Языки доступа к базам данных

Специфика языков доступа к базам данных заклю­чается в том, что при работе с базами данных, как правило, приходится выполнять следующие дей­ствия:

находить данные по заданному адресу или устанав­ливать адреса по известному содержимому; сопоставлять, сортировать и фильтровать данные; формировать новые таблицы данных или модифи­цировать существующие.

В программах, с помощью которых осуществляется доступ к базам данных, нечасто используются различные арифметические операторы, математические функ­ции и пр.

Первой системой программирования баз данных являет­ся dBase II. Впоследствии на ее основе были разработаны первоначальные версии таких языков программирования, как Clipper и FoxPro. Создание систем Oracle и Paradox способ­ствовало увеличению производительности работы с базами данных. В последнее время наиболее популярным языком при работе с базами данных является SQL (Structured Querry Language — структурированный язык запросов).

Clipper — это разработанная фирмой Nantucket Corporation система программирования приложений в среде баз данных. Она включает в себя следующие составляющие:

быстрый компилятор программ;

редактор связей;

развитый интерактивный символический отладчик, позволяющий установить связь с разрабатываемой программой для упрощения ее отладки и имеющий пользовательский интерфейс в форме меню;

библиотеку объектных модулей системных функ­ций; совокупность служебных программ.

SQL является универсальным информационно-логи­ческим языком для разработки, изменения и управ­ления данными. Основными составляющими данно­го языка являются:

· операторы определения данных (DDL);

· операторы манипуляции данными (DML);

· операторы определения доступа к данным (DCL).

Среди достоинств можно отметить следующие:

независимость от конкретной системы управления базами данных;

наличие стандартов;

декларативность (с помощью SQL описываются только данные, с которыми необходимо работать, а способ их обработки определяет сама система при исполнении SQL-запроса).

К недостаткам относят сложность (этот язык разраба­тывался как инструмент работы конкретного пользовате­ля, однако из-за сложности с ним могут работать только программисты) и отступление от стандартов.

БАЗЫ ДАННЫХ В ИНТЕРНЕТЕ

В настоящее время в режиме свободного доступа имеется множество баз данных в Интернете. Од­нако существует ряд сложностей, которые ограни­чивают работу с ними. Прежде всего, интерфейсы доступа и методы подключения к различным базам данных в значи­тельной мере отличаются друг от друга. Причем сложности возникают и у тех, кто хочет получить доступ к базам дан­ных, и у тех, кто хочет его предоставить.

Несмотря на то что в среде WWW отсутствует общая технология доступа к базам данных, в ней есть одна возможность для доступа — формы. При навигации по web-страницам можно встретить пометки, при нажатии на которые пользователь получает не готовую информацию, а специальную форму, которую необходимо заполнить. За­полненная форма отправляется в очередь на обработку соответствующей программе-переходнику, которая связа­на с данной формой. Такие формы являются наиболее удоб­ным интерфейсом для прямого доступа пользователей к базам данных. В настоящее время около 90% интерфейсов строится на использовании таких форм.

Формы создаются с помощью специализированных языков описания форм или интегрированных языков программирования четвертого поколения. Также использу­ются инструменты автоматизированного построения форм в соответствии со схемой базы данных (например, для каж­дой из таблиц реляционной базы данных создается форма, название которой совпадает с заголовком таблицы, а ши­рина полей задается типом данных столбцов).

Этот метод является достаточно простым и не подразу­мевает использования современных технологий Интерне­та. Если работать только с SQL-ориентированными база­ми данных, можно применять простой инструментальный пакет, который в значительной степени упрощает разработ­ку программ-переходников, обеспечивающих совмести­мость с СУБД.

Таким образом, самостоятельное размещение баз данных в Интернете является весьма проблематич­ной задачей, в то время как множество организаций работает с различными базами данных (прайс-листы, дан­ные об имеющихся товарах и предоставляемых услугах, архивы документов и т.п.). Публикация баз данных в Ин­тернете осуществляется на основе MS SQL, Lotus Notes, Server/ASP и др. с помощью специальных web-студий.

ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ

Электронная коммерция базируется на использо­вании информационных технологий для ведения биз -неса. С развитием службы World Wide Web Интер­нет стал более доступным и популярным, что послужило причиной широкого распространения электронной коммер­ции. Она позволяет изменить почти все процессы современ­ного бизнеса, объединяя их в одно целое. Используя Ин­тернет, пользователи могут искать и заказывать товары, обмениваться актуальной информацией о товарах и услу­гах с другими потребителями.

Изначально электронная коммерция подразумевала продажу товаров и денежные переводы посредством Интернета (например, с использование кредитных карт). В настоящее время под термином «электронная ком­мерция» понимают все аспекты ведения бизнеса, которые могут проходить с использованием Интернета.

Принято выделять следующие виды электронной коммерции:

· электронная коммерция как торговля в сети (покуп­ка-продажа товаров и услуг в Интернете);

· электронная коммерция как рынок (при участии про­изводителя и потребителя).

К основным составляющим электронного рынка от­носятся:

· продукты (товары и услуги);

· игроки (поставщики, брокеры, магазины, потреби­тели);

· процессы (производство, поставка, распростране­ние, потребление, конкуренция, обмен и т.п.).

Главное отличие электронного рынка от обычного состо­ит в том, что часть его элементов являются «виртуальными». Несмотря на ряд достоинств (привлечение значительного числа поставщиков и потребителей), возникновение элек­тронного рынка породило ряд специфических проблем (трансакционные издержки, оказывающие негативное вли­яние на эффективность электронных сделок).

Электронная коммерция — это не только покупка и продажа товаров и услуг в сети. В Интернет-магази­нах можно предлагать свою продукцию потребите­лям, находить поставщиков, заключать с ними контракты, оплачивать счета, нанимать сотрудников, проводить раз­личные маркетинговые акции, заключать сделки. Электронная коммерция сильно влияет на процессы производства и распространения товаров и на то, как пользователь по­лучает интересующую его информацию и совершает по­купки.

Наши рекомендации