Краткие сведения из теории. Министерство транспорта Российской Федерации

Министерство транспорта Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф.Ушакова

Кафедра « Ремонт судовых машин и механизмов »

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К лабораторной работе

ОЦЕНКА ПОГРЕШНОСТЕЙ ИЗМЕРЕНИЙ

С ОДНОКРАТНЫМИ НАБЛЮДЕНИЯМИ

Новороссийск 2008

Методические указания к лабораторной работе "Оценка погрешностей измерений с однократными наблюдениями" для курсантов и студентов специальностей 201000 «Техническая эксплуатация транспортного оборудования» и 230000 «ИСИТ» по курсу "Метрология, стандартизация и сертификация качества " / Сост. Сентяковой Е.Н., Круговой И.М.- Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф.Ушакова, 2008.

Методические указания содержат цель работы, краткие сведения из теории, сведения о программном обеспечении работы, описания подготовки к выполнению лабораторного задания, по оформлению отчета, контрольные вопросы для проверки знаний и список рекомендуемой литературы. Рассмотрен алгоритм обработки результатов прямых измерений.

Методические указания используются в учебном процессе в объеме 2 академических часов, а также при подготовке к экзамену, защите лабораторных работ.

Рецензент :доцент ________________________Халилов Н.А.

Утверждено на заседании кафедры РСММ,

Протокол № 14 от 18 июня 2008 г.

Начальник кафедры РСМ и М, доцент _______________К.Б.Пальчик

Оценка погрешностей прямых измерений с однократными наблюдениями

Цель работы

- Изучение алгоритмов оценки погрешностей измерений с однократными наблюдениями.

- Приобретение практических навыков работы на персональном компьютере при оценки погрешностей измерений с однократными наблюдениями.

Краткие сведения из теории

Число наблюдений при практическом проведении измерений всегда ограничено, и чем сложнее эксперимент и выше его стоимость, тем оно меньше. В практике электрорадиоизмерений зачастую приходится ограничиваться измерениями с однократными наблюдениями (однократными измерениями).

В случае измерений с многократными наблюдениями необходима статистическая обработка результатов наблюдений. Для однократных измерений она не нужна, что значительно упрощает оценку погрешностей. Более того, при однократных измерениях должна быть соблюдена процедура, обеспечивающая получение результата измерения с погрешностью, не превышающей допускаемую. Ожидаемую погрешность результата измерения оценивают перед измерением (априорная оценка), используя предварительные данные об измеряемой величине, применяемых методе измерений и средствах измерений, а также об условиях проведения измерений.

Для априорной оценки ожидаемой погрешности результата однократного измерения рекомендуется следующий алгоритм.

1. Проводится анализ составляющих погрешности результата измерения по источникам возникновения. Методические погрешности оцениваются либо на основании изучения теоретических зависимостей, описывающих исследуемый объект и метод измерений, либо экспериментальным путем при измерении одной и той же величины различными методами. Для оценки инструментальных и внешних погрешностей используются данные об основных и дополнительных погрешностях применяемых средств измерений. Наконец, субъективные погрешности оцениваются, как правило, экспериментальным путем. При этом оценка систематических погрешностей дается их границами (пределами), а случайных - значениями средних квадратических отклонений (с.к.о.).

2. Неисключенные систематические погрешности суммируются для определения ΔS . Суммирование выполняется с помощью формул, приведенных в методических указаниях к лабораторной работе 1.2

3. Оценивается с.к.о. результата измерения в предположении, что все выявленные отдельные случайные погрешности, имеющие оценки с.к.о: Краткие сведения из теории. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru j (j = l,..,k), независимы. Поэтому для оценки с.к.о. результата измерения Краткие сведения из теории. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru используется формула:

Краткие сведения из теории. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru = Краткие сведения из теории. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru (2.1)

4. С помощью коэффициента Стьюдента находят доверительную границу случайной погрешности Краткие сведения из теории. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru по формуле:

Краткие сведения из теории. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru (2.2)

Для однократных измерений приняты следующие значения tp : при Р = 0,95 tp= 2, а при Р = 0,95 tp= 2,6.

5. Производится оценка доверительной границы ожидаемой погрешности результата измерения. Для прямых однократных измерений рекомендуется вычислять отношение Краткие сведения из теории. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru (по аналогии с многократными наблюдениями). Если μ < 0.5, можно принять ,

Δ = Краткие сведения из теории. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru , а при μ > 8 , Δ = ΔS . Внутри этого интервала значение Δ можно найти по формуле:

Краткие сведения из теории. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru (2.3)

где коэффициент 0.8 учитывает малую вероятность того, что Δs и Краткие сведения из теории. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru одновременно будут иметь свои граничные значения. В случае косвенных измерений правильнее пользоваться формулой:

Краткие сведения из теории. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru (2.4)

Таким образом, можно записать:

Краткие сведения из теории. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru (2.5)

Если полученное значение Δ оказалось больше допускаемой погрешности Δ необходимо либо обратиться к другому методу измерений, либо заменить средства измерений, либо, наконец, изменить определенным образом условия проведения измерений. Если же Δ ≤ Δ, установленная процедура измерений должна обеспечить получение результата измерения с требуемой точностью.

Алгоритмы оценки погрешностей для случаев однократных прямых

и косвенных измерений приведены на рисунках 2.1 и 2.2 .

 
  Краткие сведения из теории. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru

P=0.95 P=0.99

Да Нет

Рис. 2.1 Алгоритм оценки погрешности при однократном прямом

измерении

 
  Краткие сведения из теории. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru

Р=0.95 А

P=0.99

Да Нет

P=0.95 P=0.99

m<0.5 m>8

0.5 Краткие сведения из теории. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru m Краткие сведения из теории. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru 8

Продолжение рисунка 2.1

 
  Краткие сведения из теории. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru

P=0.95 P=0.99

А

Рис. 2.2 Алгоритм оценки погрешности при однократном косвенном

измерении

Краткие сведения из теории. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru А

P=0.95 P=0.99

Да Нет

P=0.95 P=0.99

m<0.5 m>8

0.5 Краткие сведения из теории. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru m Краткие сведения из теории. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru 8

Продолжение рисунка 2.2

Наши рекомендации