Информатика и информационные технологии
Термином «информатика» обозначают круг дисциплин, изучающих проблемы представления, обработки, хранения и передачи информации. В западной литературе для этих дисциплин используется термин «computer science» - компьютерные науки. Теоретическую основу информатики составляет группа фундаментальных дисциплин, связанных с математикой: математическая логика, комбинаторный анализ, дискретная математика. Информатика имеет и свои собственные разделы:
1. архитектура ЭВМ,
2. операционные системы,
3. теоретическое программирование,
4. теория баз банных.
Исследованиями, связанными с получением новых, не известных человечеству знаний, занимается наука, а применение этих знаний для создания и использования материальных и духовных ценностей занимается технология. В технике технология – совокупность методов переработки (преобразования исходного сырья какими либо средствами с целью получения конечной продукции). Достижения информатики как науки воплощаются в информационных технологиях.
Под информационными технологиями (ИТ) понимается совокупность методов и средств, связанных с информационной деятельностью в различных сферах. В проектировании и создании конкретных ИТ переплетаются много задач из различных научных дисциплин. Как наука ИТ включает методологические и методические положения, организационные установки, методы использования инструментально-технических средств и т.д., все то, что регламентирует и поддерживает информационное производство и деятельность людей, вовлеченных в это производство. Трансформация новых научных знаний в конкретную информационную технологию - основная задача ИТ как науки.
Информационные технологии являются примером уникального синтеза компьютерной техники и средств передачи и отображения информации. Используя замечательные достижения в области микропроцессорной техники, средств передачи и обработки сигналов, шифрования, техники хранения и воспроизведения информации, информационные технологии позволяют собирать, накапливать, анализировать и доставлять информацию потребителям - ученым, инженерам, руководителям, политикам, врачам, юристам, банковским служащим независимо от объема информации и расстояния.
Информационные технологии существенным образом повышают эффективность человеческой деятельности за счет освобождения человека от рутинных операций, оперативного информационного обслуживания, выполнения разнообразных вычислений.
За счет разработки новых и использования уже зарекомендовавших себя информационных технологий общество эффективно эксплуатирует информационные ресурсы, создавая наукоемкую продукцию, развивая образование, торговлю, экономику. В основе социально-экономического благополучия развитых стран лежат мировые информационные ресурсы и умение их эффективно использовать.
Информационные технологии обладают интегрирующим свойством по отношению ко всем остальным технологиям. Так, в информационных системах, в которых моделируются процессы реальных отношений (промышленное предприятие, транспортная фирма, банк, спортивная ассоциация, страховая компания и пр.), на компьютерной базе происходит своеобразный синтез разнообразных знаний в определенной предметной области. За счет предварительной формализации этими знаниями можно манипулировать и анализировать ситуации. Базы данных, а затем и базы знаний позволяют осуществить некоторую автоматизацию научной деятельности.
Можно без преувеличения сказать, что информационные технологии формируют передний край научно-технического прогресса, создают информационный фундамент развития науки и других технологий. Информационные технологии призваны освободить человека от рутинного умственного труда и усилить его творческие возможности.
Информация о результатах деятельности человечества непосредственно отражается в системе образования, основная цель которого - формировать знания о жизненно важных направлениях науки, техники, культуры и воспитывать на этой основе специалистов - разработчиков и производителей качественной продукции, технологий, произведений искусства и культуры. Оказалось, что информатизация системы образования становится одним из ключевых условий, определяющих последующее успешное развитие экономики, науки и культуры. Сегодня это стало проверенным жизнью курсом.
При этом следует отметить, что необходима подготовка кадров с новым стилем мышления, для чего в свою очередь необходимо приобретение знаний в области информационных технологий и использование в образовании интеллектуальных обучающих систем (для повышения эффективности обучения) на основе баз знаний и обучающих экспертных систем.
На наших глазах общество, основанное на информации и знаниях, постепенно организуется в глобальную кооперацию, базирующуюся на совместном использовании информации. Здесь проявляется стремление человечества к планетарной общности. Доминантами общественного развития становятся знания и информационные технологии, а информационный потенциал нации определяет ее социально-экономическое положение в мировом сообществе. Вот почему последнее десятилетие XX в. и следующее столетие связывают с информатизацией общества, рассматривая ее как процесс эффективного освоения информационных ресурсов. Признак информационного общества - это приобретение знаний и их эффективное использование.
Процесс возрастания роли информации во всех областях жизни общества оказался фундаментальным для цивилизации. Он прежде всего предполагает обучение населения страны навыкам работы на компьютере, что позволит решать профессиональные задачи средствами компьютерной техники. Развитие нашей цивилизации переходит в стадию постиндустриального общества. В этом обществе информация и знания становятся стратегическими ресурсами и влекут за собой многие социальные изменения. Происходит переход от общества производства к обществу предоставления услуг - образования, здравоохранения, социального обеспечения.
Как промышленная революция когда-то позволила снизить уровень физического труда, информационная революция снизит роль рутинной интеллектуальной работы. Информация стала основным объектом современного общества. Она отображает реальную действительность и ни одна сфера человеческой деятельности будь то государство, общество, отдельная личность не может развиваться без нужной информации.
С появлением новых информационных технологий, основанных на глубоком кооперировании средств вычислительной техники и систем телекоммуникаций, информация стала постоянным и необходимым атрибутом обеспечения деятельности государства, юридических лиц, общественных организаций и отдельных граждан. От ее достоверности, полноты и оперативности получения зависит полезность принимаемых решений от главы государства до домохозяйки.
Проникновение компьютерной техники в живую ткань общества включает в себя формирование новых трудовых навыков и умений, перестройку рабочих мест, изменение формы и содержания многих актов профессиональной деятельности людей и их быта.
Становится реальностью (особенно это важно для нашей страны, отрезанной долгие годы информационным занавесом от остального мира) трансграничность информации. Современные связи индивидуумов и современное гражданство легко переплескивают те или другие государственные границы и связаны с личными отношениями, общением в сфере культуры. Рушится гипноз государственного приоритета.
Сейчас ни одну крупную проблему нельзя успешно решить без переработки значительных объемов информации и налаженных коммуникационных процессов. Фирма, предприятие, административный институт, организация создают сейчас свои основные стратегические преимущества с помощью информационных технологий, уникальных знаний экспертов и квалификации персонала. Овладение информационными массивами во благо своей деятельности с помощью информационных технологий и составляет основу процесса информатизации общества.
Информатизация общества представляется одним из мощных средств развития интеллекта общества и повышения его организованности. На основе информационных технологий формируется передний край научно-технического прогресса, создается фундамент последних достижений науки и новых технологических решений.