Языки доступа к базам данных
Специфика языков доступа к базам данных заключается в том, что при работе с базами данных, как правило, приходится выполнять следующие действия:
находить данные по заданному адресу или устанавливать адреса по известному содержимому; сопоставлять, сортировать и фильтровать данные; формировать новые таблицы данных или модифицировать существующие.
В программах, с помощью которых осуществляется доступ к базам данных, нечасто используются различные арифметические операторы, математические функции и пр.
Первой системой программирования баз данных является dBase II. Впоследствии на ее основе были разработаны первоначальные версии таких языков программирования, как Clipper и FoxPro. Создание систем Oracle и Paradox способствовало увеличению производительности работы с базами данных. В последнее время наиболее популярным языком при работе с базами данных является SQL (Structured Querry Language — структурированный язык запросов).
Clipper — это разработанная фирмой Nantucket Corporation система программирования приложений в среде баз данных. Она включает в себя следующие составляющие:
быстрый компилятор программ;
редактор связей;
развитый интерактивный символический отладчик, позволяющий установить связь с разрабатываемой программой для упрощения ее отладки и имеющий пользовательский интерфейс в форме меню;
библиотеку объектных модулей системных функций; совокупность служебных программ.
SQL является универсальным информационно-логическим языком для разработки, изменения и управления данными. Основными составляющими данного языка являются:
· операторы определения данных (DDL);
· операторы манипуляции данными (DML);
· операторы определения доступа к данным (DCL).
Среди достоинств можно отметить следующие:
независимость от конкретной системы управления базами данных;
наличие стандартов;
декларативность (с помощью SQL описываются только данные, с которыми необходимо работать, а способ их обработки определяет сама система при исполнении SQL-запроса).
К недостаткам относят сложность (этот язык разрабатывался как инструмент работы конкретного пользователя, однако из-за сложности с ним могут работать только программисты) и отступление от стандартов.
БАЗЫ ДАННЫХ В ИНТЕРНЕТЕ
В настоящее время в режиме свободного доступа имеется множество баз данных в Интернете. Однако существует ряд сложностей, которые ограничивают работу с ними. Прежде всего, интерфейсы доступа и методы подключения к различным базам данных в значительной мере отличаются друг от друга. Причем сложности возникают и у тех, кто хочет получить доступ к базам данных, и у тех, кто хочет его предоставить.
Несмотря на то что в среде WWW отсутствует общая технология доступа к базам данных, в ней есть одна возможность для доступа — формы. При навигации по web-страницам можно встретить пометки, при нажатии на которые пользователь получает не готовую информацию, а специальную форму, которую необходимо заполнить. Заполненная форма отправляется в очередь на обработку соответствующей программе-переходнику, которая связана с данной формой. Такие формы являются наиболее удобным интерфейсом для прямого доступа пользователей к базам данных. В настоящее время около 90% интерфейсов строится на использовании таких форм.
Формы создаются с помощью специализированных языков описания форм или интегрированных языков программирования четвертого поколения. Также используются инструменты автоматизированного построения форм в соответствии со схемой базы данных (например, для каждой из таблиц реляционной базы данных создается форма, название которой совпадает с заголовком таблицы, а ширина полей задается типом данных столбцов).
Этот метод является достаточно простым и не подразумевает использования современных технологий Интернета. Если работать только с SQL-ориентированными базами данных, можно применять простой инструментальный пакет, который в значительной степени упрощает разработку программ-переходников, обеспечивающих совместимость с СУБД.
Таким образом, самостоятельное размещение баз данных в Интернете является весьма проблематичной задачей, в то время как множество организаций работает с различными базами данных (прайс-листы, данные об имеющихся товарах и предоставляемых услугах, архивы документов и т.п.). Публикация баз данных в Интернете осуществляется на основе MS SQL, Lotus Notes, Server/ASP и др. с помощью специальных web-студий.
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ
Электронная коммерция базируется на использовании информационных технологий для ведения биз -неса. С развитием службы World Wide Web Интернет стал более доступным и популярным, что послужило причиной широкого распространения электронной коммерции. Она позволяет изменить почти все процессы современного бизнеса, объединяя их в одно целое. Используя Интернет, пользователи могут искать и заказывать товары, обмениваться актуальной информацией о товарах и услугах с другими потребителями.
Изначально электронная коммерция подразумевала продажу товаров и денежные переводы посредством Интернета (например, с использование кредитных карт). В настоящее время под термином «электронная коммерция» понимают все аспекты ведения бизнеса, которые могут проходить с использованием Интернета.
Принято выделять следующие виды электронной коммерции:
· электронная коммерция как торговля в сети (покупка-продажа товаров и услуг в Интернете);
· электронная коммерция как рынок (при участии производителя и потребителя).
К основным составляющим электронного рынка относятся:
· продукты (товары и услуги);
· игроки (поставщики, брокеры, магазины, потребители);
· процессы (производство, поставка, распространение, потребление, конкуренция, обмен и т.п.).
Главное отличие электронного рынка от обычного состоит в том, что часть его элементов являются «виртуальными». Несмотря на ряд достоинств (привлечение значительного числа поставщиков и потребителей), возникновение электронного рынка породило ряд специфических проблем (трансакционные издержки, оказывающие негативное влияние на эффективность электронных сделок).
Электронная коммерция — это не только покупка и продажа товаров и услуг в сети. В Интернет-магазинах можно предлагать свою продукцию потребителям, находить поставщиков, заключать с ними контракты, оплачивать счета, нанимать сотрудников, проводить различные маркетинговые акции, заключать сделки. Электронная коммерция сильно влияет на процессы производства и распространения товаров и на то, как пользователь получает интересующую его информацию и совершает покупки.