печати — с красным, синим, зеленым и др. Черное образуют на полосе «пят­на» заголовков и иллюстраций, белое — поля, межколонные и межстроч­ные просветы, серое — тексты, набранные шрифтами светлого начертания. Они создают основной цветовой фон газетной страницы, на котором контра­стно выделяются заголовки, изобразительные элементы, украшения, линей­ки. Чтобы усилить этот контраст, газетчики обычно прибегают к титульным шрифтам жирного и полужирного начертания. Сила цветового контраста не только в его выразительности, но и в акценте: насыщенные по тону заголов­ки скорее обратят на себя внимание читателя и сориентируют его в содер­жании газеты.

В газете всегда надо что-то объединить, связать в блок, в подборку. Средства разграничения и объеди­нения должны быть четкими и не вызывать у читателя никаких затруднений. Традиционно таким средством служили и служат линейки.

Цветовые и размерные контрасты — эффективное средство в руках уме­лого оформителя, позволяющее газете приобрести привлекательную для читателя выразительность. Контрасты дают возможность наглядно выявить главное в содержании издания и в то же время графически не обеднить все остальные его части. Но чрезмерная контрастность может и нивелировать важное и второстепенное, придать полосам пестрый, сенсационно-крикли­вый вид. Необходимо чувство меры, особенно в многокрасочных номерах.

Программный пакет верстки PageMaker является одним из наибо­лее распространенных интегрированных программных пакетов верст­ки, обеспечивающих компьютерную обработку текстовой и изобрази­тельной информации от ввода данных до подготовки их для типограф­ской печати. В качестве определенной альтернативы можно назвать про­граммы верстки QuarkXPress, CorelVentura, HES и др.

К основным функциональным возможностям программного паке­та PageMaker можно отнести:

• набор и редактирование текста;

• шрифтовое оформление документа;

• создание буквиц;

• макетирование текста;

• размещение графических изображений;

• обработку свободных и вложенных изображений;

• работу с цветом;

• создание и редактирование таблиц;

• импорт электронных таблиц, иллюстраций, графиков, схем и тексто­вых блоков;

• использование шаблонов;

• использование спецэффектов (поворот текста, растягивание или сжи­мание символов и
т. п.);

• верстку;

• создание оглавлений и алфавитных указателей;

• подготовку и вывод информации на печать на принтеры и на фото­наборные автоматы (при типографской печати) и т. д.

Предпечатная подготовка того или иного издания во многом зависит от технологии печати. Оригинал-макет может передаваться на печать в различных видах. Для печати на ризографе оригинал-макет выводится на бумагу. Для офсетной машины оригинал-макет выводится на пленку (иногда в зеркальном виде). Если издание полноцветное, то приходится применять обработку ПостСкриптом и делать цветоделение, а затем на диске передавать в типографию.

Кроме того, иногда приходится делать спуск полос. Программы типа Adobe PageMaker позволяют делать это в своей среде. Спуск полос обозначает перетасовку страниц таким образом, что первая соседствует с последней, вторая — с предпоследней и т. д. Вариантов спусков может быть несколько: для книг, для брошюр, для рекламного буклета и др.

Предпечатная подготовка является очень важным этапом в процессе изготовления полиграфической продукции. Она требует повышенного внимания. Зачастую обнаруженные при печати ошибки уже невозможно исправить.

Контрольные вопросы:

1. Какие редакционно-издательские и полиграфические технологии применяются сегодня при производстве печатных СМИ?

2. Назовите редакционно-издательские и полиграфические технологии, используемых при производстве печатных СМИ.

3. Назовите две наиболее популярные компьютерные платформы.

4. В чем причина широкого распространения компьютеров фирмы IBM в России?

5. Назовите основные типы принтеров и физические принципы, используемые ими.

6. Для чего применяется сканер?

7. Назовите основные харак­теристики сканеров.

8. Что такое оптическая разрешающая способность сканера?

9. Что такое динамический диапазон сканера?

10. Что такое глубина цветности?

11. Перечислите основные операционные системы для компьютеров IBM.

12. Назовите самую популярную программу для ввода текста.

13. Назовите самую популярную программу для верстки.

14. Назовите самую популярную программу для работы с растровой графикой.

15. Назовите самую популярную программу для работы с векторной графикой.

16. В каком году и где появился Интернет?

17. Что такое модем?

18. Можно ли автоматически распознать рукописный текст с помощью системы OCR?

19. Чем отличаются черточка, короткое тире и длинное тире и в каких случаях они используются?

20. Назовите правило установки пробела перед знаками препинания и после.

21. Чем растровая графика отличается от векторной?

22. Из чего состоит разворот газетных полос?

23. Что такое макетирование?

24. Что такое верстка?

Интернет-источники

Шапинова Н. Правила набора и верстки: так ли уж они нужны?//Курсив. — 1997. — № 3. — http://www.kursiv.ru/kursiv/topics/postpress.html.

Модем (модулятор-демодулятор).

Персональный коммуникатор V100.

Персональный коммуникатор от Motorola.

Словарик некоторых терминов.

Фомин С. Как приручить шрифты // Publish, № 3, 2001.

Фомина С. Сам себе офис... // КомпьюАрт, № 12, 2001.

Лекция 3

Наши рекомендации