ГЛАВА 3 Типы данных, литералы и переменные

В этой главе рассматриваются три основополагающих элемента С#: типы данных, литералы и переменные.

В целом, типы данных, доступные в языке программирования, определяют те виды задач, для решения которых можно применять данный язык. Как и следовало ожидать, в C# предоставляется богатый набор встроенных типов данных, что делает этот язык пригодным для самого широкого применения. Любой из этих типов данных может служить для создания переменных и констант, которые в языке C# называются литералами.

О значении типов данных

Типы данных имеют особенное значение в С#, поскольку это строго типизированный язык. Это означает, что все операции подвергаются строгому контролю со стороны компилятора на соответствие типов, причем недопустимые операции не компилируются. Следовательно, строгий контроль типов позволяет исключить ошибки и повысить надежность программ. Для обеспечения контроля типов все переменные, выражения и значения должны принадлежать к определенному типу. Такого понятия, как "бестиповая" переменная, в данном языке программирования вообще не существует. Более того, тип значения определяет те операции, которые разрешается выполнять над ним. Операция, разрешенная для одного типа данных, может оказаться не-. допустимой для другого.

ПРИМЕЧАНИЕ

В версии C# 4.0 внедрен новый тип данных, называемый dynamic и приводящий к отсрочке контроля типов до времени выполнения, вместо того чтобы производить подобный контроль во время компиляции. Поэтому тип dynamic является исключением из обычного правила контроля типов во время компиляции. Подробнее о типе dynamic речь пойдет в главе 17.

Типы значений в C#

В C# имеются две общие категории встроенных типов данных: типы значений и ссылочные типы. Они отличаются по содержимому переменной. Если переменная относится к типу значения, то она содержит само значение, например 3,1416 или 212. А если переменная относится к ссылочному типу, то она содержит ссылку на значение. Наиболее распространенным примером использования ссылочного типа является класс, но о классах и ссылочных типах речь пойдет далее в этой книге. А здесь рассматриваются типы значений.

В основу языка C# положены 13 типов значений, перечисленных в табл. 3.1. Все они называются простыми типами , поскольку состоят из единственного значения. (Иными словами, они не состоят из двух или более значений.) Они составляют основу системы типов С#, предоставляя простейшие, низкоуровневые элементы данных, которыми можно оперировать в программе. Простые типы данных иногда еще называют примитивными.

Таблица. 3.1. Типы значений в C#

Тип

Значение

Bool

Логический, предоставляет два значения: “истина” или “ложь”

Byte

8-разрядный целочисленный без знака

Char

Символьный

Decimal

Десятичный (для финансовых расчетов)

Double

С плавающей точкой двойной точности

Float

С плавающей точкой одинарной точности

Int

Целочисленный

Long

Длинный целочисленный

Sbyte

8-разрядный целочисленный со знаком

Short

Короткий целочисленный

Uint

Целочисленный без знака

Ulong

Длинный целочисленный без знака

Ushort

Короткий целочисленный без знака

В C# строго определены пределы и характер действия каждого типа значения. Исходя из требований к переносимости программ, C# не допускает в этом отношении никаких компромиссов. Например, тип int должен быть одинаковым во всех средах выполнения. Но в этом случае отпадает необходимость переписывать код для конкретной платформы. И хотя строгое определение размерности типов значений может стать причиной незначительного падения производительности в некоторых средах, эта мера необходима для достижения переносимости программ.

ПРИМЕЧАНИЕ

Помимо простыхтипов, в C# определены еще три категории типов значений: перечисления, структуры и обнуляемые типы. Все они рассматриваются далее в этой книге.

Целочисленные типы

В C# определены девять целочисленных типов: char, byte, sbyte, short, ushort, int, uint, long и ulong. Но тип char применяется, главным образом, для представления символов и поэтому рассматривается далее в этой главе. Остальные восемь целочисленных типов предназначены для числовых расчетов. Ниже представлены их диапазон представления чисел и разрядность в битах.

Тип

Разрядность в битах

Диапазон представления чисел

Byte

0-255

Sbyte

-128-127

Short

-32 768-32 767

Ushort

0-65 535

Int

-2 147 483 648-2 147 483 647

Uint

0-4 294 967 295

Long

-9 223 372 036 854 775 808-9 223 372 036 854 775 807

Ulong

0-18 446 744 073 709 551 615

Как следует из приведенной выше таблицы, в C# определены оба варианта различных целочисленных типов: со знаком и без знака. Целочисленные типы со знаком отличаются от аналогичных типов без знака способом интерпретации старшего разряда целого числа. Так, если в программе указано целочисленное значение со знаком, то компилятор C# сгенерирует код, в котором старший разряд целого числа используется в качестве флага знака. Число считается положительным, если флаг знака равен О, и отрицательным, если он равен 1. Отрицательные числа практически всегда представляются методом дополнения до двух, в соответствии с которым все двоичные разряды отрицательного числа сначала инвертируются, а затем к этому числу добавляется 1.

Целочисленные типы со знаком имеют большое значение для очень многих алгоритмов, но по абсолютной величине они наполовину меньше своих аналогов без знака. Вот как, например, выглядит число 32 767 типа short в двоичном представлении.

Если установить старший разряд этого числа равным 1, чтобы получить значение со знаком, то оно будет интерпретировано как -1, принимая во внимание формат дополнения до двух. Но если объявить его как значение типа ushort, то после установки в 1 старшего разряда оно станет равным 65 535.

Вероятно, самым распространенным в программировании целочисленным типом является тип int. Переменные типа int нередко используются для управления циклами, индексирования массивов и математических расчетов общего назначения. Когда же требуется целочисленное значение с большим диапазоном представления чисел, чем у типа int, то для этой цели имеется целый ряд других целочисленных типов. Так, если значение нужно сохранить без знака, то для него можно выбрать тип uint, для больших значений со знаком — тип long, а для больших значений без знака — тип ulong. В качестве примера ниже приведена программа, вычисляющая расстояние от Земли до Солнца в дюймах. Для хранения столь большого значения в ней используется переменная типа long.

// Вычислить расстояние от Земли до Солнца в дюймах.

Using System;

class Inches {

static void Main() { long inches; long miles;

miles = 93000000; // 93 000 000 миль до Солнца

// 5 280 футов в миле, 12 дюймов в футе, inches = miles * 5280 * 12;

Console.WriteLine("Расстояние до Солнца: " + inches + " дюймов.");

}

}

Наши рекомендации