Вопрос 3. Особенности формирования ассортимента товаров в оптовой и розничной торговле.
Формирование ассортимента товаров — это сложный и непрерывный процесс, основная цель которого заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в товарах при обеспечении прибыльности работы торгового предприятия.
Формирование ассортимента товаров заключается в определении его широты и глубины.
Широта ассортимента определяется количеством товарных групп, а его глубина — количеством видов и разновидностей товаров внутри каждой группы.
В оптовой торговле формирование ассортимента происходит с учетом товарной специализации и функций, выполняемых предприятием торговли.
Например, на складах сезонного хранения ассортимент может быть ограничен одной группой или видом товара (овощи, крупы). Подсортировочно-распределительные склады, предназначенные для снабжения магазинов и других оптовых покупателей товарами широкого ассортимента, строят свою ассортиментную политику в зависимости от имеющейся площади хранения товаров, прогнозируемого товарооборота, возможностей по закупке товаров.
Коммерческими службами оптовых предприятий могут разрабатываться примерные ассортиментные перечни, в которых указывается, какие товары постоянно должны быть на складах. Контроль соответствия фактического ассортимента указанному в перечне должен вестись постоянно.
Ассортимент товаров, находящихся на складах, должен постоянно обновляться, если этого требуют оптовые покупатели. Поэтому коммерческие службы предприятий оптовой торговли должны активно сотрудничать с товаропроизводителями, участвуя тем самым в формировании промышленного ассортимента.
В розничной торговле в основу построения ассортимента должно быть положено рациональное соотношение отдельных групп товаров в зависимости от:
Ø объема товарооборота магазина;
Ø размера торговой площади;
Ø технической оснащенности;
Ø условий товароснабжения.
При формировании ассортимента следует также учитывать:
Ø численность обслуживаемого населения;
Ø уровень его доходов;
Ø наличие в зоне обслуживания магазина промышленных Предприятий, учебных заведений и т. п.;
Ø место расположения магазина по отношению к другие торговым предприятиям (при этом обязательно принимается во внимание ассортимент предлагаемых ими товаров).
Как правило, в универсальных магазинах ассортимент товаров более широкий по сравнению с ассортиментом специализированных магазинов. Однако в специализированных магазинах представлено большее число разновидностей товаров, поэтому для них характерна большая глубина ассортимента.
Работниками магазинов разрабатываются ассортиментные перечни, включающие в себя виды и разновидности товаров, которые постоянно должны быть в продаже. Наличие таких перечней способствует лучшему обслуживанию покупателей, так как позволяет постоянно иметь в продаже необходимые им товары за счет поддержания полноты и стабильности (устойчивости) ассортимента.
При этом под полнотой ассортимента понимается предоставление покупателю широкого выбора разновидностей товаров, а под стабильностью — обеспечение постоянного наличия в продаже определенных разновидностей товаров. Выражением этих показателей являются коэффициенты полноты и стабильности ассортимента.
Коэффициент полноты ассортимента (Кпол) рассчитывают по формуле
где РФ — фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки;
РП — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.
Коэффициент стабильности ассортимента (КСТ) определяется по формуле
где РФ1, РФ2, … РФП — фактическое количество разновидностей товаров на момент отдельных проверок;
РП — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;
П — число проверок.
Коэффициент стабильности ассортимента определяется за какой-либо определенный период, например, месяц, квартал, год.