Объектно-ориентированный подход
До появления Windows как операционной системы для разработки приложений применялось традиционное процедурное программирование. Для создания графических приложений использовались языки Basic, Pascal, затем Turbo Pascal. Все эти способы программирования предполагали исключительное использование видеосистемы, включая все регистры, память и устройство отображения. Появление первой версии Windows с интерфейсом графических устройств (Graphic Device Interface – GDI) изменило стратегию программирования. Появилась возможность писать приложения, которые выглядят привычно для пользователя (с меню, линейками прокрутки, окнами сообщений и т. д.), не думая об операциях ввода/вывода, так как приложения Windows вызывают функции, заменяющие вызовы прерываний MS DOS. Дальнейшее развитие Windows дало возможность пользователям и разработчикам приложений использовать комбинацию графического интерфейса пользователя, многозадачность обработки и независимость от аппаратных средств.
Основная структура, используемая для распространения информации в многозадачной среде, это система сообщений Windows. С точки зрения приложения сообщение является уведомлением о том, что произошло событие, которое может требовать, а может и не требовать выполнения определенных действий.
Это определило появление новой концепции – объектно-ориентированного программирования. Концепция объектно-ориентированного программирования– основа управления процессом реализации программы посредством передачи сообщений объектам, при этом объекты должны определяться совместно с сообщениями, на которые они должны реагировать при выполнении программы.
Основная идея, лежащая в основе объектно-ориентированного подхода к разработке программного обеспечения, очень проста.
Традиционное процедурное программирование имеет дело непосредственно с отдельными составными элементами, а объектно-ориентированное – с объектами в целом. Объектно-ориентированное программирование (ООП)– способ разработки программ, которые состоят из объектов, отдельных фрагментов кода, обрабатывающего данные, взаимодействующие друг с другом через определенные интерфейсы.
Объект – элемент данных, который включает свои собственные методы обработки. Абстрактное представление данных– определение данных через операции, которые могут выполняться над объектами данного типа, при этом значения таких объектов могут модифицироваться и наблюдаться только путем использования этих операций. Применительно к объектно-ориентированному программированию объект это абстрактный тип данных, содержащий структуры данных и набор функций, воздействующих на эти данные. Объекты принимают сообщения, которые могут вызывать изменения объектов.
Например, графический объект – это коллекция данных, которые можно обрабатывать как единое целое и представлять пользователю как часть видимого интерфейса. В частности, графический объект представляет и данные, и функции, определяющие способ изображения данных. Примерами графических объектов являются меню, заголовки, кнопки и полосы прокрутки.
Интерфейс графических устройств сначала появился в MacOS для Macintosh, а системы меню, кнопок и прочего существовали и были доступны и ранее, в рамках процедурного подхода. Все это с успехом используется в MS Windows и его приложениях, на изучение работы которых делается основной акцент в настоящем учебном пособии,
Все программные продукты на платформе IBM PC при процедурно-ориентированном подходе имеют графические пользовательские интерфейсы как для конечного пользователя, так и для разработчиков приложений, основанных на этих продуктах.
Разработчики приложений обнаружили, что они могут широко применять соответствующие интерфейсы прикладного программирования GDI для управления окнами приложений, диалоговыми окнами, меню и другими возможностями GDI. Конечные пользователи с помощью GDI получили более мощные средства доступа к данным и средствам манипулирования данными.
В настоящее время самая популярная система программирования приложений на базе интегрированных средств Microsoft Office – это Microsoft Visual Basic.