П2. Некоторые моменты базовой обработки звука
Все пост–обработки, то есть операции, выполняемые после записи, делаются на самом последнем этапе. Если вы занимаетесь монтажом, что–то убирая и подрезая, то это надо делать до применения всех фильтров. Во всех современных программах аудио–редактирование есть элемент меню, обычно называемый "Фильтры" (Filters). Так, например, выглядит Filters в SoundStudio.
Это и есть то самое место, где прячутся все премудрости. Базовая обработка звука включает несколько обязательных и несколько опциональных этапов. Один из основополагающих принципов гласит: "Сначала убираем, а потом добавляем". То есть начать надо с того, что убирает нечто из вашего звука.
Из всего многообразия нам сейчас важен Expander/Dynamic Expander. Этот фильтр позволяет заметно улучшить звук в тех местах, которые, хотя и тихие, но лишние. Речь идет о шуме, дыхании, причмокиване и прочих совершенно излишних звуках. Expander позволяет их убрать, задавая всего два основных параметра: Threshold и Ratio. Threshold в этом, как и во всех других фильтрах, определяет порог срабатывания. Ratio определяет степень применения эффекта. Это тоже общее понятие для многих фильтров, но в данном случае означает, насколько сильно подавлять звук, который тише заданного Threshold. Общего правила и правильных установок в природе не существует. Это зависит от специфики вашего аудио, от его уровня и от характера нежелательных звуков. Единственная рекомендация – не переусердствовать. Этот фильтр при том, что обрабатывает только тихие звуки, может удивительно и безобразно ухудшить ваш звук. Как правило, не стоит выбирать слишком высокий Ratio. До 1.5 на практике вполне достаточно и безопасно. Threshold между –30 –40 dB можно использовать как рекомендованный диапазон, конечно, если в процессе записи вы следовали вышеприведенным рекомендациям по уровню.
После того, как тихие, но лишние звуки уничтожены, можно взяться за основную, громкую часть. Наша задача сделать ее ровнее по уровню и громче в целом. Это необходимо для обеспечения комфортного прослушивания. Если Expander можно иногда и пропустить, особенно если звук чистый в тихих местах, то Compressor никогда нельзя игнорировать. На приведенной картинке он называется Dynamics Compressor. В некоторых других программах он может называться Dynamics и иногда объединяется вместе с Expander. С точки зрения параметров компрессор очень похож на Expander. Два обязательных и в этом случае называются Threshold и Ratio. Однако смысл Threshold тут прямо противоположный – он определяет уровень (громкость звука), начиная с которого все то, что громче будет ослабляться. Как нетрудно догадаться, Ratio задает степень этого ослабление. Так например Ratio=2 означает, что все, что выше Threshold станет тише в 2 раза. В результате применения компрессора достигается уменьшение громкости тех моментов, которые вы определили как громкие. Очевидно, определили, задавая подходящий для вашего конкретного случая Threshold. Какой будет подходящим – можете ответить только вы.
Посмотрите на ваш файл в аудиоредакторе и решите, какой у вас средний уровень. После этого уменьшите это число еще процентов на 30 и получите искомый Threshold. Ratio вы можете выбрать по вкусу. Есть поклонники агрессивной компрессии (Ratio 3–6 и даже выше) и низкой (меньше 3х). Экспериментируйте, слушайте и решайте, что вам по вкусу.
После компрессора иногда стоит запустить фильтр Limiter / Leveler. Его нет в моем меню, но по сути это просто Compressor с максимально–высоким Ratio и минимально–коротким временем атаки (Attack Time). Он используется для убирания пиков. Как правило, у начинающих есть пики. Глядя на свой звук, вы без труда обнаружите их наличие или отсутствие. Если они есть, то надо дать Ratio равным уровню того, громче чего вы не хотите слышать. То есть все, что громче ослабится до уровня Threshold.
Еще пара параметров, о которых пока не было сказано внятных слов, это время атаки (Attack Time) и время освобождения (Release time). Первый определяет, как долго уровень сигнала должен быть тише (для Expander) или громче (для Compressor/Limiter). Только через этот интервал ваш фильтр сработает. Время освобождения, как вы уже догадались, определяет все наоборот и означает, как долго уровень сигнала держится громче (Expander) или тише (Compressor) до того, как действие фильтров прекратится. Этими параметрами стоит поиграть, но в разумных пределах. Обычно при записи голоса, время атаки выбирается между 0.010–0.050 сек., а время освобождения между 0.05–0.150 сек. в зависимости от вашего голоса и того, что вам нравится на слух.
Последний, обязательный этап – нормализация (Normalize). Он поднимает весь ваш звук до заданного максимума. Тут обычно задается один единственный параметр – Level. Либо в процентах, либо в отрицательных значениях dB. Его стоит задавать близким к 100% или 0 dB, однако немного меньше максимума. 95–97% будет правильным значением (–0.4 –0.1 dB).
П3. Полезные ссылки
· WebSound.Ru – авторский некоммерческий электронный журнал WebSound.Ru, посвященный компьютерному звуку, технологиям, музыке и цифровому аудио–музыкальному творчеству. Здесь вы найдете новости, статьи, размышления, анонсы, программное обеспечение, информацию и полезные ссылки, тем или иным образом связанные с цифровым аудио.
· Несколько замечаний о строительстве шоу – очень познавательная заметка от всем известного Bobuk.
· Теория и Практика Звукозаписи – мой образовательно–развлекательный подкаст о звуке и подкастах.